Филипп Ладвелл, первый православный американец в Лондоне

Филипп Ладвелл, первый православный американец в Лондоне

Одним из самых при­ме­ча­тель­ных людей в трех­сот­лет­ней исто­рии Рус­ской Церк­ви в Лон­доне был пол­ков­ник Филипп Лад­велл-тре­тий, родо­ви­тый зем­ле­вла­де­лец из аме­ри­кан­ской коло­нии Вир­ги­ния. При­хо­жа­нин Успен­ской Гре­ко-Рос­сий­ской Посоль­ской церк­ви в Лон­доне в 1738–1739 и 1760–1767 годах, он был, вполне веро­ят­но, и самым пер­вым из пра­во­слав­ных американцев.

Два­дца­ти­двух­лет­ний Филипп Лад­велл, при­быв в 1738 году «для взыс­ка­ния пра­вой веры» в Лон­дон, 31 декаб­ря того же года был при­со­еди­нен к Пра­во­слав­ной Церк­ви иеро­мо­на­хом Вар­фо­ло­ме­ем (Кас­са­но), вто­рым насто­я­те­лем Гре­ко-Рос­сий­ской церк­ви в Лон­доне. Вер­нув­шись в Аме­ри­ку, он женил­ся, слу­жил в армии Вир­ги­нии, участ­во­вал в обще­ствен­ной жиз­ни и управ­ле­нии коло­нии, дру­жил с буду­щи­ми отца­ми – осно­ва­те­ля­ми США Вашинг­то­ном, Джеф­фер­со­ном, Фран­кли­ном. Дом, постро­ен­ный Лад­вел­лом в Уильямс­бур­ге, сохра­нил­ся; его отли­ча­ет необыч­ная для того вре­ме­ни архи­тек­тур­ная деталь: в восточ­ном кон­це под­валь­но­го эта­жа устро­е­на полу­круг­лая апсида.

В 1760 году к тому вре­ме­ни овдо­вев­ший Лад­велл с дочерь­ми отпра­вил­ся в Лон­дон, где стал гото­вить их к при­ня­тию Пра­во­сла­вия, а так­же про­дол­жил рабо­ту над пере­во­дом с латин­ско­го «Пра­во­слав­но­го Испо­ве­да­ния Восточ­ной Церк­ви» мит­ро­по­ли­та Пет­ра Моги­лы.

Недав­но в архив­ном фон­де потом­ков Филип­па Лад­вел­ла была най­де­на его руко­пис­ная кни­га с англий­ским тек­стом трех Литур­гийИоан­на Зла­то­уста, Васи­лия Вели­ко­го и Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, а так­же утрен­не­го и вечер­не­го пра­вил, чина испо­ве­ди и пр. Пере­во­ды сде­ла­ны на очень хоро­шем уровне. Так как в лон­дон­ском хра­ме уже име­лись англий­ские пере­во­ды двух Литур­гий, сде­лан­ные отцом Вар­фо­ло­ме­ем (Кас­са­но), нет сомне­ний в том, что пере­вод Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров при­над­ле­жит само­му Ладвеллу.

Доче­ри его, Анна, Фран­сис и Люси, были кре­ще­ны 3 апре­ля 1762 года, в Вели­кую сре­ду, насто­я­те­лем Посоль­ской церк­ви иере­ем Сте­фа­ном Ива­нов­ским. Вос­при­ем­ни­ком, вопре­ки пра­ви­лам, стал их отец, ведь в Аме­ри­ке, куда они соби­ра­лись вер­нуть­ся, он был бы един­ствен­ным чело­ве­ком, спо­соб­ным наста­вить их в вере. В тот день Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, вполне воз­мож­но, слу­жи­лась по-английски.

За год до это­го, в фев­ра­ле 1761 года, отец Сте­фан испра­ши­вал реше­ния Свя­тей­ше­го Сино­да по трем прось­бам Филип­па Лад­вел­ла. Пер­вой была прось­ба бла­го­сло­вить изда­ние англий­ско­го пере­во­да «Испо­ве­да­ния» Пет­ра Моги­лы, в кото­ром свя­щен­ник не нашел ника­кой погреш­но­сти, дабы «всем Свя­той Восточ­ной Церк­ви сынам в духов­ное сози­да­ние в Лон­доне нахо­дя­щим­ся, туне [даром] раздавать».

Вто­рым был вопрос о том, как ему и доче­рям вести себя по воз­вра­ще­нии в Аме­ри­ку: «в доме ли сво­ем все­гда им в молит­вах сво­их упраж­нять­ся, или доз­во­ле­но им будет вре­мен­но в аглин­скую цер­ковь ходить, сво­ей не имея? И таким их пове­де­ни­ем, хотя три­жды в год, некую долж­ность Созда­те­лю сво­е­му пуб­лич­но воз­да­дут, и того места, в коем они житель­ство име­ют, народ­ное него­до­ва­ние от себя отъ­и­мут; в кото­ром… ника­ким дру­гим рели­ги­ям кро­ме про­те­стант­ской быть не поз­во­ля­ет­ся. Да к тому же нико­му в оте­че­стве его о пере­мене рели­гии его и поныне неиз­вест­но, в знат­ной коро­лев­ской служ­бе совет­ни­ком ему тамо бывшу».

Самой же необыч­ной была прось­ба Лад­вел­ла о бла­го­сло­ве­нии, «по древ­не­му пер­вен­ству­ю­щих хри­сти­ан обы­чаю», взять с собой в Аме­ри­ку освя­щен­ные Свя­тые Дары, и впредь полу­чать их еже­год­но из Лон­до­на, «дабы им сей духов­ной пищи по отъ­ез­де отсе­ле вовсе не лишить­ся, и через то во уны­ние не прий­ти. Ибо он во все выше­ре­чен­ное там два­дца­ти­лет­нее его вре­мя, ни о чем столь мно­го не бес­по­ко­ил­ся, как сих Боже­ствен­ных Даров лише­ни­ем, коих он ино­гда во укреп­ле­ние веры его желал спо­до­бить­ся». В кон­це про­ше­ния свя­щен­ник пред­ла­га­ет: «Я же нижай­ший, всю выше­по­мя­ну­то­го сего во бла­го­че­стии рев­ност­но­го мужа прось­бу, от мно­гой его люб­ви ко Свя­той Церк­ви про­ис­шед­шую, при­ни­маю сме­лость Свя­тей­ше­му Пра­ви­тель­ству­ю­ще­му Сино­ду на мило­сти­вое рас­суж­де­ние все­ни­жай­ше пред­ло­жить, и на оную мило­сти­вей­ше­го реше­ния все­по­кор­ней­ше в пора­до­ва­ние его просить».

Свя­тей­ший Синод бла­го­склон­но отнес­ся к прось­бам «аглин­ско­го дво­ря­ни­на, из Аме­ри­ки при­е­хав­ше­го». Бла­го­слов­ля­лось издать и раз­да­вать кате­хи­зис Пет­ра Моги­лы: «По напе­ча­та­нии жела­ю­щим оный у себя для поль­зы иметь, ему Лод­ве­лу упо­треб­лять в дачу поз­во­лить». На вто­рой вопрос, «каким обра­зом им по отъ­ез­де их в сво­ем оте­че­стве в молит­вах упраж­нять­ся, и о про­чем, что до цер­ков­ных таинств при­над­ле­жит», свя­щен­ни­ку сле­до­ва­ло обо всех обсто­я­тель­ствах при­леж­но раз­уз­нать, и «с над­ле­жа­щей предо­сто­рож­но­стью настав­ле­ние им пре­по­дать… по сво­е­му рассуждению».

И, нако­нец, «при отъ­ез­де оно­го Лод­ве­ля с его фами­ли­ею из Англии в их оте­че­ство Свя­тые Дары для пред­пи­сан­ных в доно­ше­нии от тебя, иерея Ива­нов­ско­го, нуж­до­по­треб­ных обсто­я­тельств, и в рас­суж­де­нии его Лод­ве­ля все­усерд­но­го жела­ния. Еже­ли совер­шен­но в содер­жа­нии им как ныне, так и впредь Пра­во­слав­ной нашей веры непо­ко­ле­би­мая надеж­да усмотря[ется], Свя­тые Дары для его и детей его в при­стой­ной даро­хра­ни­тель­ни­це с долж­ным о хра­не­нии их настав­ле­ни­ем по выше­объ­яв­лен­ной обсто­я­щей в том нуж­де с ним Лод­ве­лем отпу­стить тебе, иерею Сте­фа­ну Ива­нов­ско­му, Свя­тей­ший Синод благословляет».

Бог не судил Филип­пу Лад­вел­лу вер­нуть­ся на роди­ну. Из теп­ло­го дру­же­ско­го пись­ма Бен­джа­ми­на Фран­кли­на Лад­вел­лу мы зна­ем, что в 1763 году тот был уже болен. Испо­вед­ная ведо­мость Успен­ской церк­ви сви­де­тель­ству­ет, что семей­ство Лад­вел­лов регу­ляр­но при­ча­ща­лось.

Что же при­ве­ло бога­то­го моло­до­го чело­ве­ка весь­ма знат­но­го рода (его дед, пол­ков­ник Филипп Лад­велл-пер­вый, был губер­на­то­ром коло­нии Каро­ли­на) к реше­нию обре­сти пра­вую веру? По сви­де­тель­ству гра­фа Семе­на Рома­но­ви­ча Ворон­цо­ва, близ­ко знав­ше­го млад­шую дочь Лад­вел­ла Люси, ее отец в юно­сти решил изу­чить тво­ре­ния отцов Церк­ви и, убе­див­шись в истин­но­сти веры Гре­ко-Восточ­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви, поже­лал при­со­еди­нить­ся к ней. Над Лад­вел­лом, пол­ным сиро­той с четыр­на­дца­ти лет, не довле­ла воля роди­те­лей. Харак­тер­ны его сло­ва, пере­дан­ные отцом Сте­фа­ном: «Лод­вел… воз­врат­но отту­да в Лон­дон при­был, и трех доче­рей сво­их… мате­ри их дав­но в Аме­ри­ке лишив­ших­ся, с собою при­вез, дабы их Свя­той Восточ­ной Церк­ви здесь соеди­нить, и тем соеди­не­ни­ем им и себе общую Матерь иметь».

Пол­ков­ник Филипп Лад­велл скон­чал­ся в Лон­доне 14 мар­та 1767 года. Отпе­ва­ние совер­шил насто­я­тель Рус­ской церк­ви иеро­мо­нах Ефрем (Дья­ков­ский). Ныне в этот день (14/27 мар­та) по бла­го­сло­ве­нию Пер­во­и­е­рар­ха Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Загра­ни­цей Мит­ро­по­ли­та Ила­ри­о­на в хра­мах Восточ­но-Аме­ри­кан­ской епар­хии РПЦЗ слу­жат­ся по нему пани­хи­ды. Тек­сты его пере­во­да Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, пред­на­зна­чен­ные к пению, недав­но поло­же­ны на музы­ку и исполь­зу­ют­ся в неко­то­рых хра­мах РПЦЗ в Америке.

Источ­ник: Миха­ил Сар­ни, «Рус­ская Цер­ковь в Лон­доне: от Пет­ра Вели­ко­го до наших дней»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки