Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Дети и вера

Литература по теме

Основная цель православного воспитания – привести ребёнка к высшему и вечному счастью, которое невозможно без Бога, воспитать его христианином. Ребёнок должен научиться слышать голос своей совести, получить опыт жизни в любви к Богу и ближнему.

Приобщение ребенка к церковной, христианской жизни, если он пребывает в состоянии младенчества, начинается с Таинств Крещения и Миропомазания. Вслед за этим начинается воспитание в духе христианского благочестия. Если же речь идёт о более взрослом ребенке, способном, на своём детском уровне, воспринять основы веро- и нравоучения, он должен быть предварительно наставлен в этих учениях. Особенность духовного рождения в раннем возрасте состоит в том, что человек сразу же имеет возможность начать жизнь в мире и завете с Богом. Он с детства «свой» для Бога и пользуется Его особым попечением. То, насколько правильно ребенок будет реализовываться как христианин, будет зависеть не только от его воспитателей — родителей, восприемников, духовника и прочих людей, — но и от него самого.

Сохранить веру и благочестие с детского возраста – великое счастье. «Не падавший всегда юн», — пишет свт. Феофан Затворник. По словам этого святого, «и кающийся может быть исцелен совершенно; но ему, кажется, не дается то знать и чувствовать, что не падавшему, или он не может услаждаться тою целостию и обладать тем дерзновением, которое бывает ее следствием. Отсюда сами собою вытекают живость, легкость, непринужденность доброделания. Он ходит в добре, как в единственно сродном себе мире. Кающемуся надобно долго напрягать и приучать себя к этому добру, чтобы совершать его легко, но и достигши этого, постоянно держать себя в напряжении и страхе. Напротив, тот живет в простоте сердца, в некоторой ублажающей его уверенности спасения, уверенности необманчивой».

Поскольку воспитание во многом определяет характер, мировоззрение и жизнь человека, очень важно, чтобы ему уделялось достаточно внимания со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Свт. Иоанн Златоуст видит корень общественного зла в нерадении о воспитании детей: «Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в Писании. Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит! Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремёслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу». По мысли этого святого отца, основы веры и христианской нравственности должны закладываться с самого детства.

Не лучше ли, если ребенок сам выберет во что ему верить, когда станет взрослым?

Такой вопрос, которым задаются многие родители, свидетельствует о непонимании ценности православной веры для них самих. Родители не задаются вопросом о том, нужно ли кормить ребенка, лечить его, обучать различным предметам. Для православных христиан вера, отношения с Богом, спасение – это самое важное, что только может быть. Не имея веры в Иисуса Христа и евангельских нравственных ориентиров, человек погубит свою душу, проживет эту жизнь напрасно. Это не вопрос выбора одного из нескольких равных вариантов, это вопрос жизни и смерти, правды и лжи. Православная вера и воспитание – это та ценность, которую родители могут и должны передать своим детям, если они любят их и желают им блага. Если родители не желают или не способны это дать своим словом и примером, то найдутся другие люди, которые научат по-своему. А научиться дурному всегда проще, чем доброму. Отсутствие нормального воспитания и духовно-нравственных ориентиров для многих молодых людей становится причиной трагических ошибок по жизни, приводящих к несчастью, которого можно было бы избежать.

Зачем ребёнку Церковь?

Этот вопрос лучше поставить шире: зачем вообще ребёнку духовная жизнь (молитва, Церковные Таинства, духовное чтение, доброделание), зачем ему знать своего Творца и жить по Его воле?

  1. Духовная жизнь не отнимает, а добавляет знаний и опыта ребёнку, обогащает его. Нет противопоставления мирского и духовного знания, одно дополняет другое. Умение молиться и опыт церковной жизни не входят в противоречие с необходимостью хорошо учиться в школе и иметь высокие достижения в искусстве или спорте.
  2. Знание Бога даёт высший смысл жизни, приобщает к спасению за порогом этого мира, открывает блаженную вечность.
  3. Церковь даёт ребёнку чёткие критерии различения добра и зла, научает заповедям и их практическому применению; ограждает от эгоизма и потребительства, даёт навык противостояния греху (злу).
  4. Она позволяет ему в сознательном возрасте сделать свободный и осознанный выбор духовного пути. Иначе как можно выбрать то, о чём ничего не знаешь и не имеешь критериев оценки духовных явлений?..
  5. Церковь помогает ребёнку обрести духовный иммунитет, защитит от сект, лжеучений.
  6. Общение с Богом защищает и в этом мире, научает дитя обращаться за помощью к всемогущему Отцу Небесному.

P.S. Важно уточнить, что всё перечисленное не приходит автоматически и во многом зависит от того, научает ли ребёнка отец вере сознательной, а мать — вере сердечной и являются ли жертвенная любовь и вера стержнем жизни родителей.

Ошибки в духовном воспитании детей

Причиной утраты веры и благодати крещеными в детстве свт. Феофан Затворник называет неправильное воспитание. И перечисляет следующие фатальные ошибки:

  1. Отдаление от Церкви и ее благодатных средств. Когда родители не придают значения необходимости благодатного поддержания духовной жизни ребенка посредством Таинства Причащения и других церковных установлений.
  2. Когда родители думают, что тело может всячески развиться без вреда для души. И это пренебрежение воспитанием со стороны тела способствует развитию страстей: чревоугодие, сластолюбие, саможаление и т.п.
  3. Когда в приоритете воспитания не цель богоугождения и спасения, а какие-то земные вещи, типа образования или карьеры. Развитие пытливости, своеволия и жажды наслаждений.
  4. Совершенное забвение о духе. Когда воспитание ограничивается внешней порядочностью и приличиями, а заботы о внутреннем устроении, о чистоте совести практически нет.
  5. Когда образование рассматривается как нечто ценное само по себе, а не как средство служения Богу и людям.
  6. Вступление в юность без предварительного положения добрых начал и решимости жить по-христиански.

Почему не принято исповедовать детей до 7 лет?

Это связано с тем, что нравственное вменение грехов происходит только в том возрасте, когда человек начинает ясно осознавать что́ является добром и злом. Наряду с физическим существует и духовный возраст человека – это умение и старание жить по Заповедям Божиим.

7 лет – усреднённая цифра. Примерно в этом возрасте ребенок способен анализировать свои поступки и отвечать за них. Важна готовность ребенка к сознательному покаянию. Однако эта осознанность наступает у детей в разном возрасте: кто-то и в 6 лет уже готов исповедоваться, а кому-то и в 10 рано. Поэтому данный вопрос лучше решать в индивидуальном порядке с духовником.

deti i vera 4 1 - Дети и вера

Цитаты о вере и детях

«Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению.
Если человек с юных лет усваивает глубочайший смысл жизни, то потом всё идёт как нужно. В противном случае он получает удовольствие от тленного, от человеческих похвал, которые в действительности не приносят ему покоя, и остаётся тленным человеком».
преподобный Паисий Афонский

«Особенно ярко кризис веры виден на наших подростках. В 8–9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14–16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм. Так происходит потому, что детей не познакомили с Богом. Их познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с Самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа, и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф.7:26), а не на камне — Христе».
митрополит Тихон (Шевкунов)

«В естественном ходе развития сил каждый естественно доходит до сознания, что он человек. Но если к естеству его привито новое начало благодатно-христианское, в самый первый момент пробуждения его сил и их движения (в крещении), и если потом во всех точках развития сих сил это новое начало не только не уступало первенства, а напротив, всегда преобладало, давало как бы форму всему, то, приходя к сознанию, человек вместе с тем найдет себя действующим по началам христианским, найдет себя христианином. А это и есть главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал бы себе, что он христианин. Если же, пришедши в полное сознание себя самого, он скажет: Я христианин, обязанный от Спасителя и Бога жить так и так, с тем чтобы удостоиться блаженного общения с Ним и избранными Его в жизни будущей, – то, возникши к самостоятельности, или к своеличному разумному учреждению жизни, он поставит для себя первым существенным делом – самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде, по чужому руководству».
свт. Феофан Затворник

«Мой ребенок вырастет и сам выберет себе религию! Прямо все так и будет – разбежались. Вместо того, чтобы честно признать отсутствие у самих религиозной жизни, по причине которой и воспитать ребенка в вере не получается, некоторые родители придумывают толерантно-смазливую отмазку. Однако, как мы знаем из древней народной мудрости – свято место пусто не бывает. Ребёнку обязательно что-нибудь и кто-нибудь запудрит мозг; и скорее всего это будет сделано таким образом, что родители многократно пожалеют потом о своей пассивности в воспитании. К сожалению, могу констатировать факт, что подавляющее большинство старшеклассников и студентов совершенно не знают основ нравственности, построения общения, создания семьи. Про отношения с Богом я даже писать не буду».
священник Павел Островский

«Не хотеть опечаливать детей, научая их тому, что добро, и оставлять им свободу грешить — не значит любить детей, а паче ненавидеть».
св. Иероним Стридонский

Самое лучшее для детей, когда родители заботятся о том, какими они станут, когда вырастут, а не о том, кем они станут.

«Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».
священник Александр (Ельчанинов)

«Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и проч. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим».
священник Константин Пархоменко

«Если человек с юных лет усваивает глубочайший смысл жизни, то потом всё идёт как нужно. В противном случае он получает удовольствие от тленного и остаётся тленным человеком. Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению».
старец Паисий Святогорец

«Обычно говорят: вырастет, тогда сам будет выбирать веру. Но выбирают между чем-то и чем-то. Если будет сидеть дома, станет только телевизор смотреть – это уже насилие. А вот если церковь и дом, тогда можно сравнить и делать выбор. Для того чтобы делать выбор, нужно знать и то, и другое».
протоиерей Валериан Кречетов

deti i vera 2 - Дети и вера

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka