<span class=bg_bpub_book_author>Сергей Нилус</span><br>Полное собрание сочинений. Том 3. Святыня под спудом

Сергей Нилус
Полное собрание сочинений. Том 3. Святыня под спудом

(18 голосов4.3 из 5)

1848 год

Июнь

С наступ­ле­нием 1848 года настали в Европе бед­ствия почти повсе­местно. Во Фран­ции 24 фев­раля — рево­лю­ция, нис­про­вер­же­ние закон­ной вла­сти, рес­пуб­лика. От Фран­ции раз­лился сей адский поток в смеж­ные земли, кроме Рос­сии: везде мятежи, нестро­е­ния… В Рос­сии — холера, засуха, пожары. 26 мая, в среду, в 12‑м часу дня заго­релся губерн­ский город Орел; сго­рело 2800 домов; на воде барки сде­ла­лись добы­чею огня. Потом сго­рело: в Ельце — 1300 домов, во Мцен­ске, Лив­нах, Кур­ске и во мно­гих дру­гих горо­дах — вели­кое множество.

— К нашему Старцу пишет о. игу­мен Анто­ний Б.[1]: «Бла­го­дарю отца Иоанна (это наш скит­ский иерос­хи­мо­нах из быв­ших рас­коль­ни­ков), что меня вспом­нил и потру­дился напи­сать несколько стро­чек. Кажется, теперь и рас­коль­ни­кам, и пра­во­слав­ным сле­дует поду­мы­вать не о лич­ных своих делах, а о гря­ду­щем Божием гневе на всех, кото­рый может, яко сеть, захва­тить всех живу­щих на земле. Рево­лю­ция во Фран­ции не есть част­ное зло, а только вос­пла­ме­не­ние тех под­ко­пов, кото­рые под­ве­дены под всю землю, особ­ливо — евро­пей­скую, яко хра­ни­тель­ницу про­све­ще­ния и духов­ного, и мир­ского. Теперь стра­шен нам уже не рас­кол, а общее евро­пей­ское без­бо­жие. Вре­мена языч­ни­ков едва ли не окан­чи­ва­ются. Все евро­пей­ские уче­ные теперь празд­нуют осво­бож­де­ние мысли чело­ве­че­ской от уз страха и покор­но­сти запо­ве­дям. Посмот­рим, что сде­лает этот род XIX века, сбра­сы­ва­ю­щий с себя оковы вла­стей, и начальств, и при­ли­чий, и обы­чаев? Посмот­рим, каков будет этот новый Адам в 48 лет, кото­рый теперь воз­рож­да­ется из евро­пей­ской бла­го­род­ной земли? Какова будет эта зло­ве­щая птица, выси­жен­ная из гнезда париж­ского? Это яйцо давно поло­жено. Оно еще в 1790‑х годах согре­ва­лось, и вылу­пив­шийся Напо­леон хотя и обжег себе кры­лья на пожаре мос­ков­ском, и как будто мы вме­сте с ним про­сти­лись и с вой­ной, и с общими потря­се­ни­ями; но, видно, это был только один бол­тун, а насто­я­щий выси­док явится в наше пре­бла­го­по­луч­ное время, во дни мира и утвер­жде­ния. Если вос­тор­же­ствует сво­бод­ная Европа и сло­мит послед­ний оплот — Рос­сию, то чего нам ждать — посу­дите!… Я не смею уга­ды­вать, но только прошу пре­ми­ло­серд­ного Бога, да не узрит душа моя гря­ду­щего цар­ства тьмы».

24 июня

Чет­вер­ток. Празд­ник в Скиту Рож­де­ства св. Иоанна Пред­течи. Попо­лу­дни в три часа, в чет­вер­том, зашла страш­ная туча с мол­ни­ями и гро­мами с юго-запада при 20 гра­ду­сах тепла. Она раз­ра­зи­лась страш­ною бурею с про­лив­ным дождем и гра­дом. От этой тучи во мно­гих местах Козель­ского уезда про­изо­шли раз­ру­ше­ния, в осо­бен­но­сти же в нашем мона­стыре. На церк­вах — Казан­ской и боль­нич­ной — раз­ло­мало на части желез­ную крышу, сорвало кре­сты; на коло­кольне поко­ле­бало главу со шпи­лем и вырвало кро­вель­ный лист; на кор­пу­сах — тра­пез­ном и брат­ском, что возле коло­кольни, и на каз­на­чей­ском повре­дило желез­ные крыши; во мно­гих дру­гих местах повре­дило чере­пич­ные крыши и изго­роди; поло­мало мно­же­ство садо­вых пло­до­вых дере­вьев. В Скиту упав­шею сос­ной повре­дило башню, что на кон­ном дворе, а с юго-запад­ной сто­роны тоже упав­шею сос­ною раз­било два камен­ных столба в скит­ской ограде. А в мона­стыр­ском лесу поло­мало и вырвало с кор­нем до двух тысяч самых тол­стых сосен… Страш­ная буря! Никто не запом­нит такой!

По поводу этой бури Ста­рец сказал:

«Это зна­ме­ние гнева Божия на отступ­ни­че­ский мир. Нача­лось с Европы, дохо­дит и до нас. При­бли­зи­лось время, пре­ду­ка­зан­ное Откро­ве­нием. Мы-то не дожи­вем, ну а пра­внуки наши узрят при­ше­ствие Гос­пода во славе.

Гос­поди, поми­луй!… А дей­стви­тельно, тяжело стало жить нынче совре­мен­ному чело­веку. Не от добра жизни пишут люди так, как пишет в своем сти­хо­тво­ре­нии архи­манд­рит Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Вот стихи эти:

Убили сердце

Здесь все мне враж­дебно, все смерти тле­твор­ным дыха­нием дышит:
Прон­зи­тель­ный ветер, тяже­лые воды, пары из болота,
Измены погоды и вечно нахмуро-гро­зя­щее небо.
Как бле­ден луч сол­неч­ный, Бельта пови­тый тума­ном и мглою!
Не греет он, жжет!…
Не люблю, не люблю я сия­нья без жизни!…
Сра­жен я неду­гом, око­ван как цепью, к одру им прикован,
Им в кел­лии заперт. Затвор­ник неволь­ный, влачу дни ко гробу.
А сердце мое?.. Ах, убили его!… Оно жило доселе,
Стра­да­ньями жило, но жило. Теперь — тишина в нем могилы.
Его отвер­зал я с любо­вью и верой, откры­той всем ближним.
Вон­зили мне в сердце кин­жалы; и были кин­жалы наградой
За дружбу, за слово пря­мое, за жизнь, при­не­сен­ную в жертву!…
Уйду я, уби­тый, уйду от людей я в без­вест­ность пустыни!…
Я вижу, что людям при­ятно и нужно: им нужны лесть, подлость,
Тще­сла­вие, чуж­дое истин­ной славы. Забыли, что слава — от Бога,
От сове­сти чистой. Но Бог им не нужен, и совесть им — бремя;
Не нужны им в слуги наперс­ники правды с обще­ствен­ной пользы желаньем:
Им нужны рабы — ору­дья их воли развратной…
Уйду от людей и в глу­бо­кой пустыне пре­дамся рыданьям:
Там в пищу мне будут лишь стоны, а слезы — напитком.
Оплачу себя, мое сердце уби­тое, мир, в зло погруженный,
И сниду в могилу печаль­ный, в надежде отрады на небе.

Об узком пути ко спасению

26 июня. С тру­дом можно вхо­дить в Цар­ствие Божие: его должно вос­хи­щать «нуж­дею», его должно брать силою, как оса­жда­е­мый город. Врата в Цар­ствие Божие тесны. Чтобы войти в них, должно стес­нить и под­верг­нуть муче­нию гре­хов­ное тело; должно уни­зиться, сми­риться и сде­латься малым. Широ­кие врата; кото­рыми идет боль­шая часть людей и кото­рые совер­шенно отво­рены, ведут к поги­бели. Посему не должно вхо­дить во врата сии. Когда мир ока­зы­вает нам свое бла­го­во­ле­ние и рас­по­ло­же­ние, когда путь жизни нашей не пред­став­ляет нам ника­ких неудо­воль­ствий, когда «добре рекут о нас вси чело­вецы», то — горе нам!

К буду­щей жизни мы тогда только бываем более спо­собны, когда в жизни насто­я­щей обре­ме­няют нас мно­го­чис­лен­ные бед­ствия. Итак, не будем сле­до­вать за боль­шею частию людей, кото­рые ходят по путям широ­ким и удоб­ным. Должно идти по сле­дам малого числа избран­ных, по пути свя­тых, по труд­ной стезе само­от­вер­же­ния. Путь к Небу должно про­ла­гать между ска­лами несча­стий этой жизни и вме­сте пом­нить, что послед­ний шаг жизни тре­бует самого вели­кого усер­дия войти в тес­ные врата веч­но­сти. Вот что пишет об этом послед­нем шаге в веч­ность — «о брани в час смерт­ный» — Афон­ский иеро­мо­нах Макарий:

«День осо­бен­ной духов­ной брани в нас есть день смерти. Если враг дерз­нул явиться к без­греш­ному Спа­си­телю нашему при конце Его зем­ной жизни, в чая­нии найти в Нем какую-нибудь погреш­ность, как ска­зал Сам Гос­подь: «гря­дет мира сего князь, и во Мне не имать ниче­соже» (Ин. 14:30), — то тем сме­лее явля­ется он каж­дому из нас пред нашею кон­чи­ной и дер­зостно при­ра­жа­ется к нам, греш­ным. Итак, чтобы брань смерт­ная не застигла нас него­то­выми, необ­хо­димо бороться муже­ственно во время дан­ной нам Богом жизни. Про­вед­ший свою жизнь в муже­ствен­ной борьбе по навыку и опыт­но­сти в духов­ной брани легко одер­жи­вает победу и в послед­ний час смерти. Для сего тре­бу­ется также частое и вни­ма­тель­ное раз­мыш­ле­ние о смерти. Дела­ю­щий это страш­ную для него­то­вых смерть встре­чает с мень­шим стра­хом: ум его, неза­ня­тый сто­рон­ними пред­ме­тами, будет сво­бо­ден в избра­нии мер для успеш­ного окон­ча­ния пред­смерт­ной борьбы.

Но в чем состоит пред­смерт­ная брань и что нужно делать в час смерти, чтобы не остаться навсе­гда побежденным?

Есть четыре глав­ных и более опас­ных при­лога, кото­рыми враги наши — демоны имеют обык­но­ве­ние побеж­дать нас в эти минуты, — это:

1) неве­рие;

2) отча­я­ние;

3) тще­сла­вие и

4) раз­лич­ные меч­та­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния демо­нов в анге­лов света.

I. Неверие

Если враг нач­нет напа­дать на тебя лжи­выми умство­ва­ни­ями и вла­гать в твой ум помыслы неве­рия, пре­зри пле­велы его и с твер­дою верою говори ему: «Иди за мною, сатана, отец лжи! Не хочу ничего слы­шать от тебя. Я верую, во что верует Свя­тая Цер­ковь, и более ничего, ника­ких твоих умство­ва­ний мне не нужно». И отнюдь не давай места в сердце твоем помыс­лам неве­рия, по слову Свя­щен­ного Писа­ния: «Аще дух вла­де­ю­щаго (т. е. врага) взы­дет на тя, места не остави: лукав­ство бо изыде от лица вла­де­ю­щаго» (Еккл. 10:45). Помыслы неве­рия вну­шает диа­вол, чтобы низ­ри­нуть тебя; а потому утверди ум свой, стой муже­ственно, бере­гись при­ни­мать не только какое-либо умство­ва­ние, но даже и изре­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния, пред­став­ля­е­мое тебе доб­ро­не­на­вист­ни­ком: знай, что свя­щен­ные изре­че­ния при­во­дит он все­гда непол­ными и худо про­из­но­си­мыми, с пре­врат­ным тол­ко­ва­нием их, хотя и ста­ра­ется пока­зать их уму хорошо, чисто и ясно про­из­но­си­мыми. Если этот лука­вый змий спро­сит тебя, чему верует Цер­ковь, оставь его с пол­ным пре­зре­нием и отнюдь не отве­чай на его вопрос. Зная ложь и ковар­ство его и видя, как он ста­ра­ется уло­вить тебя сло­вами, веруй лишь несо­мненно от всего сердца в уче­ние Св. Церкви и когда, Божиею Бла­го­да­тию, силен ты в вере и непо­ко­ле­бим помыс­лом, к боль­шему посрам­ле­нию врага, отве­чай, что все, во что верует Св. Цер­ковь, есть непре­лож­ная истина. Но, поло­жим, он воз­ра­зит: какая это истина? — кратко скажи: та, в кото­рую Св. Цер­ковь верует. При этом посто­янно ста­райся содер­жать сердце твое устрем­лен­ным к Рас­пя­тому за нас и взы­вай к Нему: Боже мой, Творче и Иску­пи­телю мой! помози мне в час сей и не попу­сти уда­литься от истины свя­той веры или поко­ле­баться в ней, но бла­го­слови мне, в истине сей бла­го­да­тию Твоею рож­ден­ному и настав­лен­ному, окон­чить жизнь мою к славе Пре­свя­таго Имени Твоего.

II. Отчаяние

Вто­рой при­лог, кото­рым лука­вый уси­ли­ва­ется совер­шенно погу­бить нас, есть страх, вла­га­е­мый в сердце напо­ми­на­нием нам всех наших гре­хов, чтобы низ­ри­нуть нас в ров отча­я­ния и без­на­деж­но­сти. Чтобы не впасть в такую беду, нужно тебе хорошо знать, что напо­ми­на­ние гре­хов тогда бывает от бла­го­дати и спа­си­тельно, когда оно сми­ряет тебя и воз­буж­дает в сердце сокру­ше­ние о том, что гре­хами сво­ими ты оскорб­ля­ешь Бога и вме­сте с тем посе­ляет в тебе надежду и упо­ва­ние на бла­гость Его. Но когда напо­ми­на­ние гре­хов сму­щает тебя, ввер­гает в неве­рие и мало­ду­шие и застав­ляет счи­тать себя чело­ве­ком на веки осуж­ден­ным, кото­рому нет более вре­мени ко спа­се­нию, знай, что такое напо­ми­на­ние — от диа­вола. Посему, сми­ряя себя как можно более, отнюдь не остав­ляй надежды на Бога, и ты побе­дишь врага его же ору­жием и воз­дашь славу Богу.

Нужно нам вся­кий раз печа­литься и болеть серд­цем об оскорб­ле­нии, при­чи­ня­е­мом Гос­поду, когда вспо­ми­наем грехи свои, однако необ­хо­димо питать и надежду на крест­ные заслуги Его и, ради этих вели­ких заслуг, про­сить у Него про­ще­ния. Если же тебе кажется, будто сам Бог прямо гово­рит тво­ему сердцу, что ты — не от овец Его, то и в таком слу­чае не должно тебе остав­лять надежду и упо­ва­ние на Него. Не пере­ста­вай и тогда взы­вать: поис­тине, Боже мой, я достоин того, чтобы Ты отверг меня за грехи мои, но все-таки дер­заю упо­вать на Твое бла­го­у­тро­бие и наде­яться, что Ты про­стишь меня; посему и умо­ляю: не лиши спа­се­ния созда­ние Твое, достой­ное осуж­де­ния за злые свои дела, искуп­лен­ные, однако, ценою Свя­тей­шей Твоей Крови. Желая быть в числе спа­сен­ных, Иску­пи­тель мой, во славу Твою я весь, с надеж­дою на без­мер­ное бла­го­у­тро­бие Твое пре­да­юсь в руце мило­сер­дия Тво­его: твори со мною, что Тебе бла­го­угодно, ибо Ты един Вла­дыко мой. Если Ты и умерт­вишь меня, и тогда я буду иметь в Тебе живо­твор­ную свою надежду.

III. Тщеславие

Тре­тий при­лог состоит в тще­сла­вии и само­мне­нии, кото­рое побуж­дает наде­яться на самого себя и на то, что я буду спа­сен соб­ствен­ными сво­ими делами. Смотри же все­гда, и осо­бенно в тот послед­ний час смерти, не попус­кай сво­ему уму пола­гаться на себя и на свои дела, хотя бы совер­шил и все доб­ро­де­тели свя­тых; напро­тив, надейся на одного Бога и на Его бла­го­у­тро­бие; поми­ная крест­ные стра­да­ния Спа­си­теля, поне­сен­ные Им ради спа­се­ния тво­его, уни­чи­жай себя до послед­него изды­ха­ния. Если же ино­гда, слу­чайно, и воз­ник­нет в тебе мысль о каком-нибудь доб­ром деле, — знай: силою Бога, а не твоею оно совер­шено. Проси помощи Божией и надейся полу­чить ее не ради заслуг своих или ради испы­тан­ной тобою брани, в коей ты явился побе­ди­те­лем, но посто­янно содержи себя в свя­том страхе, созна­вая искренно, что все твои заботы, труды и подвиги были бы тщетны, если бы не содей­ство­вал тебе и не соби­рал их под сень крилу Своею Сам Бог; на Его только защиту воз­ла­гай все свое упо­ва­ние. Если после­ду­ешь этому совету, то не побе­дят тебя враги в час смерти при­ло­гом тще­сла­вия: тебе откро­ется сво­бод­ный путь от земли к Небес­ному Иеру­са­лиму, в преб­ла­жен­ное наше отечество.

IV. Различные мечтания и преобразования демонов в ангелов света

Если упор­ный в борьбе враг наш, нико­гда не утом­ля­ю­щийся в наве­де­нии иску­ше­ний, будет одо­ле­вать тебя когда-нибудь, и осо­бенно перед смер­тью, неко­то­рыми лож­ными явле­ни­ями, виде­ни­ями и пре­об­ра­зо­ва­ни­ями в ангела светла, ты стой твердо в созна­нии сво­его ничто­же­ства и смело говори: воз­вра­тись, ока­ян­ный, во тьму твою, ибо я не имею нужды ни в виде­ниях, ни в дру­гом чем, кроме бла­го­у­тро­бия Хри­стова и хода­тай­ства Прис­но­девы Марии и Свя­тых пред Гос­по­дом. Пусть бы ты и в самом деле созна­вал, что те виде­ния дей­стви­тельно от Бога, — и тогда ста­райся отстра­нять их от себя, сколько можешь, и не думай, что устра­не­нием их в созна­нии сво­его недо­сто­ин­ства ты оскор­бишь Бога. Если виде­ния точно от Бога, Он Сам знает, как про­све­тить и уве­рить тебя, и не вме­нит Себе в оскорб­ле­ние, что ты опа­са­ешься при­ни­мать их. Даю­щий сми­рен­ным бла­го­дать не отни­мает Своей бла­го­дати за дела, совер­ша­е­мые по чув­ству смирения.

Таковы более общие ору­жия, упо­треб­ля­е­мые про­тив нас вра­гом в послед­ние часы нашей жизни, хотя на каж­дого он вос­стает смотря по наклон­но­стям и стра­стям, каким кто более подвержен.

Итак, повто­рим: чтобы не остаться навсе­гда побеж­ден­ными, непре­менно должно прежде наступ­ле­ния смерт­ного часа, при Божией помощи, воору­жаться про­тив тех стра­стей, кото­рые осо­бенно обла­дают нами, и бороться с ними муже­ственно, чтобы легче побе­дить нам диа­вола и в страш­ные послед­ние минуты жизни».

Вот тот конец тес­ного и широ­кого пути, кото­рым все люди идут в веч­ность. Но тес­ный путь гото­вит к веч­но­сти, и послед­няя борьба со вра­гом нашего спа­се­ния застает воина Хри­стова во все­ору­жии; а широ­кий? Поду­мать страшно!…

Бог пред­опре­де­лил нам быть сооб­раз­ными образу Сына Сво­его, подобно Ему рас­пи­наться на, кре­сте, подобно Ему уда­ляться зем­ных удо­воль­ствий, подобно Ему в стра­да­ниях воз­ла­гать все свое упо­ва­ние на Бога и пере­но­сить их покойно. Но как велико наше ослеп­ле­ние! Мы все­гда желаем уда­ляться от кре­ста, кото­рый соеди­няет нас с нашим Гос­по­дом; но мы не можем оста­вить кре­ста, не оста­вив вме­сте Рас­пя­того на нем Иисуса Хри­ста: крест и Рас­пя­тый на нем неразделимы.

Итак, будем жить и уми­рать вме­сте с Тем, Кото­рый при­шел пока­зать нам истин­ный путь к небу; не будем ничего столько желать, как при­но­сить нашу жертву Богу на том же жерт­вен­нике, на кото­ром совер­шал Свою Иисус Хри­стос… Но, к несча­стью, все труды и заботы наши отно­сятся только к тому, чтобы жить в оби­лии и доволь­стве и уда­ляться от узкого пути к Нему. Мы не пони­маем, что таин­ство бла­го­дати соеди­няет бла­жен­ство со сле­зами. Вся­кий путь, кото­рый ведет к пре­столу, дол­жен быть при­я­тен, хотя бы он был устлан тер­нием. На узком пути потребно тер­пе­ние, но оно облег­ча­ется надеж­дою; потребно тер­пе­ние, но оно услаж­да­ется виде­нием отвер­стых небес; потребно тер­пе­ние, но оно не бывает при­нуж­денно, а про­ис­те­кает из сво­бод­ного жела­ния терпеть.


[1] Боч­ков. Впо­след­ствии насто­я­тель Чере­ме­нец­кого мона­стыря Петер­бург­ской епархии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки