Священство

***

Свя­щен­ство – 1) сан, звание свя­щен­ника; 2) духо­вен­ство; 3) одно из семи Таинств Церкви, в кото­ром на посвя­ща­е­мого в диа­кон­ский, свя­щен­ни­че­ский, или епи­скоп­ский сан низ­во­дятся, посред­ством архи­ерей­ского руко­по­ло­же­ния, особые Дары Свя­того Духа для этого слу­же­ния.

svjashhenstvo - Священство

***

Должен ли хри­сти­а­нин слепо под­чи­няться свя­щен­нику?

В насто­я­щее время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с мне­нием, что истинно веру­ю­щий хри­сти­а­нин должен без­ро­потно под­чи­няться свя­щен­нику-духов­нику; при этом под­ра­зу­ме­ва­ется, что слово «без­ро­потно» озна­чает и «без­ого­во­рочно».

В осно­ва­нии назва­ного мнения лежат два аргу­мента: 1) свя­щен­ник, в отно­ше­нии опе­ка­е­мого им хри­сти­а­нина, явля­ется ору­дием Боже­ствен­ного Про­мысла; через него дей­ствует Сам Гос­подь; 2) без­ро­пот­ное под­чи­не­ние пас­тырю необ­хо­димо ради отсе­че­ния соб­ствен­ной воли и выра­ботки хри­сти­ан­ского cми­ре­ния.

В чём состоит при­вле­ка­тель­ность данной аргу­мен­та­ции, понять нетрудно. Ведь свя­щен­ник и дей­стви­тельно может высту­пать в каче­стве испол­ни­теля Боже­ствен­ной воли. Не поспо­ришь и с тем, что послу­ша­ние спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию сми­ре­ния, одной из глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

Между тем, мнение о необ­хо­ди­мо­сти без­услов­ного послу­ша­ния духов­нику сле­дует счи­тать оши­боч­ным. И вот почему. Далеко не каждый пас­тырь, руко­водя своим духов­ным чадом, дей­ствует без­упречно.

Бывает, напри­мер, что тот или иной свя­щен­ник впа­дает в заблуж­де­ние или даже в ересь. Бывает, что он дей­ствует под вли­я­нием гре­хов­ного при­стра­стия или стра­сти. Нако­нец, бывает, что в тех или иных жиз­нен­ных ситу­а­циях свя­щен­нику попро­сту не хва­тает духов­ного опыта, муд­ро­сти, знаний. Отсюда — негра­мот­ные советы, оши­боч­ные реко­мен­да­ции.

Слепое без­ого­во­роч­ное послу­ша­ние пас­тырю в этих слу­чаях может иметь дурные послед­ствия: отступ­ле­ние вве­рен­ного ему хри­сти­а­нина от дог­ма­ти­че­ских или нрав­ствен­ных норм.

Что каса­ется мнения о необ­хо­ди­мо­сти отсе­че­ния соб­ствен­ной воли, заме­тим: отсе­кать сле­дует не волю вообще, а волю гре­хов­ную, под­чи­няться же воле Боже­ствен­ной. Стало быть, когда духов­ник руко­во­дит своим чадом в соот­вет­ствии с Божьей волей, чаду уместно вни­мать духов­нику. Но когда тот, сове­туя или требуя, дей­ствует вопреки Божьей воле, сле­дует руко­вод­ство­ваться сло­вами апо­сто­лов Петра и Иоанна, выска­зан­ными им в ответ на тре­бо­ва­ние иудей­ского началь­ства, не отве­чав­шее Божьему пове­ле­нию: «судите, спра­вед­ливо ли пред Богом слу­шать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

Что значит: Цар­ствен­ное свя­щен­ство?

Одна­жды, обра­ща­ясь к бра­тьям по вере, апо­стол Петр про­воз­гла­сил: «Но вы – род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Как сле­дует из кон­тек­ста речи апо­стола, под цар­ствен­ным свя­щен­ством он под­ра­зу­ме­вает не только пред­ста­ви­те­лей цер­ков­ной иерар­хии (епи­ско­пов, пре­сви­те­ров, диа­ко­нов), а хри­стиан вообще — членов Церкви Хри­сто­вой.

Выра­же­ние «цар­ствен­ное свя­щен­ство» при­ла­га­ется к хри­сти­а­нам в связи с тем, что они посвя­щены на особое слу­же­ние Богу, про­све­щены, освя­щены Его бла­го­да­тью, участ­вуют в Таин­ствах, бого­слу­же­ниях, имеют доступ к пре­столу Божию, имеют дерз­но­ве­ние молит­венно обра­щаться к Богу как к Небес­ному Отцу, участ­вуют в при­зы­ва­нии в Цер­ковь неве­ру­ю­щих и ино­вер­цев, и пр. Не обой­дем мол­ча­нием и то, что в прин­ципе, всякий (более или мене взрос­лый) хри­сти­а­нин (при опре­де­лен­ных усло­виях) имеет право совер­шать Таин­ство — Таин­ство Кре­ще­ния.

Почему жен­щина не может быть свя­щен­ни­цей?

Невоз­мож­ность руко­по­ло­же­ния женщин в особое свя­щен­ство, осно­ван­ная на Пре­да­нии Церкви, обу­слов­лена сле­ду­ю­щими цер­ков­ными аргу­мен­тами:

(а) пример Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый не избрал ни одной жен­щины в число Своих апо­сто­лов; (б) пример Бого­ро­дицы, Кото­рая не испол­няла сакра­мен­таль­ной свя­щен­ни­че­ской функ­ции в церкви, хотя и была удо­сто­ена стать Мате­рью вопло­щен­ного Сына и Слова Божьего; (в) согласно апо­столь­скому пре­да­нию, апо­столы, следуя при­меру Гос­пода, нико­гда не руко­по­ла­гали женщин в особое свя­щен­ство в церкви; (г) неко­то­рые настав­ле­ния Павла о месте жен­щины в церкви; (д) согласно кри­те­рию ана­ло­гич­но­сти, если бы доз­во­ля­лось сакра­мен­таль­ное свя­щен­ство женщин, оно должно было бы осу­ществ­ляться Бого­ро­ди­цей.

Дей­стви­тельны ли таин­ства греш­ных свя­щен­ни­ков?

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет: «Дары Божии не таковы, чтобы они зави­сели от свя­щен­ни­че­ской доб­ро­де­тели. Все про­ис­хо­дит от бла­го­дати — дело свя­щен­ника отвер­зать уста, а все совер­шает Бог; свя­щен­ник же испол­няет только види­мые дей­ствия… Слу­ча­ется, что миряне живут в бла­го­че­стии, а свя­щен­ники в неправде, и потому через них не над­ле­жало бы совер­шаться ни кре­ще­нию, ни при­но­ше­нию Тела Хри­стова, если бы бла­го­дать искала везде только достой­ных. Но ныне Гос­подь обык­но­венно дей­ствует и через недо­стой­ных, и бла­го­дать кре­ще­ния нимало не оскорб­ля­ется жизнью свя­щен­ника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рас­смат­ри­вая жизнь свя­щен­ника, не стал соблаз­няться в рас­суж­де­нии им совер­ша­е­мого в Таин­ствах. Ибо чело­век ничего не при­вно­сит от себя в пред­ла­га­е­мое, но все это есть дело силы Божией, и Бог освя­щает вас в Таин­ствах. Бла­го­дать дей­ствует и через недо­стой­ных, не ради них, но ради ищущих пользы».

Бла­жен­ный Авгу­стин: «Богу всегда при­над­ле­жит бла­го­дать, Богу — и таин­ство, а чело­веку — одно слу­же­ние. Если он хорош, то согла­су­ется с Богом, дей­ствует с Богом; если плох, то чрез него совер­шает Бог види­мую форму таин­ства, а Сам дарует неви­ди­мую бла­го­дать… Не думайте, будто от нравов и дей­ствий людей зави­сят боже­ствен­ные таин­ства: они святы от Того, Кому при­над­ле­жат»

Свя­ти­тель Фео­липт Фила­дель­фий­ский: «Какой бы ни был повод для суда над свя­щен­ни­ком и кто бы ни желал этого суда, грех свя­щен­ника не умень­шает бла­го­дати, но бла­го­дать дей­ствует ради досто­ин­ства свя­щен­ни­че­ского сана, дабы мы, при­сту­пая к свя­щен­нику, пони­мали, что не к чело­веку, но к Богу при­сту­паем, через него пода­ю­щему нам дары и освя­ща­ю­щему нас. О недо­стой­ном свя­щен­нике мысли так: Бог ради досто­ин­ства свя­щен­ного сана дей­ствует через него, за бес­печ­ность же его жизни Он судит его в тот день, когда каж­дому над­ле­жит дать отчет, ведь суд при­над­ле­жит Богу».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки