Священство

Литература по теме

Священство

1) сан, звание священника;
2) духовенство;
3) одно из семи Таинств Церкви, в котором на посвящаемого в диаконский, священнический, или епископский сан низводятся, посредством архиерейского рукоположения, особые Дары Святого Духа для этого служения.

svjashhenstvo – Священство

Установление священства в Новом Завете

Божественное установление священства видно из действий апостолов Иисуса Христа, которые по наставлению от Духа Святого, совершали это Таинство, и через возложение рук возводили на все три степени иерархии. О рукоположении в сан епископа упоминает апостол Павел, заповедуя своему ученику Тимофею, епископу Эфесскому: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук пресвитерства» (1Тим.4:14). В другом послании он выражается похожим образом: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6). Он же поручает своему ученику епископу Титу на Крите поставить «по всем городам пресвитеров» (Тит.1:5). Из этих свидетельств видно, что рукоположение является не просто административной функцией, но сообщает поставляемому духовный дар.

О рукоположении в сан пресвитера говорится в книге Деяний апостольских, повествующей, что апостолы Павел и Варнава, когда проходили с проповедью малоазийские города Листру, Иконию, Антиохию, рукополагали им «пресвитеров к каждой церкви» (Деян.14:23). Апостол Павел свидетельствует, что сам Господь дал Своей Церкви не только апостолов, пророков, благовестников, но и пастырей и учителей «к совершению святых, на дело служения» (Еф.4:12). Прощаясь с пастырями Эфесской церкви, он говорил: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями (буквально «епископами» – прим. ред.), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Сам Святой Дух поставляет епископов и сообщает им духовный дар.

О существовании церковной иерархии в Древней Церкви говорят и раннехристианские писатели. Наиболее ясно и подробно об этом писал ученик апостолов св. Игнатий Антиохийский (II в.). В частности, ему принадлежат такие слова: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Послание к смирнянам, 8).

В другом послании св. Игнатий заповедует верным: «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Послание к траллийцам, 3). Здесь можно видеть не только свидетельство о существовании трех степеней иерархии, как существенно важной составляющей Церкви, но и указание на невозможность совершения чего-либо в Церкви (включая Таинства) без разрешения епископа.

В таком же виде церковная иерархия продолжает существовать в Православной Церкви и до сего дня.

Должен ли христианин слепо подчиняться священнику?

В настоящее время нередко приходится сталкиваться с мнением, что истинно верующий христианин должен безропотно подчиняться священнику-духовнику; при этом подразумевается, что слово «безропотно» означает и «безоговорочно».

В основании названого мнения лежат два аргумента: 1) священник, в отношении опекаемого им христианина, является орудием Божественного Промысла; через него действует Сам Господь; 2) безропотное подчинение пастырю необходимо ради отсечения собственной воли и выработки христианского cмирения.

В чём состоит привлекательность данной аргументации, понять нетрудно. Ведь священник и действительно может выступать в качестве исполнителя Божественной воли. Не поспоришь и с тем, что послушание способствует формированию смирения, одной из главных христианских добродетелей.

Между тем, мнение о необходимости безусловного послушания духовнику следует считать ошибочным. И вот почему. Далеко не каждый пастырь, руководя своим духовным чадом, действует безупречно.

Бывает, например, что тот или иной священник впадает в заблуждение или даже в ересь. Бывает, что он действует под влиянием греховного пристрастия или страсти. Наконец, бывает, что в тех или иных жизненных ситуациях священнику попросту не хватает духовного опыта, мудрости, знаний. Отсюда – неграмотные советы, ошибочные рекомендации.

Слепое безоговорочное послушание пастырю в этих случаях может иметь дурные последствия: отступление вверенного ему христианина от догматических или нравственных норм.

Что касается мнения о необходимости отсечения собственной воли, заметим: отсекать следует не волю вообще, а волю греховную, подчиняться же воле Божественной. Стало быть, когда духовник руководит своим чадом в соответствии с Божьей волей, чаду уместно внимать духовнику. Но когда тот, советуя или требуя, действует вопреки Божьей воле, следует руководствоваться словами апостолов Петра и Иоанна, высказанными им в ответ на требование иудейского начальства, не отвечавшее Божьему повелению: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

Что значит: Царственное священство?

Однажды, обращаясь к братьям по вере, апостол Петр провозгласил: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Как следует из контекста речи апостола, под царственным священством он подразумевает не только представителей церковной иерархии (епископов, пресвитеров, диаконов), а христиан вообще – членов Церкви Христовой.

Выражение «царственное священство» прилагается к христианам в связи с тем, что они посвящены на особое служение Богу, просвещены, освящены Его благодатью, участвуют в Таинствах, богослужениях, имеют доступ к престолу Божию, имеют дерзновение молитвенно обращаться к Богу как к Небесному Отцу, участвуют в призывании в Церковь неверующих и иноверцев, и пр. Не обойдем молчанием и то, что в принципе, всякий (более или мене взрослый) христианин (при определенных условиях) имеет право совершать Таинство – Таинство Крещения.

Почему женщина не может быть священницей?

Невозможность рукоположения женщин в священство, основанная на Предании Церкви, обусловлена:

а) примером Господа нашего Иисуса Христа, Который не избрал ни одной женщины в число Своих апостолов;
б) примером Богородицы, Которая не исполняла сакраментальной священнической функции в церкви, хотя и была удостоена стать Матерью воплощенного Сына и Слова Божьего;
в) примером апостолов, не рукополагавших женщин в особое священство в церкви; хотя женщины служили Церкви и проповеди Евангелия, за что удостоивались не меньшей признательности (Рим.16);
г) наставлениями ап. Павла о месте женщины в церкви (1Кор.11:2-16, 1Кор.11:3, 1Кор.14:34-35);
д) богоустановленной ролью помощницы мужчине (Быт.2:18, Тов.8:6), физиологией и материнским служением.

Церковь прославила некоторых женщин как равноапостольных – они проповедовали о Христе многим. Но всё равно не дерзали принимать священный сан.

Действительны ли таинства грешных священников?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели. Все происходит от благодати – дело священника отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия... Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому через них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни приношению Тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и через недостойных, и благодать крещения нимало не оскорбляется жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в Таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог освящает вас в Таинствах. Благодать действует и через недостойных, не ради них, но ради ищущих пользы».

Блаженный Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу – и таинство, а человеку – одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать… Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат»

Святитель Феолипт Филадельфийский: «Какой бы ни был повод для суда над священником и кто бы ни желал этого суда, грех священника не уменьшает благодати, но благодать действует ради достоинства священнического сана, дабы мы, приступая к священнику, понимали, что не к человеку, но к Богу приступаем, через него подающему нам дары и освящающему нас. О недостойном священнике мысли так: Бог ради достоинства священного сана действует через него, за беспечность же его жизни Он судит его в тот день, когда каждому надлежит дать отчет, ведь суд принадлежит Богу».

azsaints 267 – Священство

Цитаты о священстве

«Священство двояко: одно – духовное, другое – сакраментальное. Священство духовное имеют все православные христиане, как учит апостол Петр, говоря: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2:9). И святой Иоанн в Откровении: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему (5:9–10). И соответственно, каково это священство, таковы и его приношения, а именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное, к чему призывает нас апостол Петр: И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2:5). Также и Павел: Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше (Рим.12:1)».
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka