Стиховны

Литература по теме

Стихо́вны – стихиры на стиховне, названные так потому, что присоединяются не к стихам повседневных псалмов, а к особым стихам, приноровленным к празднику.

Происхождение «стиховен» достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там «Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи». «Стиховнами» они названы в уставах IX в. и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые «стихирами по алфавиту», напоминают первую главу трех стихир на «Господи воззвах». Приписываются они св. Иоанну Дамаскину, как о том свидетельствуют уставы студийские в южно-итальянской редакции и типики грузинские. Некоторые греческие иерусалимские уставы их именуют «восточные по алфавиту» (Доказательство того, что anatolika – не Анатолиевы, а восточные.).

Пение первой стиховной стихиры начинается точно так же, как и при пении литийных стихир: сначала канонарх (чтец) возглашает глас и прочитывает первую строку стихиры до первой или до второй запятой, и сразу хор поёт эту же стихиру с самого её начала. Например: Глас первый! Стра́стию Твое́ю Христе́!

В субботу вечера к стиховнам служат припевом стихи:
«Господь воцарися, в лепоту облечеся
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний»

В будние дни:
«К тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны».
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничтожения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничтожения гордых».

Содержатся в Минее, Октоихе и Триоди.

Стихиры на стиховне

1‑я стихира
Церковносл. Русский
Глас 1
Стра́стию Твое́ю Христе́, от страсте́й свободи́хомся, и Воскре́сением Твои́м из истле́ния изба́вихомся, Го́споди, сла́ва Тебе́. Твоими страданиями, Христе, мы освободились от страданий и Твоим воскресением избавились от тления. Господи, слава Тебе!
Глас 2
Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, всю́ просвети́ вселе́нную и призва́л еси́ Твое́ созда́ние: всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́. Воскресение Твое, Христос Спаситель, просветило всю вселенную, и Ты призвал к Себе Свое создание: Всемогущий Господи, слава Тебе!
Глас 3
Стра́стию Твое́ю, Христе́, омрачи́вый со́лнце и све́том Твоего́ Воскре́сения, просвети́вый вся́ческая, приими́ на́шу вече́рнюю пе́снь, Человеколю́бче. Христе, Своими страданиями омрачивший солнце и светом Своего воскресения просветивший все! Приими нашу вечернюю песнь, Человеколюбец.
Глас 4
Го́споди, возше́д на Кре́ст, пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́, и соше́д во а́д, ве́чныя у́зники свободи́л еси́, нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду: сего́ ра́ди пою́ще сла́вим животворя́щее и спаси́тельное Твое́ воста́ние. Ты, Господи, восшел на крест, уничтожил наше от прародителей наследованное проклятие; нисшед в ад, освободил бывших в нем от века узников и даровал нетление человеческому роду. Посему воспеваем и прославляем Твое животворное и спасительное воскресение.
Глас 5
Тебе́, Воплоще́ннаго Спа́са Христа́, и Небе́с не разлучи́вшася, во гла́сех пе́ний велича́ем: я́ко Кре́ст и сме́рть прия́л еси́ за ро́д на́ш, я́ко Человеколю́бец Госпо́дь, испрове́ргий а́дова врата́, тридне́вно воскре́сл еси́, спаса́я ду́шы на́шя. Гласом песнопений величаем Тебя, воплотившегося, но не оставившего небес Спасителя Христа; ибо Ты за род наш воспринял крест и смерть, как человеколюбивый Господь, разрушил врата ада и в третий день воскрес, спасая души наши.
Глас 6
Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити. Твое воскресение, Христос Спаситель, воспевают на небесах Ангелы. Удостой и нас на земле чистым сердцем прославлять Тебя.
Глас 7
Воскре́сл еси́ из гро́ба, Спа́се ми́ра, и совоздви́гл еси́ челове́ки с пло́тию Твое́ю: Го́споди, сла́ва Тебе́. Ты, Спаситель мира, воскрес из гроба и вместе с Своею плотию воскресил людей. Господи, слава Тебе! (Еф.2:6. Кол.2:12, 3:1.)
Глас 8
Возше́л еси́ на Кре́ст, Иису́се, снизше́дый с Небесе́: прише́л еси́ на сме́рть, Животе́ Безсме́ртный, к су́щым во тьме́ Све́т и́стинный: к па́дшым все́х Воскре́сение, просвеще́ние, и Спа́се на́ш, сла́ва Тебе́. Взошел на крест Ты, Иисусе, нисшедший с небес; пришел на смерть – бессмертная жизнь, к пребывавшим во тьме – истинный свет, к падшим – воскресение всех. Свет и Спаситель наш, слава Тебе!

Стихиры на стиховне двунадесятых праздников

1‑я стихира

Церковносл. Русский

Рождество Пресвятой Богородицы, глас 2‑й

Всеми́рная ра́дость от пра́ведных возсия́ на́м, от Иоаки́ма и Анны — Всепе́тая Де́ва, Яже премно́гия ра́ди чистоты́ хра́м Бо́жий одушевле́нный быва́ет и еди́на вои́стину Богоро́дица познава́ется. Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, ми́р ми́ру низпосли́, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость. Всемирная радость от праведных воссияла нам, – / от Иоакима и Анны – всепрославленная Дева, / Которая за преизбыток чистоты / одушевленным храмом Божиим становится / и одна поистине Богородицей является. / Её мольбами, Христе Боже, / мир миру ниспошли, / и душам нашим великую милость.

Воздвижение Креста Господня, глас 5‑й

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, / благоче́стия непобеди́мая побе́да, / дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, / Це́ркве огражде́ние, / и́мже тля разори́ся и упраздни́ся, / и попра́ся сме́ртная держа́ва, / и вознесо́хомся от земли́ к небе́сным, / ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче, / сла́во му́чеников, / преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние, / приста́нище спасе́ния, / да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость. Радуйся, живоносный Крест, / знамение неодолимое благочестия победы, / дверь рая, верных утверждение, / Церкви ограждение, / которым уничтожено и упразднено проклятие, / и поглощена сила смерти, / и мы вознесены от земли к небесам; / оружие непобедимое, демонам противоборствующий, / слава мучеников, / преподобных истинное украшение, / пристанище спасения, / дарующий миру великую милость!

Введение во храм Пресвятой Богородицы, глас 5‑й

Ра́дуйся, Не́бо и земля́, / Не́бо У́мное гряду́щее зря́ще, / в Боже́ственный дом воспита́тися че́стно, / Де́ву eди́ну и непоро́чную, / к Не́йже, дивя́ся, Заха́рия вопия́ше: / Две́ре Госпо́дня, хра́ма отверза́ю Тебе́ двéри, / ра́дующися, в нем ликовству́й, / позна́х бо и ве́ровах, / я́ко уже́ избавле́ние прии́дет проявле́нно Изра́илево / и роди́тся из Тебе́ Бог Сло́во, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость. Радуется небо и земля, / видя мысленное Небо, идущее в божественный дом, / чтобы быть воспитанной в благоговении, – / Деву единственную и непорочную, / к Которой в изумлении Захария взывал: / “Дверь Господня! Я открываю Тебе двери храма; / радостно в нем ликуй, / ибо узнал я и уверовал, / что избавление Израиля уже очевидно придет, / и родится от Тебя Бог Слово, / дарующий миру великую милость!”

Рождество Христово, глас 2‑й

Ве́лие и пресла́вное чу́до соверши́ся днесь: / Де́ва ражда́ет, и утро́ба не истлева́ет, / Сло́во воплоща́ется и Oтца́ не отлуча́ется, / А́нгели с па́стырьми сла́вят, / и мы с ни́ми вопие́м: / сла́ва в Вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир. Великое и дивное чудо совершилось в сей день: / Дева рождает и чрево Её не повреждается. / Слово воплощается и с Отцом не разлучается. / Ангелы с пастухами славят, / и мы с ними воззовем: / “Слава в вышних Богу и на земле мир!”

Богоявление, глас 2‑й

На Иoрда́нстей реце́ / ви́дев Тя Иоа́нн, к себе́ гряду́ща, глаго́лаше: / Христе́ Бо́же, что к рабу́ прише́л eси́, / скве́рны не имы́й, Го́споди? / Во и́мя же чие́ Тя крещу́? / Oтца́? Но Того́ но́сиши в Себе́. / Сы́на? Но Сам eси́ воплоти́выйся. / Ду́ха Свята́го? / И Сего́ ве́си дая́ти ве́рным усты́. / Явле́йся Бо́же, поми́луй нас. Иоанн, увидев Тебя, Христе Боже, / при Иордане реке к себе идущим, возглашал: / “Что явился Ты, Господи, к рабу, не имея нечистоты? / В чье же имя Тебя крещу? / Отца? Но Его Ты носишь в Самом Себе. / Сына? Но это Ты Сам, воплощенный. / Духа Святого? / И Его Ты можешь верным давать устами”. / Явившийся Боже, помилуй нас!

Сретение Господне, глас 7‑й

Украси́ твой черто́г, Сио́не, / и подыми́ Царя́ Христа́, / целу́й Мари́ю, Небе́сную Дверь: / Та бо престо́л Херуви́мский яви́ся, / Та но́сит Царя́ Сла́вы. / О́блак све́та есть Де́ва, / нося́щи на рука́х Сы́на пре́жде денни́цы, / Его́же прие́мь Симео́н на ру́ки своя́, / пропове́дуя лю́дям Влады́ку Сего́ бы́ти живота́ и сме́рти / и Спа́са ми́ру. Укрась, Сион, свой брачный чертог / и прими Царя – Христа. / Приветствуй Марию – Небесную Дверь, / ибо Она престолом Херувимским явилась, / Она держит Царя Славы. / Облаком света является Дева, / носящая на руках Сына, / прежде утренней звезды рожденного. / Заключив Его в свои объятия, / Симеон провозгласил народам, / что Он – Владыка жизни и смерти / и Спаситель мира.

Благовещение Пресвятой Богородицы, глас 4‑й

В шесты́й ме́сяц по́слан бысть Арха́нгел / к Де́ве Чи́стей / и, ра́доватися Ей прире́к, / благовести́ из Нея́ Изба́вителю проити́. / Те́мже, прие́мши целова́ние, / зача́т Тя, Преве́чнаго Бо́га, / несказа́нно благоволи́вшаго вочелове́читися / во спасе́ние душ В шестой месяц послан был Архангел к Деве Чистой / и “Радуйся!” Ей возгласив, / возвестил благую весть, / что от Неё Искупитель произойдет. / Потому Она, приняв с верою то приветствие, / зачала Тебя, Предвечного Бога, / неизреченно благоволившего вочеловечиться / для спасения душ наших.

Преображение Господне, глас 1‑й

И́же дре́вле с Моисе́ом глаго́лавый на горе́ Сина́йстей о́бразы, / Аз есмь, глаго́ля, Сый, / днесь на горе́ Фаво́рстей преобра́жся пред ученики́, / показа́ началообра́зную добро́ту зра́ка, / в Себе́ восприи́м челове́ческое существо́, / и таковы́я благода́ти свиде́тели поста́вль – Моисе́я и Илию́, / о́бщники творя́ше весе́лия, / провозвеща́ющия сла́вное Креста́ ра́ди / и спаси́тельное воскресе́ние. Тот, Кто в древности беседовал / с Моисеем на горе Синае посредством образов, / говоря: “Я – вечно Существующий”, / в сей день на горе Фавор преобразившись пред учениками, / показал первоначальную красоту Божия образа / в воспринятой на Себя человеческой природе / и, поставив свидетелями такой благодати Моисея и Илию, / сделал их участниками радости, / предрекающими завершение Твоего служения через Крест / и спасительное Воскресение.

Успение Пресвятой Богородицы, глас 4‑й

Прииди́те, воспое́м, лю́дие, / Пресвяту́ю Де́ву Чи́стую, / из Нея́же неизрече́нно про́йде, / вопло́щся, Сло́во О́тчее, / зову́ще и глаго́люще: / благослове́нна Ты в жена́х, / блаже́нное чре́во, вмести́вшее Христа́. / Того́ святы́м рука́м ду́шу преда́вши, / моли́ся, Пречи́стая, / спасти́ся душа́м на́шим. Придите, воспоем, люди, / всесвятую Деву чистую, / из Которой неизреченно прошло / воплотившееся Слово Отчее, / воспоем, восклицая и возглашая: / “Благословенна Ты между женами; / блаженно чрево, вместившее Христа!” / В Его святые руки душу предав, / ходатайствуй, Пречистая, / о спасении душ наших.

Вход Господень в Иерусалим, глас 8‑й

Ра́дуйся и весели́ся, гра́де Сио́не, / красу́йся и ра́дуйся Це́ркве Бо́жия, / се бо Царь твой прии́де в пра́вде, / на жребя́ти седя́, от детей воспева́емый: / оса́нна в вы́шних, благослове́н еси́, / Име́яй мно́жество щедро́т, поми́луй нас. Радуйся и веселись град Сион, / ликуй и торжествуй Церковь Божия! / Ибо вот, пришел Царь Твой праведный, / восседающий на молодом осле / и детьми приветствуемый в песни: / “Осанна в вышних, благословен Ты, / имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!”

Вознесение Господне, глас 2‑й

Роди́лся еси́, я́ко Сам восхоте́л еси́, / яви́лся еси́, я́ко Сам изво́лил еси́, / пострада́л еси́ пло́тию Бо́же наш, / из ме́ртвых воскре́сл еси́ попра́в смерть. / Возне́слся еси́ во сла́ве, вся́ческая исполня́яй, / и посла́л еси́ нам Ду́ха Боже́ственнаго, / е́же воспева́ти и сла́вити Твое́ Божество́. Родился Ты, как Сам восхотел; / явился миру, как Сам благоволил; / пострадал плотию, Боже наш; / из мертвых воскрес, поправ смерть; / вознесся во славе, все Наполняющий, / и послал нам Духа Божественного, / чтобы мы воспевали и славили Твое Божество.

Пятидесятница, глас 6‑й

Не разуме́юще язы́цы, Го́споди, Пресвята́го Ду́ха / на апо́столы Твоя́ бы́вшия си́лы, / измене́ние язы́к пия́нство бы́ти мня́ху. / Мы же утверди́вшеся от них, / непреста́нно си́це глаго́лем: / Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от нас, / мо́лим Ти ся, Человеколю́бче. Народы, не понимая силы всесвятого Духа, / проявившейся в Апостолах Твоих, Господи, / сочли изменение языков за опьянение. / Мы же, ими утвержденные, / непрестанно возглашаем так: / “Духа Твоего Святого не отними от нас, / молимся Тебе, Человеколюбец!”

К трём или четырём стиховным стихирам из одной группы иногда добавляется одна стихира из богослужения совсем другого праздника. Этой дополнительной стихире предшествует первая часть краткого славословия: «Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху», поэтому эта стихира называется «Сла́вник». За сла́вником допевается оставшаяся часть краткого славословия: «И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь» с пением Богоро́дичного того же гласа, что и славник. Этого Богородична часто не бывает «на ряду́» (по ходу службы), поэтому его нужно заранее подбирать из собрания богородичных, помещённых в четырёх приложениях Минеи — в конце этой объёмной книги.

В вечерне обычного субботнего богослужения на стиховнах из Октоиха поются не напечатанные на ряду «ме́ртвенны», а «му́ченичны», из предыдущих стихир на Господи воззвах, а на утренних стиховнах — вместо «поко́йных» исполняются написанные перед ними стихиры на хвали́тех.

Первая воскресная стиховная стихира 6‑го гласа, и на малой, и на великой вечернях, многократно поётся и во время ночного пасхального крестного хода вокруг храма: Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Первая стиховная стихира малой вечерни Пятидесятницы 2‑го гласа также поётся и в стихирах на Господи воззвах великой вечерни того же праздника, и почти на каждой Литургии сразу после причащения мирян: Ви́дехом Свет Истинный, прия́хом Ду́ха Небе́снаго, обрето́хом веру и́стинную, Неразде́льней Тро́ице покланя́емся: Та́ бо на́с спасла́ е́сть.

Третья стиховная стихира великой вечерни Пятидесятницы 6‑го гласа стала обиходной начальной молитвой Святому Духу: Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше Истины, И́же везде́ Сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки