Array ( )

Литургия оглашенных

антифон

После произнесения мирной ектении начинается пение антифонов.
Антифон – греческое слово, которое можно перевести как «попеременное пение». Такое название эти библейские песни получили от обычая петь стихи псалмов двумя хорами попеременно. Две строки – один хор, две следующие – другой и т.д.

Антифоны вошли в употребление в глубокой древности. Их пели христиане уже I и II веков. Церковный историк Сократ Схоластик говорит, что обычай антифонного пения ввел св. Игнатий Богоносец (живший в конце I века). Однажды Игнатий был восхищен духом на небеса и созерцал там Ангелов, воспевающих Святую Троицу противогласными (в греч. – антифонными) песнями. Св. Игнатий ввел такое «Ангельское» пение в Антиохийской Церкви, которую возглавлял, а позже такое пение распространилось и на все Церкви.

Антифоны входили в состав утренних, вечерних служб, служб, совершавшихся во время разных торжественных процессий. Люди в древности очень любили попеременно, на два хора, петь псалмы или священные гимны.
Как они попали в начало Литургии?
Древняя Литургия начиналась с момента входа епископа (или священника) в храм, это момент нынешнего так называемого малого входа.
Верующие ждали священнослужителей у храма. Тут-то они и пели любимые антифоны. Примерно в VIII веке три антифона, в начале Литургии, были официально добавлены в чинопоследование Литургии.
Пели их тогда иначе, нежели сейчас: пелся стих из псалма и припев, например такой: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Опять стих и припев и т.д.
Для антифонного пения перед Литургией выбирали разные псалмы. Например, в VIII веке это были 91‑й, 92‑й и 94‑й псалмы.

Сегодня антифоны формально остались, но они совсем не похожи на то, что услышали бы мы, попав в храм на древнее богослужение. Почему?
Мы поем другие антифоны (составленные из 102-го, 145-го псалмов и Блаженств Евангельских – Мф. 5, 3–12).
Часто в приходских храмах и даже соборах задействован один хор, который поет все стихи антифонов подряд (особенность антифонов – как раз в другом, в том, что их попеременно исполняют два хора).
Сами псалмы мы сильно сокращаем, бывает, что из псалма поется всего несколько стихов.
У нас почти пропали и припевы, которые положено петь после каждого стиха псалма. Только в первом антифоне, в самом его начале и конце, встречается этот древний припев: «Благословен еси, Господи».

Тем не менее, антифоны, даже в том виде, в котором они существуют сегодня, – важный элемент богослужения. Они вводят человека в радостную и торжественную атмосферу богослужебного праздника. Они напоминают (а мы ведь помним, что первые два антифона – это ветхозаветные псалмы), что мы связаны с сонмом подвижников всех эпох и даже дохристианского времени. И тогда, задолго до Пришествия Христова, любили Бога, надеялись на Его помощь, поддержку, ожидали, что праведники будут вознаграждены за терпение, а грешники получат по заслугам.
Присоединяясь к молитве древних псалмопевцев, мы подтверждаем, что их ожидания – не напрасны. Они уже начали осуществляться с приходом Спасителя и окончательно совершатся со Вторым славным Его Пришествием.

Для удобства тех, кто хочет следить за богослужением, приведу полный текст антифонов.

Первый антифон

Благослови, душе моя, Господа; благословен еси, Господи.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его.
Очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя.
Избавляющего от истления живот твой, венчающего тя милостию и щедротами.
Исполняющего во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.
Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.
Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым – хотения Своя.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Не до конца прогневается, ниже во век враждует.
Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.
Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.
Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.
Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.
Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет.
Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.
Милость же Господня от века и до века на боящихся его.
И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.
Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.
Благословите Господа, вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.
Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.
Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
И ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.


После каждого антифона диакон произносит малую (то есть краткую) ектенью.

Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.


Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Господи, помилуй.


Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Тебе, Господи.


В древности, когда пелся весь псалом, да еще греческим протяжным пением, это могло занимать продолжительное время. Прихожане могли расслабиться, отвлечься, а то и просто задремать (во время этой части Литургии можно было сидеть). Чтобы взбодрить их, и были введены эти краткие ектении между антифонами.

Во время малой ектеньи священник про себя или вполголоса произносит молитву Господу, чтобы Тот благословил людей, собравшихся в храме, и принял возносимую ими молитву. Каждая молитва завершается громким возглашением – возгласом, – который как раз следует после диаконской малой ектеньи.

Священническая молитва 1‑го антифона:

Господи, Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатые милости Твоя и щедроты Твоя.

«В молитве первого антифона предстоятель исповедует веру Церкви в то, что:
держава Божия несказанна,
что слава Его безмерна,
милость непостижима
и человеколюбие неизреченно.
Все эти слова, в греческом тексте молитвы начинающиеся с отрицательной частицы, выражают христианский опыт абсолютной трансцендентности Бога – несоизмеримости его с нашими словами, понятиями и определениями…» (протопресв. А. Шмеман).
И, тем не менее, к этому неизмеримому и величественному Богу, Творцу Вселенной, мы обращаемся по-сыновнему просто: «…призри на ны и на святый храм сей… сотвори с нами… богатые милости Твоя и щедроты Твоя».

Второй антифон

Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему,
дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.
Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.
Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающего пищу алчущим.
Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век: Бог твой, Сионе, в род и род.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Сразу после 2‑го антифона поется гимн, сочиненный византийским императором Юстинианом: «Единородный Сыне». Юстиниан воздвиг в Константинополе великолепный храм Иисуса Христа – Божественной Премудрости (попросту его называют Храм Святой Софии, потому что по-греч. мудрость – софиа). В знак любви к Иисусу Христу император Юстиниан, этот ревнитель православной веры, в 528 году повелел, чтобы составленный им гимн непреложно воспевался за богослужением в честь Господа Иисуса Христа. Правда, сначала его пели на Вечерней или на Утренней службах. На Литургии он поется с X века.

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!
(Единственный Сын и Слово Божие Бессмертное! Ты изволил ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Вечно-Девы Марии. Ты, Христос Бог, стал человеком, оставшись Богом, был распят и Своей Смертью победил смерть. Будучи Одним из Святой Троицы, прославляемый вместе с Отцом и Святым Духом, спаси нас! – Рус.)



Все фотографии галереи