После посещения Троице-Сергиевой Лавры американец Стивен Костанзо принял Православие и обрел новое имя — Сергий.
Святые угодники незримо присутствуют в нашей жизни, оказывают помощь, направляют на путь спасения. В этом убедился гражданин США Стивен Костанзо (Stephen Costanzo). Однажды с трепетом прикоснувшись к мощам Преподобного Сергия Радонежского, он вскоре перешел из католичества в Православие и получил новое имя в честь этого великого русского святого. О своем пути к спасительной Православной вере американский гость рассказал во время недавней встречи в киевском храме в честь Святителя Петра Могилы. Я псаломщик и алтарник этого храма, и потому присутствовал на встрече, с интересом участвовал в беседе с необычным американцем. Но еще лучше я узнал Стивена-Сергия на пикнике, устроенном нашим приходом. Американец в тот день пошел на рынок, купил продукты и сам приготовил своим новым Православным знакомым вкусное американское блюдо. Меня такой его поступок удивил и обрадовал. Он ведь далеко не бедный и мог бы просто заказать для нас пиццу в ближайшем кафе. А он захотел нас угостить блюдом, приготовленным им самим. А нас ведь тогда собралось более двух десятков человек!
Украину Стивен-Сергий полюбил задолго до событий на Майдане. Раньше он даже имел свой офис в Киеве и, как знаю, способствовал крещению в Православие сына одной из своих сотрудниц. А у нас на приходе узнали о Православном американце Стивене-Сергии Костанзо благодаря прихожанке Надежде Мартыновой — переводчице. Она по интернету как-то связалась с Православным американцем, и он откликнулся на одну из благотворительных программ. Костанзо и сейчас нередко приезжает из-за океана к нам в Украину. И у меня создалось такое впечатление, что делает он это не только по рабочей необходимости, а также чтобы ходить в Православные храмы, которых в Киеве, конечно же, гораздо больше, чем в городах США. О серьезности его отношения к вере свидетельствует и такой факт: в Киеве он исповедуется на английском языке преподавателю Киевской Духовной Академии протоиерею Николаю Данилевичу.
Сергий Костанзо раньше был прихожанином Свято-Воскресенского храма в Такоме (Вашингтон), в юрисдикции Православной Церкви в Америке. Сейчас он прихожанин храма в честь Святителя Григория Богослова во Флориде, этот храм относится к Московскому Патриархату. То есть получается так, что Стивен Костанзо прихожанин нашего русского Православного храма, хотя и находящегося за океаном.
Прикосновение
— Уважаемый Сергий-Стив, расскажите, когда вы решили перейти в Православие?
— Мой путь в Православие начался в июле 1993 года. Тогда я впервые соприкоснулся с более трепетным отношением к Богу, чем это встречал в моем окружении в Америке. До этого момента я тоже считал себя человеком верующим: воспитывался в католической семье, учился в католической школе (общеобразовательной и колледже). Когда женился, стремился воспитывать своих детей в католической вере. На тот момент я больше думал об образовании мирском, а не духовном. И к тому же о Православии не знал почти ничего. Разумеется, я слышал о том, что есть Восточная Кафолическая Церковь. Но четкого представления о Православной вере не имел. Полагаю, что большинство моих соотечественников находятся сейчас в таком же положении, в каком раньше был и я.
— США — это в большинстве своем протестантская и католическая страна. Как же так получилось, что вы сделали выбор в сторону Православия?
— Летом того года мне пришлось принять участие в деловой поездке в российский город Пермь, что находится в Предуралье. Нам предстояло реализовать один бизнес-проект. После того как я провел все необходимые встречи, в запасе оставалась еще целая неделя. И тогда я решил прогуляться по Москве. Но в одиночку ходить по улицам я не мог, поскольку бизнес-партнеры всячески меня опекали. Они даже наняли для меня сразу четверых охранников, как какой-то очень важной персоне. Мне показывали достопримечательности Москвы и Московской области. Во время одной из таких поездок мы выехали на кольцевую дорогу. Потом пошли в лес, разожгли костер и сварили суп. Всё по-простому. Потом посетили авиационный музей.
Разумеется, все это было интересно и познавательно. Но моя жизнь резко изменилась лишь после посещения Троице-Сергиевой Лавры.
— Что же вас так поразило во время пребывания в Сергиевом Посаде?
— Честно говоря, я пришел в Лавру как турист. Был с кинокамерой на шее. Меня вначале привлекли фонтаны. Наверное, тогда я мало чем отличался от множества других праздных туристов в Троице-Сергиевой Лавре — так далек тогда был мой облик, да и настрой, от облика и от настроя настоящего паломника. Но не всё же смотреть в монастыре на какие-то там фонтаны?! Потом мы зашли в старинный храм. Там находилась рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского. Будучи на тот момент католиком, я все же понял, что место здесь особое. Каким-то непостижимым образом я сумел приложиться к мощам так, как это делают Православные. И… почувствовал неизъяснимую в словах благодать, исходящую от Святого. Это прикосновение, этот момент духовной встречи с Преподобным Сергием, с русским Православием сыграл большую роль в моей жизни. Помню дальше, как мы зашли в другой храм с левого входа. Я был потрясен. Там шла служба. Позже понял, что там совершалась Литургия. Меня приятно удивило церковное пение. Дело в том, что в католическом храме используют органную музыку. А вот в Троице-Сергиевой Лавре я впервые увидел Православное Богослужение. Не скажу, что принял в нем участие, нет, но хотя бы как посторонний наблюдатель ощутил это великолепие! Пораженный красотой песнопений, я пытался выяснить, где же находится тот ангельский хор. Позже заметил пятерых певцов — двух монахинь и троих монахов. Потом я обратил внимание на то, как верующие благоговейно подходили к Чаше. «Неужели эти люди действительно верят, что здесь присутствует Сам Христос?» — спросил я тогда у своего бизнес-партнера. Он очень удивленно посмотрел на меня, даже не поняв сути вопроса. Конечно, верят!
Как изобрести велосипед…
— Вы еще потом посещали Православные храмы?
— Помнится, перед отъездом в США я отправился в Германию, где тоже побывал в Православном храме. Это было связано с памятью Святителя Николая Чудотворца… А когда вернулся домой, в моей жизни произошла еще одна интересная история. Я тогда подал объявление о том, что продаю свой велосипед. Вскоре мне позвонил один из желающих его приобрести и пригласил к себе. Оказалось, что это был Православный священник. Я понял, что Господь ведет меня в Церковь. Потом отец Метью (так зовут того батюшку) позвал меня на Рождественскую службу. Следует отметить, что в нашей стране некоторые Православные приходы, как и католические, живут по григорианскому календарю. Поэтому на вечернюю службу я пошел в католический костел, а на Божественную Литургию — в Православный храм. Там существует хорошая традиция: во время служения поют все вместе. Один из прихожан дал книгу, по которой я пел. Меня охватило какое-то особое, очень теплое чувство. После службы, следуя раннехристианской традиции, все собрались в трапезной на вечерю любви («агапэ»). Вокруг меня было много добрых людей.
— «Изобрести велосипед», так у нас говорят, если человек с упорством придумывает что-то такое, что давно уже изобретено и придумано до него. А еще у нас говорят в таких случаях: «открыть Америку»! Вот и вы в поисках истины «открыли» свою Америку, к счастью, благополучно «изобрели» тот велосипед, который повез вас ко спасению. Потому что мы знаем: истина в Православной Церкви. А на стене храма в Троице-Сергиевой Лавре, в которой вы тогда побывали, есть удивительная надпись: «Ведомому Богу». Но прошу, продолжайте ваш рассказ…
— Отец Метью вел образовательные курсы на приходе. Я начал ходить в его школу. Хотел как можно глубже познать Православие. Узнал об отличиях между католиками и Православными и принял решение пройти миропомазание. И вот 28 января 1994 года я стал Православным. Кстати, мне еще вспомнилось детство, как я мальчиком прислуживал в алтаре католического костела, как был там старшим пономарем. Это происходило еще в далекие 1960-е годы, накануне второго Ватиканского собора. Тогда католическое богослужение было ближе к Православному, чем сегодня. Те картины детства всплыли перед моими глазами спустя три десятилетия, когда я оказался на Православном Богослужении и почувствовал, что я вернулся к духовным истокам, к настоящей древней церковной службе.
Православие — это «полная занятость»
— Как родные восприняли ваш переход в Православие?
— Больше всех переживала моя итальянская бабушка. Мы ей вначале ничего не говорили. А когда она наконец-то узнала, то от удивления чуть не подпрыгнула до потолка. И со стороны родного отца было непонимание, дескать, почему это Православные священники женаты (у католических священников ведь целибат, безбрачие).
— Расскажите о переменах в вашей духовной жизни.
— У меня появился духовник. Он дал мне молитвенное правило. Важным приобретением были также наши Православные праздники и посты. Отец Метью сказал мне, что Православие — это «полная занятость». Нельзя быть Православным наполовину или, например, только по воскресеньям. Мне пришлось отказываться от прежних подходов. Ведь в католичестве многие даже и искренне верующие люди редко исповедуются, мало постятся и не имеют духовников. С приходом в Православие я понял: путь к спасению не такой простой, как это казалось мне когда-то. Раньше я по наивности считал, что легко попаду в Рай. Ведь я же не какой-то там отъявленный злодей. А теперь думаю: какой же я грешник…
— Вы понимаете церковнославянский язык?
— Немножко. На церковнославянском читаю очень медленно. Но все равно пою в приходском хоре. Если поют быстро, то не успеваю и пропускаю некоторые моменты. Много лет уже пою в храме Святителя Григория Богослова в городе Тампа (штат Флорида). Там настоятель — иерей Андрей Ковалев.
— Какую литературу предпочитаете читать?
— И этот вопрос о выборе книг я согласовываю со своим духовником. В основном предпочитаю книги по истории Церкви и жития святых.
— Почему в Америке все еще сравнительно мало Православных верующих?
— На сегодняшний день Православные американцы составляют всего лишь около 1,5 процента от общего числа граждан США. Почему так мало? Дело в том, что у нас Православие является относительно молодой религией. Начало Церкви в Америке было положено миссионерскими трудами Святителя Иннокентия Аляскинского (1797-1879 гг.). Во время многочисленных поездок он изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал, составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Евангелие. Благодаря этому жители Аляски впервые услышали Евангелие и Богослужение на своем родном языке. Однажды Святитель был приглашен в Сан-Франциско. С ним также приехал подросток — будущий святой Петр Алеут, которого впоследствии зверски замучили католики — из-за его нежелания переходить в их веру. В дальнейшем Православную веру в Америку привозили в основном эмигранты.
Записал Валентин Ковальский, г. Киев, Украина
Перевод Надежды Мартыновой
Читать больше: Благовест, портал Православной газеты
Комментировать