Постный день. Глас 7-й
Мч. Урпасиа́на Никомидийского (ок. 295); св. Кеса́рия Назианзина, брата свт. Григо́рия Богослова (ок. 369); прав. Тара́сия Ликаонийского.
Сщмчч. Михаи́ла Маслова, Алекси́я Смирнова, Дими́трия Гливенко, Се́ргия Лебедева, Се́ргия Цветкова, пресвитеров и Никола́я Горюнова, диакона, прмч. Иоаса́фа (Шахова), иеромонаха и прмцц. Ната́лии Ульяновой, послушницы и Алекса́ндры (Самойловой), инокини (1938).
Икон Божией Матери: «Слово плоть бысть» Албазинская (1666).
Чтения Священного Писания
Утр.: Ин.20:1–10 (зач. 63). Лит.: Евр.4:14 – 5:6 (зач. 311). Мк.8:34 – 9:1 (зач. 37). Мчч.: Евр.12:1–10 (зач. 331). Мф.20:1–16 (зач. 80).

Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
Притча дня
Один старец сказал: «Существуют болезни, которые незачем лечить, ибо только они способны предохранить от других, гораздо худших».
Проповедь дня

- Игумен Никон (Воробьев). О кресте и любви Божией.

- Свт. Василий Великий. Беседа на день святых 40 мучеников.

- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 3-я Великого поста.

- Прот. Василий Михайловский. Неделя 3-я Великого поста.

- Свт. Герман Константинопольский. Слово в Неделю Крестопоклонную.

- Прот. Григорий Дьяченко. Память свв. великомучеников сорока, иже в Севастии.

- Прп. Феодор Студит. Слово на поклонение честнаго и животворящаго Креста среди четыредесятницы.

- Протопресвит. Александр Шмеман. Крестопоклонная неделя.

- Митр. Макарий (Булгаков). Слово в неделю 3-ю Великого поста.

- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Слово в Неделю Крестопоклонную.

- Архим. Кирилл (Павлов). Крест – знамя любви Спасителя к людям.

- Прот. Димитрий Смирнов. Память сорока мучеников Севастийских.

- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в Неделю Крестопоклонную.

- Прот. Георгий Митрофанов. Проповедь в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную, Мк.8:34 – 9:1.

- Св. праведный Алексий Мечев. Слово в Неделю 3-ю Св. Четыредесятницы.

- Митр. Сурожский Антоний. Воскресенье Крестопоклонное.

- Свт. Филарет Московский. Слово в неделю крестопоклонную.

- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю крестопоклонную.
- Слово на пассии. 11.

- Прот. Родион Путятин. В неделю Крестопоклонную.
Основы православия
Тема 81. Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях.
Рассмотрим их по восходящей:
– Церковь как культовое здание (синоним – храм);
– Церковь как организация, например «Московская Патриархия» – совокупность учреждений, находящихся в ведении патриарха.
– Церковь как сообщество. Само слово церковь (экклесия) по-гречески означает собрание. Любое собрание. «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). В данном случае: «сборище злодеев».
– Церковь как духовный организм. «Церковь это не стены и крыша, но вера и житие», – говорил свт. Иоанн Златоуст. По словам Алексея Хомякова: «Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».
Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ человеческого тела (1Кор.12:27; Еф.4:11-12). Согласно этому образу, Церковь есть Тело Христово, Иисус Христос называется Главою Церкви по аналогии с головою в человеческом теле, а членами этого тела – христиане и ангелы. Как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у нас – членов Церкви – различные служения: кто перед престолом, кто в библиотеке, кто в больнице, кто в интернете.
Разными людьми Церковь воспринимается в соответствии с их духовным уровнем: кто-то видит лишь здание, кто-то общину, а кто-то уже сможет распознать в ней Богочеловеческий организм.
Практические советы
По счету церковного времени воскресенье открывает седмицу, а не завершает ее.
Есть замечательная традиция — выпекать всевозможные традиционные постные блюда: на Крестопоклонную (3-е воскресенье Великого Поста) — кресты, на Сорок мучеников Севастийских (22 марта) — жаворонков, на Иоанна Лествичника (4-е воскресенье Великого Поста) — постные булочки в виде лестницы. Если эти маленькие радости с детства закладываются в семейную традицию, они очень хорошо детской душой воспринимаются и отзываются в ней. Дети начинают любить пост и ждать его, потому что наряду с ограничениями в чем-то тут же наступает награда за подвиг, ответ на этот маленький детский шаг.
См. Постные рецепты.