Чтения Священного Писания

Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресшему Спасителю
Молитва
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дша по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, во́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных. Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й: ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приведе́ши, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льния тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, до́ндеже еди́н по еди́ному погуби́х вся́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м: оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к Живоно́сному Гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л), но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние грехо́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да я́ко ме́ртв и погребе́н жи́ву в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехи́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейше е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дражайшаго Искупи́теля моего́, и на Небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́иа. Ами́нь.
На Пасху (Светлое Христово Воскресение)
Кондак, глас 8
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Перевод: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
Задостойник
Задостойник, глас 1
А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.
Перевод: А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.
Ексапостиларий Пасхи
Ексапостиларий
Пло́тию усну́в, я́ко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.
Перевод: Плотью уснув, как смертный, Ты, Царь и Господь, воскрес в третий день, [этим] выведя из [состояния] тления Адама и упразднив смерть. [Поэтому Ты –] Пасха нетления (бессмертия) и Спасение мира.
В Неделю Пасхи на вечерне
Стихира, глас 2
Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, всю́ просвети́ вселе́нную и призва́л еси́ Твое́ созда́ние: Всеси́льне Го́споди, сла́ва Тебе́.
Мысли свт. Феофана Затворника
Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе Коего силою Воскресения Его имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно.
Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя, Воскресшего, чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Притча дня
Сокровища ювелира
Блаженный авва Зосима рассказал историю, которую он от кого-то слышал:
«Некогда один резчик по камню, из тех, кого называют кавидариями (ювелирами), взяв с собой драгоценные камни и жемчуга, вместе с помощниками своими взошел на корабль, чтобы отправиться торговать. Случилось же ему по домостроительству Божию, что он очень оценил и полюбил одного юнгу, который стал ему как слуга и отдыхал с ним, и принимал пищу с тех же блюд, что и тот (его господин). В один из дней юнга этот услышал, как матросы шепчутся и сговариваются друг с другом бросить кавидария в море, из-за того, что у него [драгоценные] камни. Юнга этот весьма мрачный пришел к благородному человеку, чтобы, как всегда, прислуживать ему. Тот говорит юнге:
− Что ты так уныл сегодня?
Он же, утаив от него, говорит:
− Нет, ничуть.
Кавидарий опять спросил его:
− Право, скажи мне, что с тобой?
Тогда юноша разрыдался и говорит ему, что так-то и так-то, моряки замыслили против тебя. Он говорит ему:
− Это точно так?
Тот же ответил:
− Поистине, они именно так и сговаривались друг с другом.
Тогда зовет кавидарий своих помощников и говорит им:
− Все, что я вам скажу, делайте незамедлительно.
Он расстелил муслин и принялся говорить им:
− Принесите мои сумочки с каменьями.
И принесли. Он открыл и начал рассыпать каменья, и, когда все выложил, принялся говорить так:
− Вот сама человеческая жизнь? Ради этого я робею, борясь с морем, и вскоре погибну, ничего не взяв из этого мира. – И говорит помощникам: – Вытряхните все в море!
И тут же все это утонуло в море, а моряки застыли в изумлении, и так рассеялись все их планы».
И сказал блаженный [Зосима]: «Заметим, что лишь только пробудился в нем помысел, как он сразу стал философом в словах и делах, и все это ради того, чтобы обрести крохотную жизнь. И правильно он сделал. Он думал: «Если я умру, то какая мне будет выгода от всех этих камней?» А мы и малого ущерба не можем ради заповеди Христовой понести.
И если вообще стоит печалиться, будем печалиться о гибели человека, нанесшего нам ущерб, а не о лишении имущества».
Проповедь дня
- Прот. Григорий Дьяченко. Священномученик Артемон Лаодикийский.
- Прот. Вячеслав Резников. Пасха. Светлое Христово Воскресение.
- Прот. Родион Путятин. Поучения в день Пасхи.
- Свт. Филарет Московский. Слово в день Святыя Пасхи.
- Митр. Сурожский Антоний. Пасха.
- Свт. Димитрий Ростовский. Поучение на воскресение Христово, Евр.2:9.
- Свт. Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово на Пасху.
- Святые отцы. На Пасху – Воскресение Христово.
- Еп. Афраат Персидский. Слово о Пасхе.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово на Пасху.
- Еп. Виссарион (Нечаев). Поучение в 1-й день Пасхи. Поклонение воскресшему Христу.
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Христос Воскресе!
- Иеромонах Антоний. О причащении на Пасху. Вси насладитеся. Предпасхальное слово
- Протопресвит. Александр Шмеман. Пасха.
- Прп. Феодор Студит. Огласительное слово во святую и великую неделю Пасхи.
- Свт. Амвросий Медиоланский. Слово на Святую Пасху. a.
- Слово на Святую Пасху. b.
- Слово на Святую Пасху (О таинстве Пасхи).
- Прот. Василий Михайловский. Светлое Христово Воскресение.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Пасха.
- Свт. Григорий Нисский. Слова на Святую Пасху.
- Свт. Григорий Богослов. Слово на Святую Пасху. a.
- Слово на Святую Пасху. b.
- Блаженный Августин Аврелий. Слово на Святую Пасху.
- Свт. Прокл, патриарх Константинопольский. Слово на Святую Пасху. a.
- Слово на Святую Пасху. b.
- Слово на Святую Пасху. c.
- Свт. Лев I, папа Римский. Слово на Святую Пасху. a.
- Слово на Святую Пасху. b.
- Свт. Григорий Великий (Двоеслов). Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам).
- Прп. авва Дорофей Поучение на Святую Пасху.
- Прп. Симеон Новый Богослов. Слово на Святую Пасху. (Что есть таинство воскресения Христова?)
- Свт. Кирилл Туровский. Слово на Святую Пасху.
Основы православия
Тема 116. Третья заповедь Ветхого Завета: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе (напрасно).
Эта заповедь дана, чтобы мы благоговейно относились к Отцу Небесному. «Не поминай всуе», значит, не призывай Бога понапрасну, не профанируй имя Божье, не твори псевдомолитву. Ведь, поминая Бога, мы призываем Его, т. е. молимся. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают «Слушаю».
Грехами против 3-ей заповеди являются: Употребление имени Божьего «для красного словца», связки слов или божбы. Божба – легкомысленное употребление имени Бога в клятве. Библия даёт нам примеры неразумных клятв Иеффая (Суд.11:30), Ирода Антипы (Мк.6:17-28), апостола Петра (Ин.13:5-10). Если человек не чувствует, чем плохо употребление имени Божьего всуе, то можно объяснить это на примере того, что никто не хочет использовать, как слово-паразит, имя собственной матери.
Нарушением этой заповеди может считаться молитва о наказании кого-либо, угрозы именем Божьим (особенно детям, мы не должны ужасать детей Богом); кощунство – анекдоты, шутки обо всём, что свято для христиан; ропот на Бога за свою судьбу. Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства, а Бог хочет, чтобы менялись мы. См. фильм: Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь.
У этой заповеди есть как бы обратная сторона – под запрет сей заповеди попадает чертыханье, сквернословие. Мат - это молитва дьяволу или язык ада. Необязательно материться вслух, многие успешно делают это на своих страницах в соцсетях, при перепостинге непристойных высказываний или картинок.
Практический совет
Что делать человеку, который не знает, был ли он крещён, и не у кого об этом спросить?
«Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство.
В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое «условное Крещение», при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен».
Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236.
Случайный тест
- посты
- праздники
Поминальные дни 1992
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Все помыслы бывают трех устроений – человеческого, демонского и ангельского. Человеческий помысл связан с каким-либо воспоминанием. Демонский же помысл бывает сложный – из мыслей и страстей. Ангельский же помысл есть бесстрастное ведение вещей, т. е. истинное знание, охраняющее ум и сохраняющее его от крайностей.
Все жития
Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля)...