Лет 7-8 тому назад мы с женой, путешествуя по Италии, заехали в Кортону — маленький, живописный городок в сердце Умбрии.
Подчас классическая литература блестяще подсказывает нам решение очень важных и глубоких духовных проблем. В качестве примера приведем повесть A. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Автор «Хроник Нарнии», писатель-фантаст, сказочник; один из самых читаемых христианских авторов в мире; ученый, профессор филологии, публицист; англиканин, друг и оппонент католика Дж. Р. Р. Толкина. Все это Клайв Стейплз Льюис.
1 апреля исполнилось 205 лет со дня рождения Николая Гоголя. Его «Ревизора» читали и читают во всех школах страны. Другое дело, что далеко не все видят (или хотят видеть) в пьесе те смыслы, которые были самыми важными для Гоголя.
Роман И. С. Шмелева занимает в русской литературе особое место. В фокусе внимания писателя — судьба трёх главных героев: Виктора Алексеевича Вейденгаммера, Дарьи Королёвой и Дмитрия Вагаева.
Слава Богу: в России опять появился великий писатель, и я тороплюсь поскорее обрадовать этой радостью Россию. Открыла нового гения маленькая девочка Лёля.
«Луч света в тёмном царстве» — статья 1860 года публициста-демократа Николая Александровича Добролюбова, посвящённая драме А. Н. Островского «Гроза».
Сразу скажу: так называемые «пилатовы главы» «Мастера и Маргариты» кощунственны. Это неинтересно даже обсуждать. Достаточно сказать, что Иешуа булгаковского романа умирает с именем Понтия Пилата на устах, в то время как Иисус Евангелия – с именем Отца.
«Метафизика Лермонтова» написана в том же духе, как и «Метафизика Пушкина», но в иных тонах. Судьба баловала Пушкина, но потом расправилась с ним, преждевременно оборвав жизненную нить. Лермонтова она не баловала и дала более короткий жизненный путь.
Скажут, что странно говорить о «научной редакции» книги, не только уже изданной, но и отрецензированной, пусть и однажды (см. Комментарии), а ныне — правда, впервые в Отечестве — лишь переиздаваемой, да еще в отсутствие автора, почти тридцать лет как покинувшего наш мир.
«Мильон терзаний» — критическая статья Ивана Александровича Гончарова. Написана в 1872 году и посвящена комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Фрагмент статьи священника Николая Колосова, вышедшей в ежемесячном журнале духовного содержания «Душеполезное чтение» в 1903 году.
Кажется, А.П. Чехова, как и его героев, всегда принимали за кого-то другого. Что-то знаменательное есть в том, что его так полюбила и безоговорочно приняла именно как своего идейного «выразителя» и наставника и русская интеллигенция...
«Н.В. Гоголь» – фундаментальное исследование Василия Зеньковского, посвященное одному из величайших русских писателей. Зеньковский рассматривает Гоголя как художника, мыслителя и человека.
"Ревизор" – лучшая русская комедия. И в чтении, и в постановке на сцене она всегда интересна. Поэтому вообще трудно говорить о каком бы то ни было провале "Ревизора". Но, с другой стороны, трудно и создать настоящий гоголевский спектакль...
В реке живет пескарь. Его родители прожили аредовы веки и умерли своей смертью. Отец пескаря перед кончиной говорит ему,,...
В книгe oсвeщeны вaжнeйшиe вeхи духoвнoй биографии Гoгoля: oбстoятeльствa рoждeния и смeрти, пoпыткa oстaвить литeрaтурнoe пoприщe и пoступить в мoнaстырь, сoстaвлeниe тeтрaдeй-выписoк из твoрeний святых oтцoв...
протоиерей Александр Ильяшенко
К Гамлету, принцу датскому, заглавному герою трагедии У. Шекспира, мы относимся как к страдающей личности, жертве преступления. Но такое понимание этого литературного персонажа верно лишь отчасти. Попытаемся взглянуть на Гамлета с духовной точки зрения.
свящ. Георгий Павлович
«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» получили широкую известность как одно из лучших произведений о непрестанной Иисусовой молитве.
Взглянув, даже мельком, на эту фотографию, мы сразу узнаем великого русского писателя — Антона Павловича Чехова.
175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Повесть, которую мы все проходили в школе и которую немногие перечитывали позднее. Повесть, которая куда сложнее и глубже, чем принято считать.
Несомненно, власть в трагедии «Борис Годунов» имеет харизматическое измерение и осознается как связь с Божественным Промыслом, с Божественной волей, с Божественным благословением или Божественным гневом.
Борьба Бориса со своей совестью – одна из коллизий трагедии. Суть драматического конфликта в том, что у Бориса есть чувство вины, которое не может перерасти в действенное покаяние. Слово «покаяние» происходит от «каяти» – «корить, укорять, огорчать».
игум. Силуан (Туманов)
Православный человек привык верить, но не доверять. Не доверять улыбкам рекламы заведомо бестолковых продуктов, не доверять "безобидным" налоговым номерам, с соблазнительной настойчивостью навязываемой людям, не доверять "знаменитым" именам...
В литературоведении сформировалась традиция – рассматривать Наташу Ростову как христианский, подлинно русский тип. Об этом писали И. А. Есаулов, М.М. Дунаев. В настоящей статье последовательно доказывается, что «любимая героиня Толстого» в действительности далека от идеала православной христианки не только в обычное время, но и за литургией,...
Каллаш В.В.
Сила, простота и глубина молитвенного настроения «Отче наш» давно обратили на себя внимание русских писателей. Попытки стихотворных и прозаических переложений его начинаются с XVIII в.
Роман «Сила и слава» (1940) английского писателя Г. Грина — классическое произведение мировой литературы XX в. В нем повествуется о кровавых гонениях на Церковь в революционной Мексике, цене святости, конфликте людей веры и безбожной идеологии.
«Какое воспоминание — эта ночь, подобная собору… Душа человека, раскрывающая свои стрельчатые своды и шпили… И мы — караван паломников, бредущих по чёрной, иссохшей, усыпанной звёздами земле».
Есть такое понятие – юбилей книги. И первое десятилетие выхода в свет книги – уместный повод её прочесть и поразмышлять над её содержанием. В данном случае речь идёт об исторической повести для подростков «Поход на Корсунь».
«Мнимый Пушкин» — это целая отрасль пушкиноведения. Не было в России писателя, которому приписывали бы столько чужих произведений; поэтому никакой другой русский писатель не потребовал...
прот. Максим Козлов
О границах христианской литературы, о том, можно ли считать христианскими писателями Горького и Казандзакиса, что даст православному читателю обязательное рецензирование книг Издательским Советом рассуждает протоиерей Максим Козлов.
Более ста лет назад Д. С. Мережковский попытался определить своеобразие религиозности Гончарова-писателя: "Религия, как она представляется Гончарову, – религия, которая не мучит человека неутолимой жаждой Бога, а ласкает и согревает сердце, как тихое воспоминание детства".
Это лекция на немецком языке («Die Gestalt des Idioten bei Dostojewski»), прочитанная Ильиным в Цюрихе в 1943 г. Автограф ее хранится в архиве философа, пакет № 194 (микрофильм № 4, док. 31, № 4). На титуле рукой Ильина проставлено: «Zurich. 13. XII. 1943».
Стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны" написано А.Пушкиным за полгода до гибели.
Статья Константина Паустовского о жизни и творчестве А. И. Куприна.
Статья мученика Евгения Поселянина «Поэзия веры и А. Н. Майков как поэт православия и России» (1898 г.).
— Итак, о. Андрей, Вы прочитали "Код да Винчи". Вы часто смеялись при чтении романа? — Да. Впервые я захохотал на 39-й странице. Там епископ Мануэль Арингароса "предпочел не привлекать внимания к своему высокому рангу".
Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в.
Издание выпускается в 6-ти частях. Часть 2-я содержит осмысление творчества М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, а также обзор литературного процесса середины XIX столетия.
Часть 3 посвящена творчеству И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Некрасова, Н.Г. Помяловского, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.И. Мельникова-Печерского, А.Ф. Писемского, А.Н. Муравьёва, Ф.М. Достоевского.