- Степени принадлежности к Церкви
- Что необходимо для того, чтобы стать православным христианином?
- Какой образ жизни является нормативным для православного христианина?
- Что принципиально отличает христианина от всех прочих людей?
- Почему христиане (для которых цель жизни – святость) редко отличаются от других людей своим нравственным уровнем?
- Как христианину следует мыслить и действовать по отношению к обычаям и благам этого мира?
- Несет ли христианин какие-то особые обязательства перед Богом, которых нет у людей некрещеных?
- Имеет ли значение для христианина национальность, принадлежность к какому-либо народу?
- Цитаты о христианах
«...и ученики в Антиохии в первый раз стали
называться Христианами». (Деян.11:26)
Христиани́н – последователь Господа Иисуса Христа, старающийся уподобиться Ему, стремящийся к единению с Богом и ближними, член Церкви Христовой. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, основанных на учении Вселенской Православной Церкви.
В Священном Писании наименование христианин встречается три раза (Деян.11:26, 26:28; 1Пет.4:16).
О причинах появления термина христианин пишет С.С. Аверинцев: «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. "миним"). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».
Степени принадлежности к Церкви
Это: катехумен (оглашенный), верный, отпавший и отлученный.
Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или оглашенным, после крещения он попадает в разряд верных. Не причащающийся более 3‑х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд отпавших (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучение от Церкви может производится только епископом, автоматически санкции канонов не действуют.
Отлучёнными от церковного общения (малое отлучение) в настоящее время являются те, кто несет епитимью в виде запрета причащаться на определённый срок по причине совершения тяжких грехов. Сознательно и злонамеренно отрицающие православное учение и пренебрегающие христианским образом жизни, становятся отпавшими.
Фраза невоцерковлённый христианин – оксюморон, наподобие женатый холостяк.
Что необходимо для того, чтобы стать православным христианином?
Предварительными условиями являются вера в Господа Иисуса Христа (а также иные православные догматы) и покаяние во всех совершенных в прошлом грехах с готовностью впредь строить жизнь в соответствии с заповедями Божьими.
Некрещеные могут стать православными христианами через Таинство Крещения, отпавшие – через Таинство Покаяния. При наличии посвящения в иных религиях, конфессиях и сектах, для возвращения в Церковь требуется присоединение через особый чин, предполагающий открытое отречение от прежних заблуждений.
Какой образ жизни является нормативным для православного христианина?
Таким образом жизни является святость – посвящение себя Богу и отвращение от всякого греха.
Базовой нормой для христианина является избежание любого смертного греха, соблюдение всех заповедей Божьих, знание и принятие основ православного вероучения и нравоучения, регулярное участие в Таинстве Евхаристии.
Благодатные силы, получаемые в Таинствах Крещения и Миропомазания, достаточны для соблюдения этих базовых христианских обязанностей.
Что принципиально отличает христианина от всех прочих людей?
Христианина принципиально отличает наличие веры во Спасителя Иисуса Христа и выбор Закона Божьего главным руководством в жизни. Что касается внешней стороны (работа, учеба, общение, семья, увлечения и т.п.), то все это может присутствовать в жизни христианина в той мере, в которой это не вступает в конфликт с основными нравственными принципами и служит ко благу души.
Почему христиане (для которых цель жизни – святость) редко отличаются от других людей своим нравственным уровнем?
Такой вопрос возникает из-за массовости номинальных христиан, которые количественно на порядки превышают истинных христиан.
1. Зачастую случается, что люди, упрекающие христиан в низком уровне их духовно-нравственного совершенства, предъявляют к ним чрезмерно завышенные требования. Здесь важно помнить: идеальным, совершенно безупречным человеком является Господь Иисус Христос. Особую святость стяжала Его Пречистая Матерь. Кроме того, высокий уровень нравственного совершенства мы признаём за множеством других лиц, причисленных к лику святых. Что же касается христиан вообще, многие из них ещё только на пути к достижению духовно-нравственного совершенства.
2. Церковь нередко именуется духовной врачебницей. Удивляться, почему в её лоне пребывают не только нравственно совершенные люди, но и те, кто ещё не достиг высокого уровня нравственного совершенства, – подобно тому, как удивляться, что в обычной врачебнице (больнице) наряду со здоровыми людьми встречаются больные.
3. Многие люди, именуя и считая себя христианами, в действительности живут не по правилам и нормам христианства.
4. Некоторые христианские подвижники ведут уединенный (монашеский) образ жизни, и они просто не попадаются обывателям, ставящим такие вопросы, на глаза.
Некоторые живущие в миру по смирению (признаку святости) скрывают свою духовность, более того – избегают говорить о себе.
5. В заключение можно сказать о личном опыте встречи с людьми высокой духовной жизни. Практически у каждого христианина есть такой опыт. При искреннем желании получить его может любой человек.
Важно ещё определить, с кем сравниваются христиане.
1. Нередко уровень нравственного совершенства людей оценивается не по их внутреннему состоянию, а по их внешнему поведению. Внешне же на людях даже и лица глубоко безнравственные могут вести себя пристойно, не проявляя свои греховные страсти и пороки, выглядя подобно нравственно совершенным христианам.
2. Люди, несведущие в области христианского веро- и нравоучения, руководствуются данным Богом естественным нравственным законом, который обнаруживается в голосе совести: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).
В любой области выдающихся людей меньшинство. Что касается спасения, то и Сам Христос предупреждал, что не многие войдут в Царствие Небесное (Мф.7:13-14). Поэтому, когда говорят о христианах вообще, нужно различать христианство как самоидентификацию и реальное христианство. Не так много людей, которые не просто считают себя христианами, а живут духовной жизнью и имеют хотя бы базовые знания христианского вероучения.
Свт. Феофан Затворник о церковной дисциплине: «Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его святой Павел всюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, изгнал лихоимцев и хищников, изгнал досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких лиц, то и обижать некому будет. Не будь обид, и повода к тяжбам не будет. А если случится какое столкновение, то оно всегда может быть улаживаемо помощью какого-либо посредника, а то и без него, когда между всеми царствует любовь и все одинаково стремятся к сохранению общего мира. Как ныне ослабела церковная дисциплина!» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном).
Как христианину следует мыслить и действовать по отношению к обычаям и благам этого мира?
Свт. Феофан Затворник пишет об этом следующее: «Живя по духу века, по его обычаям и правилам, настраиваемся на то всею душою, и образ мыслей у нас мирской или века сего, и склонности с делами и предприятиями таковы же, и вкусы с чувствами и сочувствиями такие же. Восприяв новый дух, предлежит все сие переделать, перенастроить, преобразовать. Новый дух, благодатию Божиею восстановленный и поддерживаемый, есть сила великая… Христианство начинается с того момента, когда зарождается в сердце позыв и стремление к небесному, духовному, вечному и Божескому, с отвращением от земного, чувственного, временного и тварного. Дух Христов противоположен духу века сего, и тогда, как сей последний весь на земле и в земном, тот весь на небе и в небесном, в Боге и Божеском, – сие одно любит, сие одно преследует, в сем одном находит вкус. Это не значит, что он, будучи отрешен от всего земного и тварного, ничего уже такого не касается и ничего не имеет в делах своих похожего на дела сынов века. Формы жизни человеческой одинаковы, как там, так и здесь; но дух и направление всего инаковы. Дух Христов не пресекает удовлетворения естественных потребностей человеческих, не гонит непременно из семьи и общества. Он допускает и гражданские службы, и воинствование, и торгование, и научность, и художественность, но все сие обращает в средства к преспеянию в духе, к стяжанию благ неземных, к угождению Богу, изгоняя бесщадно из всего этого лишь то, что противно такому направлению. Бывает, что он иных совсем отрешает от семьи и общества, но это не исключительная его принадлежность, а высшее и совершеннейшее его проявление, в истинном своем виде достояние немногих избранных».
Несет ли христианин какие-то особые обязательства перед Богом, которых нет у людей некрещеных?
Каждый христианин приносит в момент Крещения особые обеты посвящения себя Богу (непосредственно сам или через восприемников), которые обязывается сохранять до конца жизни, независимо от того, научили ли его этому родители и восприемники.
Прежде всего христианин обязан знать и исполнять все заповеди Божьи, изложенные в Священном Писании. Само незнание заповедей уже является грехом, поскольку показывает нерадение человека о том, чтобы узнать, как следует любить Бога и ближнего. Таким образом, такое незнание не освобождает человека от вины за совершаемые грехи, а напротив, усугубляет ее.
Кроме того, становясь членом Церкви, христианин подпадает под действие канонов Церкви, то есть церковного законодательства в области дисциплины. Сюда относятся, в частности, правила соблюдения постов, регулярности участия в богослужениях и Таинствах, и т.п. Ответственность за грехи, совершенные после Крещения, больше, чем за те, которые были совершены до обращения к вере (2Пет.2:20).
Имеет ли значение для христианина национальность, принадлежность к какому-либо народу?
Нет, поскольку во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал.3:28). Все христиане объединены гражданством более высокого порядка – они граждане Царства Небесного и дети Божьи через Иисуса Христа. Поэтому в общении и помощи людям их принадлежность к христианству является приоритетным параметром: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). Превосходство какой-либо национальности, подчинение христианской веры этническим идентичностям и национальным интересам осуждается Церковью как ересь. См. Этнофилетизм.
Цитаты о христианах
«Но вы – род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет».
1Пет.2:9
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковию, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш.
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш».
cвятитель Феофан Затворник. «Домашняя беседа», Созерцание и Размышление. 1872, вып. 34, с. 772–774.
«Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».
св. Василий Кесарийский
«Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу...
Что такое христианство?
Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».
прп. Иоанн Лествичник
«Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного языка и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изобретения людей, ищущих новизны, они не привержены какому-либо учению человеческому, как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна... Одним словом, что в теле душа, то в мире христиане. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Они всего лишены, но всем изобилуют. Их бесчестят, но они тем прославляются. Клевещут на них, но они оказываются праведны. Злословят, а они благословляют. Их оскорбляют, а они воздают почтением. Они делают добро, но их наказывают, как злодеев. Будучи наказываемы, радуются, как будто бы им давали жизнь.
Итак, «что в теле душа, то в мире христиане"».
«Послание к Диогнету», II век
«В этом и заключается несчастье «половинчатых» христиан нашего времени, что они не любят Христа, но хотят служить и Ему и миру. И в этом весь ужас нарушения обета Святого Крещения, – в том, что мы не любим Его, неспособны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропотом и недовольством, а свободно, радостно, по своей доброй воле. Христианин не тот, кого надо заставлять исполнять Евангельский закон, а тот, кто сам стремится его исполнить, кто ищет случая быть не только слушателем, но и исполнителем Божественных заповедей».
иеромонах Мефодий
«У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико».
преподобный Макарий Великий (Беседы, 5)
Литература по теме
- Христианин Сокровищница духовной мудрости
- Христианин свт. Тихон Задонский
- Быть христианином мит. Сурожский Антоний
- Почему и я – христианин свящ. Сергий Желудков
- Были ли идеальны первые христиане? А.И. Солодков
- Как стать православным христианином. Краткая памятка
- Правило 80. Каковы должны быть христиане свт. Василий Великий
- Что [значит слово] христианин преп. Анастасий Синаит
- Что значит имя христианин свт. Григорий Нисский
- Слово 16. Кто истинный христианин? преп. Симеон Новый Богослов
- О вере и нравственности христианина А.И. Малов
- Основные черты морально-психологического типа христианина по новозаветному учению И.Я. Чаленко
- Призвание христианина
- Что ответить христианину, который говорит, что достаточно знать Символ веры? свящ. Георгий Максимов
Комментировать