Католицизм




    1. Несмотря на исторически сложившуюся традицию именовать отпавшую римскую церковь «католической» (catholica, от греч. καθολική, «всеобщая, вселенская»), в собственном смысле слова только Православная Церковь является Кафолической (в славянском переводе Символа веры — Соборной), в частности потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов.
    2. В римской церкви центральной является идея особых благодатных преимуществ Римского престола, понимаемых в абсолютном смысле. Отрыв от Римского престола католики считают равнозначным отрыву от истинной Церкви.
    3. В отличие от Православного, римско-католическое учение, признающее единоличную власть папы над церковью, ставит церковь в приниженное положение: истинная церковь для католика та, которая во всем подчиняется папе.
    4. Православие соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца, отрицает Его исхождение «и от Сына»; католицизм же принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».
    5. Православная Церковь определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека; католическая церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
    6. Православная Церковь прославляет величие и святость Божией Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху; католики считают, что первородный грех Ее не коснулся.
    7. В Православии истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же только сослужители Христовы; в католической церкви при свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение.
    8. Несмотря на множество перечисленных и не перечисленных различий (например, различные пасхалии, обряд и т.д.) и для католиков, и для православных Иисус Христос – основа всей жизни, и те, и другие исповедуют веру в Святую Троицу (Бога, единого в Трех Лицах – Отца, Сына и Духа Святого), имеют апостольское преемство и таинства, признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.
    9. В нравственной области католическая церковь проповедует близкие Православию воззрения, официально выступая против размывания традиционных нравственных норм в современном обществе, против абортов, эвтаназии, легализации гомосексуализма и т. д.
    10. Католичество и Православие не только имеют существенные различия и сходства, но и на протяжении многих веков оказывают друг на друга взаимное влияние (например, католики признают авторитет многих православных святых, имеют интерес к православной иконе, работам православных богословов; католическая схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли; на православные иконопись, архитектуру, песнопения порой оказывает влияние католическая традиция).

    ***

    Официальное отпадение Католицизма от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви произошло в 1054 году.

    Православная Церковь – историческое христианство, древнехристианская церковь, это семья 15 поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы, исходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Они сохранили христианскую веру в чистоте и неповрежденности, как открыл ее Господь Иисус Христос, проповедали апостолы, как изъяснили Вселенские Соборы и св. Отцы и Учители Церкви. Церкви Вселенского Православия равны и административно независимы. Единство Православия – евхаристического характера. Глава Православной Церкви – Сам Иисус Христос.

    После 1054 года католики самостоятельно провели 21 «Вселенский Собор». Основные изменения: догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали; изменение 8‑го члена Символа веры; догмат о непричастности Божией Матери к первородному греху; учение о сверхдолжных заслугах святых, чистилище и пр. Искажение догматов (богооткровенных истин) привело к искажению духовной практики и цели духовной жизни — святости. Обрядовые различия не являются принципиальной причиной разногласий, более того, с прозелитической целью в католицизме, наряду с римским (латинским), существуют общины византийского (православного) обряда. Следует заметить, что католицизм признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные Таинства. 

    Исторической причиной разделения явилось раздельное управление Восточной и Западной частями Римской империи (введённое в 395г. имп. Феодосием), при этом возникли Восточная и Западная части Единой Церкви. На Западе в качестве общецерковного языка утвердился латинский, на Востоке — греческий. Святые, жившие в первом тысячелетии (до раскола 1054 года), почитаются и православными, и католиками.

    «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин.15:12).

    Каналы АВ
    TG: t.me/azbyka
    Viber: vb.me/azbyka
    Размер шрифта: A- 15 A+
    Тёмная тема:
    Цвета
    Цвет фона:
    Цвет текста:
    Цвет ссылок:
    Цвет акцентов
    Цвет полей
    Фон подложек
    Заголовки:
    Текст:
    Выравнивание:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки