Иерей Даниил (Данай) Ванна – первый в истории православный священник-таец

Иерей Даниил (Данай) Ванна – первый в истории православный священник-таец

Пути Гос­под­ни неис­по­ве­ди­мы. Думал ли когда-нибудь таец Данай Ван­на, что ста­нет пра­во­слав­ным свя­щен­ни­ком, а его нынеш­няя рус­ская супру­га Еле­на Евдо­ки­мо­ва, что ока­жет­ся в дале­ком Таиланде?

Данай Ван­на – так зовут в миру пер­во­го в исто­рии Таи­лан­да тай­ско­го пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, став­ше­го отцом Дани­и­лом. Он из про­вин­ции Пра­чин­бу­ри, где, закон­чив девять клас­сов обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, посту­пил в тех­ни­че­ский кол­ледж. Полу­чив спе­ци­аль­ность, два года отра­бо­тал в Пра­чин­бу­ри в фили­а­ле ком­па­нии IBM, а потом пере­брал­ся в Банг­кок, где судь­ба и све­ла его с насто­я­те­лем пра­во­слав­но­го хра­ма, ныне архи­манд­ри­том Оле­гом, в миру Чере­па­ни­ным. Слу­чи­лось так, что отец Олег зака­зал ком­пью­тер в мага­зине, где рабо­тал Данай, и когда пона­до­би­лось этот ком­пью­тер уста­но­вить в офи­се (или то келья?) отца Оле­га при хра­ме, то с этим зада­ни­ем к нему и при­е­хал буду­щий свя­щен­ник. Как рас­ска­зал отец Олег, моло­дой чело­век был под впе­чат­ле­ни­ем от уви­ден­но­го им в пра­во­слав­ном хра­ме, инте­ре­со­вал­ся рос­пи­сью, ико­на­ми, мно­го рас­спра­ши­вал. Меся­цев пять при­хо­дил на про­по­ве­ди, и вско­ре при­нял крещение. 

28 авгу­ста 2008 г. Мит­ро­по­ли­том Смо­лен­ским и Кали­нин­град­ским Кирил­лом (нынеш­ним Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом) он был посвя­щен в диа­кон­ский сан и направ­лен на слу­же­ние в Банг­кок. 05 июля 2009. о. Дани­ил был руко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки. 16 фев­ра­ля 2014 года в ново­освя­щен­ном Николь­ском хра­ме в Банг­ко­ке архи­епи­ско­пом Его­рьев­ским Мар­ком (Голов­ко­вым) был воз­ве­дён в сан протоиерея.

Предыстория

В эту дале­кую ази­ат­скую стра­ну с бла­го­сло­ве­ния свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II без мало­го десять лет назад отпра­вил­ся с пра­во­слав­ной мис­си­ей яро­слав­ский свя­щен­ник, быв­ший депу­тат област­но­го сове­та Олег Михай­ло­вич Черепанин.

Открыв в одной из арен­ду­е­мых вилл цен­траль­ной части Банг­ко­ка домо­вой храм в честь свя­ти­те­ля Нико­лая, его насто­я­тель отец Олег стал в Таи­лан­де пер­вым пра­во­слав­ным свя­щен­ни­ком. Спу­стя два года при­ход был пре­об­ра­зо­ван в пред­ста­ви­тель­ство Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви в коро­лев­стве Таи­ланд, но для того, что­бы Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь полу­чи­ла здесь офи­ци­аль­ный ста­тус, одним из свя­щен­но­слу­жи­те­лей обя­за­тель­но дол­жен стать таец, а во вре­мя пере­пи­си насе­ле­ния не менее пяти тысяч чело­век долж­ны ука­зать, что счи­та­ют себя пра­во­слав­ны­ми христианами.

Когда отец Олег при­е­хал в Таи­ланд, два­дца­ти­лет­ний Данай Ван­на, окон­чив тех­ни­кум, рабо­тал в одном из ком­пью­тер­ных мага­зи­нов Банг­ко­ка. Купив ком­пью­тер­ную тех­ни­ку, отец Олег тогда попро­сил Даная помочь с ее уста­нов­кой, и у тай­ца, вырос­ше­го в мно­го­дет­ной кре­стьян­ской семье, роди­те­ли, бра­тья и сест­ры кото­ро­го были буд­ди­ста­ми, завя­за­лась друж­ба с пра­во­слав­ным свя­щен­ни­ком. Данай стал посе­щать бого­слу­же­ния, про­яв­лять инте­рес к пра­во­сла­вию, учить рус­ские сло­ва и в 2001 году при­нял обряд кре­ще­ния с име­нем Даниил.

Жизнь про­стых тай­цев весь­ма нищен­ская, роди­те­ли Даная до сих пор живут в дере­вян­ном доме на высо­ких стол­бах, что­бы в жилье не заполз­ли змеи, но, рабо­тая у отца Оле­га води­те­лем и помо­гая ему в совер­ше­нии бого­слу­же­ний, Данай-Дани­ил понял, что судь­ба ведет его к новой жиз­ни, хотя и путь к ней будет нелегким.

С бла­го­сло­ве­ния отца Оле­га Дани­ил отпра­вил­ся посту­пать в Санкт-Петер­бург­скую духов­ную семи­на­рию. Когда при­е­хал в Рос­сию, он не знал ни одной рус­ской бук­вы, брал част­ные уро­ки, но бла­го­да­ря сво­е­му усер­дию в 2003 году сдал всту­пи­тель­ные экза­ме­ны и посту­пил в семинарию.

Жизнь и уче­ба в дале­кой север­ной стране ста­ла для моло­до­го чело­ве­ка оче­ред­ным испы­та­ни­ем. Одна­жды дво­их его при­я­те­лей изби­ли и обо­кра­ли воз­ле стан­ции мет­ро, но, к удив­ле­нию ино­стран­ца, за них никто не засту­пил­ся. Хоро­шо зная нра­вы нашей стра­ны, отец Олег зара­нее пре­ду­пре­дил Дани­и­ла: «Если кто-нибудь под­ни­мет на тебя руку, ты ему ска­жи, что ты ‒ семи­на­рист, буду­щий пра­во­слав­ный свя­щен­ник. Оби­дев тебя, они оби­дят Бога и доро­го запла­тят за свой поступок».

16 мая 2008 года у Дани­и­ла был выпуск­ной, и он сно­ва ока­зал­ся перед выбо­ром. Стать пра­во­слав­ным свя­щен­но­слу­жи­те­лем может толь­ко чело­век, состо­я­щий в цер­ков­ном бра­ке, или монах. Дани­ил хотел семью, но в таком слу­чае его неве­стой долж­на была стать девуш­ка пра­во­слав­но­го веро­ис­по­ве­да­ния, гото­вая раз­де­лить с ним пра­во­слав­ную мис­сию в Таиланде.

И такая девуш­ка нашлась: Еле­на Евдо­ки­мо­ва несколь­ко лет руко­во­ди­ла цер­ков­ным хором в хра­ме свя­ти­те­ля Леон­тия. В Яро­славль она при­е­ха­ла из Там­бов­ской обла­сти, посту­пи­ла в Толг­ский жен­ский мона­стырь, где окон­чи­ла шко­лу реген­тов. И вес­ной про­шло­го года отец Олег Чере­па­нин пред­ло­жил ей позна­ко­мить­ся со сво­им духов­ным сыном Дани­и­лом. Еле­на отпра­ви­лась в Санкт-Петер­бург, они дол­го гуля­ли с Дани­и­лом по север­ной сто­ли­це, побы­ва­ли в часовне бла­жен­ной Ксе­нии, и девуш­ка поня­ла, что их судь­ба ‒ быть вместе.

Вен­чал моло­дых в хра­ме Бого­яв­ле­ния сам отец Олег, для чего спе­ци­аль­но при­ле­тел из Банг­ко­ка в Ярославль.

28 авгу­ста 2008 года в Смо­лен­ске тогда еще мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Кали­нин­град­ский Кирилл (ныне ‒ свя­тей­ший пат­ри­арх) посвя­тил Дани­и­ла Ван­ну в диа­кон­ский сан и напра­вил на слу­же­ние в храм свя­ти­те­ля Нико­лая в Банг­кок. Еле­на ста­ла руко­во­дить там цер­ков­ным хором и поти­хонь­ку осва­и­вать непро­стой тай­ский язык.

5 июля 2009 года в Москве про­изо­шло еще одно важ­ное для Дани­и­ла собы­тие. По бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла епи­скоп Его­рьев­ский Марк, сек­ре­тарь Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии по зару­беж­ным учре­жде­ни­ям в мос­ков­ском хра­ме Свя­той Живо­тво­ря­щей Тро­и­цы в Хоро­ше­ве руко­по­ло­жил диа­ко­на Дани­и­ла в сан свя­щен­ни­ка. И отец Дани­ил Ван­на стал пер­вым пра­во­слав­ным священником-тайцем.

Дани­ил воз­гла­вил пра­во­слав­ный фонд в Таи­лан­де, кото­рый зани­ма­ет­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью, помо­га­ет рус­ско­языч­ным тури­стам, ока­зав­шим­ся с про­сро­чен­ной визой в тюрь­ме, выбрать­ся на волю. Один из таких бедо­лаг был осво­бож­ден как раз перед Пасхой.

На сего­дняш­ний день в Таи­лан­де уже нача­то стро­и­тель­ство еще двух пра­во­слав­ных хра­мов ‒ во имя Всех свя­тых в извест­ном курорт­ном горо­де Пат­тайе и во имя Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы на ост­ро­ве Пху­кет. В Пат­тайе уже завер­ше­на цемент­ная стяж­ка полов и выве­де­ны несу­щие стол­бы для клад­ки стен. Пол­но­стью храм будет готов и освя­щен в дни празд­но­ва­ния 10-летия пра­во­сла­вия в Таи­лан­де, кото­рое состо­ит­ся в декаб­ре это­го года. Стро­и­тель­ством хра­ма на Пху­ке­те руко­во­дит Дани­ил, а матуш­ка Еле­на ему во всем помо­га­ет, даже в клад­ке кирпичей.

Год от года тай­цы все боль­ше и боль­ше про­яв­ля­ют инте­рес к пра­во­сла­вию, кто-то уже при­нял в хра­ме свя­ти­те­ля Нико­лая кре­ще­ние, дру­гие еще толь­ко пости­га­ют осно­вы пра­во­слав­ной веры.

Недав­но от рим­ско-като­ли­че­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния в пра­во­сла­вие пере­шел граж­да­нин Лаоса Тон­кам Пиак­са­явон, кото­рый при кре­ще­нии был наре­чен Анто­ни­ем. По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Кирил­ла Анто­ний будет обу­чать­ся в Москве в Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии. А затем, воз­мож­но, как и Дани­ил Ван­на, про­дол­жит пра­во­слав­ную мис­сию в Таиланде.

Проповедь в публичном доме

Пат­тайя поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью у рус­ских тури­стов преж­де все­го пото­му, что путев­ка сюда сто­ит дешев­ле, чем на дру­гие курор­ты коро­лев­ства. Меж­ду тем это город с пло­хой репу­та­ци­ей ‒ он счи­та­ет­ся едва ли не миро­вой сто­ли­цей про­сти­ту­ции. Отец Олег назы­ва­ет Пат­тайю «наши­ми Содо­мом и Гомор­рой». Что­бы понять, что он име­ет в виду, доста­точ­но прой­тись по «walking street». Сон­ная при­бреж­ная ули­ца с наступ­ле­ни­ем тем­но­ты запол­ня­ет­ся девуш­ка­ми лег­ко­го пове­де­ния. При­чем мно­гие из них ‒ это муж­чи­ны, сде­лав­шие опе­ра­цию по пере­мене пола. При всем этом отец Олег счи­та­ет, что куль­ту­ра Таи­лан­да «высо­ка и цело­муд­рен­на», а сами тай­цы, «как дети, наив­ны и довер­чи­вы». Как такое возможно?

По сло­вам батюш­ки, 95 про­цен­тов насе­ле­ния испо­ве­ду­ют буд­дизм, в кото­ром нор­мы телес­ной бли­зо­сти меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной не закреп­ле­ны. Этим поль­зу­ют­ся евро­пей­цы, они в основ­ном и стро­ят здесь пуб­лич­ные дома. Нача­лось все, веро­ят­но, с вой­ны во Вьет­на­ме, во вре­мя кото­рой тай­ское пра­ви­тель­ство вста­ло на сто­ро­ну США и раз­ре­ши­ло аме­ри­кан­цам раз­ме­стить на сво­ей тер­ри­то­рии аэро­дро­мы и воен­ные базы. И здесь же, на курор­тах Таи­лан­да, сол­да­ты про­во­ди­ли свой отпуск. Имен­но так бед­ная рыбац­кая дере­вуш­ка, кото­рой была Пат­тайя, ста­ла пре­вра­щать­ся в пуб­лич­ный дом. «А когда умно­жил­ся грех, ста­ла пре­и­зоби­ло­вать бла­го­дать» (Рим. 5: 20) ‒ несмот­ря на такую «сла­ву», вто­рой пра­во­слав­ный при­ход Таи­лан­да начал скла­ды­вать­ся имен­но здесь. На день­ги чле­нов общи­ны все­го за восемь меся­цев был постро­ен храм.

Алек­сандр и Ната­лия Быко­вы, кото­рые наи­бо­лее актив­но помо­га­ли в стро­и­тель­стве хра­ма, опи­сы­ва­ют свое воцер­ко­в­ле­ние так: «Мы жили вме­сте шесть лет, но ни детей, ни граж­дан­ской реги­стра­ции бра­ка у нас не было. Дру­зья, у кото­рых есть дом в Диве­е­ве, уго­во­ри­ли поехать вме­сте с ними в мона­стырь: «Что вы все в сво­ей рабо­те да в этих ресто­ра­нах? Поеха­ли, мы вам хоть жизнь нор­маль­ную пока­жем». При­е­ха­ли, пошли к их зна­ко­мо­му батюш­ке. Он стро­го отру­гал нас за жизнь во гре­хе, а затем при­нял­ся испо­ве­до­вать. В резуль­та­те на каж­до­го потра­тил по два часа. Это была наша пер­вая испо­ведь. Тогда же мы пер­вый раз в жиз­ни при­ча­сти­лись». После воз­вра­ще­ния Быко­вы сра­зу поже­ни­лись, обвен­ча­лись, и вско­ре у них родил­ся первенец.

Осев­шие в Таи­лан­де евро­пей­цы часто женят­ся на тай­ках. Вслед за мужья­ми тай­ские жены пере­хо­дят в хри­сти­ан­ство. Несколь­ко таких сме­шан­ных семей есть и на пра­во­слав­ных при­хо­дах Таи­лан­да. На фото: рус­ский при­хо­жа­нин банг­кок­ско­го хра­ма с семьей

Храм освя­ти­ли во имя Всех Свя­тых толь­ко в декаб­ре 2009-го. Сей­час по вос­кре­се­ньям на Литур­гию здесь уже соби­ра­ет­ся чело­век 10–15 рус­ских пат­тай­цев, преж­де все­го это дело­вые люди и тури­сты. Вооб­ще, отно­ше­ния внут­ри рус­ской диас­по­ры доволь­но натя­ну­тые. «Хочешь нажить вра­га ‒ позна­комь­ся с рус­ским», ‒ гово­рят в Таи­лан­де. В хра­ме эта посло­ви­ца не сра­ба­ты­ва­ет. «На рабо­те все очень зажа­ты, сло­ва со шко­лы при­ви­ва­ют тай­цам, гото­во при­ни­мать дру­гие рели­гии, но лишь в рам­ках сво­ей соб­ствен­ной. Буд­дист при­мет Хри­ста, но он будет счи­тать Его оче­ред­ным вопло­ще­ни­ем Буд­ды, а хри­сти­ан­ство ‒ лишь частью более уни­вер­саль­но­го буддизма.

Так­же мно­гое зави­сит от рус­ских, ведь по наше­му пове­де­нию тай­цы судят о хри­сти­ан­стве вооб­ще и о Пра­во­сла­вии в част­но­сти. «Посмот­ри­те, как мы себя ведем, при­ез­жая в Таи­ланд! Не удо­су­жи­ва­ем­ся соблю­дать даже самые эле­мен­тар­ные пра­ви­ла при­ли­чия. Один из наших при­хо­жан за две­на­дцать лет жиз­ни в стране выучил все­го три фра­зы: “здрав­ствуй­те”, “сколь­ко сто­ит” и “бутыл­ку пива, пожа­луй­ста”, ‒ него­ду­ет отец Олег (сам батюш­ка вла­де­ет англий­ским и тай­ским). ‒ Попа­ди мы, ска­жем, в Англию, раз­ве ста­ли бы мы вести себя подоб­ным обра­зом? А тут счи­та­ем себя чуть ли не выс­шей расой, тем более если есть день­ги!» Как пишет отец Олег в сво­ей кни­ге «Исто­рия хри­сти­ан­ства в Таи­лан­де», сего­дняш­ние про­бле­мы, сто­я­щие перед Пра­во­сла­ви­ем в Таи­лан­де, мож­но выра­зить сло­ва­ми Свя­щен­но­го Писа­ния «жат­вы мно­го, а дела­те­лей мало» (Мф. 9: 37). Про­по­ве­до­вать Сло­во Божие сре­ди мест­но­го насе­ле­ния воз­мож­но. Но для того, что­бы это Сло­во было услы­ша­но, нуж­ны такие «дела­те­ли», кото­рые любят и пони­ма­ют Таи­ланд и его людей.

 

Кирилл Мило­ви­дов / Олег Гонозов

Источ­ни­ки: Правмир.ру / Яро­слав­ская област­ная газе­та «Золо­тое коль­цо» / офи­ци­аль­ный сайт Пра­во­слав­ной Церк­ви в Таиланде

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки