Подготовительный период к Великому посту

Подготовительный период к Великому посту

(2 голоса5.0 из 5)

Под­го­товка к Вели­кому посту начи­на­ется с Недели о мытаре и фари­сее и завер­ша­ется Про­щё­ным воскресеньем.

Лест­ница Вели­кого поста

Струк­тура Вели­кого поста постро­ена так, что каж­дая неделя поста имеет свой духов­ный смысл, свою духов­ную направ­лен­ность. И чело­век, кото­рый посвя­щает свои время и силы от начала до конца вели­ко­пост­ного пери­ода, он дей­стви­тельно, как по лест­нице духов­ного вос­хож­де­ния шаг сту­пенька за сту­пень­кой при­бли­жа­ется к тайне Пасхи Хри­сто­вой.

про­то­и­е­рей Алек­сий Уминский

 Неделя о мытаре и фари­сее (Лк.18:10–14)

Сед­мица «сплош­ная» (нет поста в среду и пятницу).

 Неделя о блуд­ном сыне (Лк.15:11–32).

• Все­лен­ская роди­тель­ская (мясо­пуст­ная) суббота.

 Неделя мясо­пуст­ная (послед­ний день вку­ше­ния мяса),

о Страш­ном суде (Мф.25:31–46)

Сед­мица сыр­ная (мас­ле­ница), «сплош­ная»

 Неделя сыро­пуст­ная. Вос­по­ми­на­ние Ада­мова изгна­ния. Про­щё­ное вос­кре­се­нье (Мф.6:14–21)

Бого­слу­же­ния Сыр­ной сед­мицы явля­ются под­го­тов­кой к Вели­кому посту, поэтому в Пра­во­слав­ной Церкви дни сыр­ной сед­мицы не явля­ются празд­нич­ными в отли­чие от празд­но­ва­ния народ­ной мас­ле­ницы. Про эту сед­мицу в бого­слу­же­нии гово­рится: «пред­две­рие пока­я­ния, пред­праздн­ство (πυοεόρτιον) воз­дер­жа­ния, свет­лое пред­чув­ствие поста, сед­мица пред очи­сти­тель­ная». Под­го­тав­ли­вая веру­ю­щих к дли­тель­ному посту и объ­яс­няя его зна­че­ние через бого­слу­жеб­ные тек­сты, Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что пост все­гда поле­зен, во время него осла­бе­вают бесов­ские иску­ше­ния, вме­сте с постя­щимся пре­бы­вают ангелы, поскольку с помо­щью поста чело­век очищается.

Согласно Типи­кону, всю сед­мицу, вклю­чая среду и пят­ницу, раз­ре­шено есть рыбу, яйца, сыр, молоч­ные про­дукты, но запре­щено вку­шать мясо во все дни этой сед­мицы; кроме того, в среду и пят­ницу реко­мен­до­ван лишь один приём пищи вече­ром. Об исто­рии поста в эту сед­мицу, то есть о при­чи­нах отказа от мяса, повест­вует Ники­фор Кал­лист Ксан­фо­пул (XIV век) в Синак­саре Суб­боты сыр­ной, кото­рый поме­щён в Пост­ной Три­оди: визан­тий­ский импе­ра­тор Ирак­лий I после шести­лет­ней изну­ри­тель­ной войны с пер­сид­ским царём Хосроем дал обет не вку­шать мясо в послед­нюю сед­мицу перед Вели­ким постом. Была одер­жана победа. При­няв бла­го­че­сти­вый обет и хода­тай­ство царя, Цер­ковь ввела это в свой бого­слу­жеб­ный устав.

Категория: кисломолочные продукты

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки