Стиховны

Стихо́вны – сти­хиры на сти­ховне, назван­ные так потому, что при­со­еди­ня­ются не к стихам повсе­днев­ных псал­мов, а к особым стихам, при­но­ров­лен­ным к празд­нику.

Про­ис­хож­де­ние «сти­хо­вен» доста­точно древ­нее. В синай­ской утрене VII века уже име­ется одна сти­ховна, назы­ва­е­мая там «Тро­парь на Свете Тихий или на Спо­доби Гос­поди». «Сти­хов­нами» они названы в уста­вах IX в. и встре­ча­ются уже в том же числе, что и в наше время. Вос­крес­ные сти­ховны, назы­ва­е­мые «сти­хи­рами по алфа­виту», напо­ми­нают первую главу трех стихир на «Гос­поди воз­звах». При­пи­сы­ва­ются они св. Иоанну Дамас­кину, как о том сви­де­тель­ствуют уставы сту­дий­ские в южно-ита­льян­ской редак­ции и типики гру­зин­ские. Неко­то­рые гре­че­ские иеру­са­лим­ские уставы их име­нуют «восточ­ные по алфа­виту» (Дока­за­тель­ство того, что anatolika – не Ана­то­ли­евы, а восточ­ные.).

Пение первой сти­хов­ной сти­хиры начи­на­ется точно так же, как и при пении литий­ных стихир: сна­чала кано­нарх (чтец) воз­гла­шает глас и про­чи­ты­вает первую строку сти­хиры до первой или до второй запя­той, и сразу хор поёт эту же сти­хиру с самого её начала. Напри­мер: Глас первый! Стра́стию Твое́ю Христе́!

В суб­боту вечера к сти­хов­нам служат при­пе­вом стихи:
«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся
Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится

Дому Твоему подо­бает свя­тыня, Гос­поди, в дол­готу дний»

В будние дни:
«К тебе воз­ведох очи мои, Живу­щему на небеси. Се яко очи раб в руку гос­по­дий своих, яко очи рабыни в руку гос­пожи своей: тако очи наши ко Гос­поду Богу нашему, дон­деже ущед­рит ны».
«Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас, яко по многу испол­ни­хомся уни­что­же­ния. Наи­паче напол­нися душа наша поно­ше­ния гобзу­ю­щих, и уни­что­же­ния гордых».

Содер­жатся в Минее, Окто­ихе и Триоди.

Сти­хиры на сти­ховне

1‑я сти­хира
Цер­ков­носл. Рус­ский
Глас 1
Стра́стию Твое́ю Христе́, от страсте́й свободи́хомся, и Воскре́сением Твои́м из истле́ния изба́вихомся, Го́споди, сла́ва Тебе́. Твоими стра­да­ни­ями, Христе, мы осво­бо­ди­лись от стра­да­ний и Твоим вос­кре­се­нием изба­ви­лись от тления. Гос­поди, слава Тебе!
Глас 2
Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, всю́ про­свети́ вселе́нную и призва́л еси́ Твое́ созда́ние: всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́. Вос­кре­се­ние Твое, Хри­стос Спа­си­тель, про­све­тило всю все­лен­ную, и Ты при­звал к Себе Свое созда­ние: Все­мо­гу­щий Гос­поди, слава Тебе!
Глас 3
Стра́стию Твое́ю, Христе́, омрачи́вый со́лнце и све́том Твоего́ Воскре́сения, просвети́вый вся́ческая, приими́ на́шу вече́рнюю пе́снь, Человеколю́бче. Христе, Своими стра­да­ни­ями омра­чив­ший солнце и светом Своего вос­кре­се­ния про­све­тив­ший все! Приими нашу вечер­нюю песнь, Чело­ве­ко­лю­бец.
Глас 4
Го́споди, возше́д на Кре́ст, пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́, и соше́д во а́д, ве́чныя у́зники свободи́л еси́, нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду: сего́ ра́ди пою́ще сла́вим животворя́щее и спаси́тельное Твое́ воста́ние. Ты, Гос­поди, восшел на крест, уни­что­жил наше от пра­ро­ди­те­лей насле­до­ван­ное про­кля­тие; нисшед в ад, осво­бо­дил бывших в нем от века узни­ков и даро­вал нетле­ние чело­ве­че­скому роду. Посему вос­пе­ваем и про­слав­ляем Твое живо­твор­ное и спа­си­тель­ное вос­кре­се­ние.
Глас 5
Тебе́, Воплоще́ннаго Спа́са Христа́, и Небе́с не разлучи́вшася, во гла́сех пе́ний велича́ем: я́ко Кре́ст и сме́рть прия́л еси́ за ро́д на́ш, я́ко Человеколю́бец Госпо́дь, испрове́ргий а́дова врата́, тридне́вно воскре́сл еси́, спаса́я ду́шы на́шя. Гласом пес­но­пе­ний вели­чаем Тебя, вопло­тив­ше­гося, но не оста­вив­шего небес Спа­си­теля Христа; ибо Ты за род наш вос­при­нял крест и смерть, как чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь, раз­ру­шил врата ада и в третий день вос­крес, спасая души наши.
Глас 6
Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити. Твое вос­кре­се­ние, Хри­стос Спа­си­тель, вос­пе­вают на небе­сах Ангелы. Удо­стой и нас на земле чистым серд­цем про­слав­лять Тебя.
Глас 7
Воскре́сл еси́ из гро́ба, Спа́се ми́ра, и совоздви́гл еси́ челове́ки с пло́тию Твое́ю: Го́споди, сла́ва Тебе́. Ты, Спа­си­тель мира, вос­крес из гроба и вместе с Своею плотию вос­кре­сил людей. Гос­поди, слава Тебе! (Еф.2:6. Кол.2:12, 3:1.)
Глас 8
Возше́л еси́ на Кре́ст, Иису́се, снизше́дый с Небесе́: прише́л еси́ на сме́рть, Животе́ Безсме́ртный, к су́щым во тьме́ Све́т и́стинный: к па́дшым все́х Воскре́сение, просвеще́ние, и Спа́се на́ш, сла́ва Тебе́. Взошел на крест Ты, Иисусе, нис­шед­ший с небес; пришел на смерть – бес­смерт­ная жизнь, к пре­бы­вав­шим во тьме – истин­ный свет, к падшим – вос­кре­се­ние всех. Свет и Спа­си­тель наш, слава Тебе!

Сти­хиры на сти­ховне дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков

1‑я сти­хира

Цер­ков­носл. Рус­ский

Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы, глас 2‑й

Всеми́рная ра́дость от пра́ведных возсия́ на́м, от Иоаки́ма и Анны — Всепе́тая Де́ва, Яже премно́гия ра́ди чистоты́ хра́м Бо́жий одушевле́нный быва́ет и еди́на вои́стину Богоро́дица познава́ется. Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, ми́р ми́ру низ­посли́, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Все­мир­ная радость от пра­вед­ных вос­си­яла нам, – / от Иоакима и Анны – все­п­ро­слав­лен­ная Дева, / Кото­рая за пре­из­бы­ток чистоты / оду­шев­лен­ным храмом Божиим ста­но­вится / и одна поис­тине Бого­ро­ди­цей явля­ется. / Её моль­бами, Христе Боже, / мир миру нис­по­шли, / и душам нашим вели­кую милость.

Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня, глас 5‑й

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, / благоче́стия непобеди́мая побе́да, / дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, / Це́ркве огражде́ние, / и́мже тля разори́ся и упраздни́ся, / и попра́ся сме́ртная держа́ва, / и вознесо́хомся от земли́ к небе́сным, / ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче, / сла́во му́чеников, / преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние, / приста́нище спасе́ния, / да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость. Радуйся, живо­нос­ный Крест, / зна­ме­ние неодо­ли­мое бла­го­че­стия победы, / дверь рая, верных утвер­жде­ние, / Церкви ограж­де­ние, / кото­рым уни­что­жено и упразд­нено про­кля­тие, / и погло­щена сила смерти, / и мы воз­не­сены от земли к небе­сам; / оружие непо­бе­ди­мое, демо­нам про­ти­во­бор­ству­ю­щий, / слава муче­ни­ков, / пре­по­доб­ных истин­ное укра­ше­ние, / при­ста­нище спа­се­ния, / дару­ю­щий миру вели­кую милость!

Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, глас 5‑й

Ра́дуйся, Не́бо и земля́, / Не́бо У́мное гряду́щее зря́ще, / в Боже́ственный дом воспита́тися че́стно, / Де́ву eди́ну и непоро́чную, / к Не́йже, дивя́ся, Заха́рия вопия́ше: / Две́ре Госпо́дня, хра́ма отверза́ю Тебе́ двéри, / ра́дующися, в нем ликовству́й, / позна́х бо и ве́ровах, / я́ко уже́ избавле́ние прии́дет проявле́нно Изра́илево / и роди́тся из Тебе́ Бог Сло́во, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость. Раду­ется небо и земля, / видя мыс­лен­ное Небо, идущее в боже­ствен­ный дом, / чтобы быть вос­пи­тан­ной в бла­го­го­ве­нии, – / Деву един­ствен­ную и непо­роч­ную, / к Кото­рой в изум­ле­нии Заха­рия взывал: / “Дверь Гос­подня! Я откры­ваю Тебе двери храма; / радостно в нем ликуй, / ибо узнал я и уве­ро­вал, / что избав­ле­ние Изра­иля уже оче­видно придет, / и родится от Тебя Бог Слово, / дару­ю­щий миру вели­кую милость!”

Рож­де­ство Хри­стово, глас 2‑й

Ве́лие и пресла́вное чу́до соверши́ся днесь: / Де́ва ражда́ет, и утро́ба не истлева́ет, / Сло́во воплоща́ется и Oтца́ не отлуча́ется, / А́нгели с па́стырьми сла́вят, / и мы с ни́ми вопие́м: / сла́ва в Вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир. Вели­кое и дивное чудо совер­ши­лось в сей день: / Дева рож­дает и чрево Её не повре­жда­ется. / Слово вопло­ща­ется и с Отцом не раз­лу­ча­ется. / Ангелы с пас­ту­хами славят, / и мы с ними воз­зо­вем: / “Слава в вышних Богу и на земле мир!”

Бого­яв­ле­ние, глас 2‑й

На Иoрда́нстей реце́ / ви́дев Тя Иоа́нн, к себе́ гряду́ща, глаго́лаше: / Христе́ Бо́же, что к рабу́ прише́л eси́, / скве́рны не имы́й, Го́споди? / Во и́мя же чие́ Тя крещу́? / Oтца́? Но Того́ но́сиши в Себе́. / Сы́на? Но Сам eси́ воплоти́выйся. / Ду́ха Свята́го? / И Сего́ ве́си дая́ти ве́рным усты́. / Явле́йся Бо́же, поми́луй нас. Иоанн, увидев Тебя, Христе Боже, / при Иор­дане реке к себе идущим, воз­гла­шал: / “Что явился Ты, Гос­поди, к рабу, не имея нечи­стоты? / В чье же имя Тебя крещу? / Отца? Но Его Ты носишь в Самом Себе. / Сына? Но это Ты Сам, вопло­щен­ный. / Духа Свя­того? / И Его Ты можешь верным давать устами”. / Явив­шийся Боже, поми­луй нас!

Сре­те­ние Гос­подне, глас 7‑й

Украси́ твой черто́г, Сио́не, / и подыми́ Царя́ Христа́, / целу́й Мари́ю, Небе́сную Дверь: / Та бо престо́л Херуви́мский яви́ся, / Та но́сит Царя́ Сла́вы. / О́блак све́та есть Де́ва, / нося́щи на рука́х Сы́на пре́жде денни́цы, / Его́же прие́мь Симео́н на ру́ки своя́, / пропове́дуя лю́дям Влады́ку Сего́ бы́ти живота́ и сме́рти / и Спа́са ми́ру. Укрась, Сион, свой брач­ный чертог / и прими Царя – Христа. / При­вет­ствуй Марию – Небес­ную Дверь, / ибо Она пре­сто­лом Херу­вим­ским яви­лась, / Она держит Царя Славы. / Обла­ком света явля­ется Дева, / нося­щая на руках Сына, / прежде утрен­ней звезды рож­ден­ного. / Заклю­чив Его в свои объ­я­тия, / Симеон про­воз­гла­сил наро­дам, / что Он – Вла­дыка жизни и смерти / и Спа­си­тель мира.

Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, глас 4‑й

В шесты́й ме́сяц по́слан бысть Арха́нгел / к Де́ве Чи́стей / и, ра́доватися Ей прире́к, / бла­го­ве­сти́ из Нея́ Изба́вителю проити́. / Те́мже, прие́мши целова́ние, / зача́т Тя, Преве́чнаго Бо́га, / несказа́нно благоволи́вшаго вочелове́читися / во спасе́ние душ В шестой месяц послан был Архан­гел к Деве Чистой / и “Радуйся!” Ей воз­гла­сив, / воз­ве­стил благую весть, / что от Неё Иску­пи­тель про­изой­дет. / Потому Она, приняв с верою то при­вет­ствие, / зачала Тебя, Пред­веч­ного Бога, / неиз­ре­ченно бла­го­во­лив­шего воче­ло­ве­читься / для спа­се­ния душ наших.

Пре­об­ра­же­ние Гос­подне, глас 1‑й

И́же дре́вле с Моисе́ом глаго́лавый на горе́ Сина́йстей о́бразы, / Аз есмь, глаго́ля, Сый, / днесь на горе́ Фаво́рстей преобра́жся пред уче­ники́, / показа́ началообра́зную добро́ту зра́ка, / в Себе́ восприи́м челове́ческое суще­ство́, / и таковы́я благода́ти свиде́тели поста́вль – Моисе́я и Илию́, / о́бщники творя́ше весе́лия, / провозвеща́ющия сла́вное Креста́ ра́ди / и спаси́тельное воскресе́ние. Тот, Кто в древ­но­сти бесе­до­вал / с Мои­сеем на горе Синае посред­ством обра­зов, / говоря: “Я – вечно Суще­ству­ю­щий”, / в сей день на горе Фавор пре­об­ра­зив­шись пред уче­ни­ками, / пока­зал пер­во­на­чаль­ную кра­соту Божия образа / в вос­при­ня­той на Себя чело­ве­че­ской при­роде / и, поста­вив сви­де­те­лями такой бла­го­дати Моисея и Илию, / сделал их участ­ни­ками радо­сти, / пред­ре­ка­ю­щими завер­ше­ние Твоего слу­же­ния через Крест / и спа­си­тель­ное Вос­кре­се­ние.

Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, глас 4‑й

Прииди́те, воспое́м, лю́дие, / Пресвяту́ю Де́ву Чи́стую, / из Нея́же неизрече́нно про́йде, / вопло́щся, Сло́во О́тчее, / зову́ще и глаго́люще: / благослове́нна Ты в жена́х, / блаже́нное чре́во, вмести́вшее Христа́. / Того́ святы́м рука́м ду́шу преда́вши, / моли́ся, Пречи́стая, / спасти́ся душа́м на́шим. При­дите, вос­поем, люди, / все­свя­тую Деву чистую, / из Кото­рой неиз­ре­ченно прошло / вопло­тив­ше­еся Слово Отчее, / вос­поем, вос­кли­цая и воз­гла­шая: / “Бла­го­сло­венна Ты между женами; / бла­женно чрево, вме­стив­шее Христа!” / В Его святые руки душу предав, / хода­тай­ствуй, Пре­чи­стая, / о спа­се­нии душ наших.

Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим, глас 8‑й

Ра́дуйся и весели́ся, гра́де Сио́не, / красу́йся и ра́дуйся Це́ркве Бо́жия, / се бо Царь твой прии́де в пра́вде, / на жребя́ти седя́, от детей воспева́емый: / оса́нна в вы́шних, благослове́н еси́, / Име́яй мно́жество щедро́т, поми́луй нас. Радуйся и весе­лись град Сион, / ликуй и тор­же­ствуй Цер­ковь Божия! / Ибо вот, пришел Царь Твой пра­вед­ный, / вос­се­да­ю­щий на моло­дом осле / и детьми при­вет­ству­е­мый в песни: / “Осанна в вышних, бла­го­сло­вен Ты, / име­ю­щий мило­сер­дие без­мер­ное, поми­луй нас!”

Воз­не­се­ние Гос­подне, глас 2‑й

Роди́лся еси́, я́ко Сам восхоте́л еси́, / яви́лся еси́, я́ко Сам изво́лил еси́, / пострада́л еси́ пло́тию Бо́же наш, / из ме́ртвых воскре́сл еси́ попра́в смерть. / Возне́слся еси́ во сла́ве, вся́ческая исполня́яй, / и посла́л еси́ нам Ду́ха Боже́ственнаго, / е́же воспева́ти и сла́вити Твое́ Боже­ство́. Родился Ты, как Сам вос­хо­тел; / явился миру, как Сам бла­го­во­лил; / постра­дал плотию, Боже наш; / из мерт­вых вос­крес, поправ смерть; / воз­несся во славе, все Напол­ня­ю­щий, / и послал нам Духа Боже­ствен­ного, / чтобы мы вос­пе­вали и сла­вили Твое Боже­ство.

Пяти­де­сят­ница, глас 6‑й

Не разуме́юще язы́цы, Го́споди, Пресвята́го Ду́ха / на апо́столы Твоя́ бы́вшия си́лы, / измене́ние язы́к пия́нство бы́ти мня́ху. / Мы же утверди́вшеся от них, / непреста́нно си́це глаго́лем: / Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от нас, / мо́лим Ти ся, Человеколю́бче. Народы, не пони­мая силы все­свя­того Духа, / про­явив­шейся в Апо­сто­лах Твоих, Гос­поди, / сочли изме­не­ние языков за опья­не­ние. / Мы же, ими утвер­жден­ные, / непре­станно воз­гла­шаем так: / “Духа Твоего Свя­того не отними от нас, / молимся Тебе, Чело­ве­ко­лю­бец!”

К трём или четы­рём сти­хов­ным сти­хи­рам из одной группы иногда добав­ля­ется одна сти­хира из бого­слу­же­ния совсем дру­гого празд­ника. Этой допол­ни­тель­ной сти­хире пред­ше­ствует первая часть крат­кого сла­во­сло­вия: «Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху», поэтому эта сти­хира назы­ва­ется «Сла́вник». За сла́вником допе­ва­ется остав­ша­яся часть крат­кого сла­во­сло­вия: «И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь» с пением Богоро́дичного того же гласа, что и слав­ник. Этого Бого­ро­дична часто не бывает «на ряду́» (по ходу службы), поэтому его нужно зара­нее под­би­рать из собра­ния бого­ро­дич­ных, поме­щён­ных в четы­рёх при­ло­же­ниях Минеи — в конце этой объ­ём­ной книги.

В вечерне обыч­ного суб­бот­него бого­слу­же­ния на сти­хов­нах из Окто­иха поются не напе­ча­тан­ные на ряду «ме́ртвенны», а «му́ченичны», из преды­ду­щих стихир на Гос­поди воз­звах, а на утрен­них сти­хов­нах — вместо «поко́йных» испол­ня­ются напи­сан­ные перед ними сти­хиры на хвали́тех.

Первая вос­крес­ная сти­хов­ная сти­хира 6‑го гласа, и на малой, и на вели­кой вечер­нях, мно­го­кратно поётся и во время ноч­ного пас­халь­ного крест­ного хода вокруг храма: Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Первая сти­хов­ная сти­хира малой вечерни Пяти­де­сят­ницы 2‑го гласа также поётся и в сти­хи­рах на Гос­поди воз­звах вели­кой вечерни того же празд­ника, и почти на каждой Литур­гии сразу после при­ча­ще­ния мирян: Ви́дехом Свет Истин­ный, прия́хом Ду́ха Небе́снаго, обрето́хом веру и́стинную, Неразде́льней Тро́ице покланя́емся: Та́ бо на́с спасла́ е́сть.

Третья сти­хов­ная сти­хира вели­кой вечерни Пяти­де­сят­ницы 6‑го гласа стала оби­ход­ной началь­ной молит­вой Свя­тому Духу: Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше Истины, И́же везде́ Сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки