- Глава 14. Русская литература конца XIX — начала XX столетия
- 1. Кризис реализма
- 2. А. Амфитеатров, Л. Андреев, А. Ремизов, М. Арцыбашев
- Александр Валентинович Амфитеатров
- Леонид Николаевич Андреев
- Алексей Михайлович Ремизов
- Михаил Петрович Арцыбашев
- 3. Начало «серебряного века»
- 4. Владимир Сергеевич Соловьёв
- 5. Дмитрий Сергеевич Мережковский
- 6. Ф. Сологуб, В. Брюсов, В. Иванов
- Фёдор Сологуб
- Валерий Яковлевич Брюсов
- Вячеслав Иванович Иванов
- 7. А. Блок, А. Белый
- Александр Александрович Блок
- Андрей Белый
- 8. К. Романов, Е. Поселянин, С. Нилус
- К.Р. (Константин Константинович Романов)
- Евгений Николаевич Поселянин
- Сергей Александрович Нилус
- 9. Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилёва
- 10. Футуризм. Творчество В.В. Маяковского
- 11. Сергей Александрович Есенин
- 12. Заключение
- Глава 15. Алексей Максимович Горький (1868-1936)
- 1. Особенности мировоззрения А.М. Горького
- 2. Автобиографическая повесть Горького «Детство». Формирование мировидения главного героя
- 3. Истоки бунтарства Горького
- 4. Воспевание босячества. Пьесы «Мещане», «На дне»
- 5. Гуманизм — человекобожие. Поэма «Человек»
- 6. Повести «Мать» и «Исповедь»
- 7. Неприязнь к русской жизни
- 8. Повесть «Жизнь Клима Самгина»
- Глава 16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
- 1. Повесть «Жизнь Арсеньева»
- 2. Цикл очерков «Тень птицы». Повесть «Деревня». «Окаянные дни». Рассказы
- 3. Рассказ «Ночь». Эссе «Освобождение Толстого»
- Глава 17. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950)
- 1. Творческий принцип Шмелёва
- 2. Роман «История любовная». «На скалах Валаама». Очерки «У старца Варнавы», «Старый Валаам»
- 3. Раннее творчество Шмелёва
- 4. Усвоение традиций. Дореволюционное творчество
- 5. Эпопея «Солнце мертвых»
- 6. Крымские рассказы. Рассказы «Куликово поле», «Свет Разума», «Свет вечный», «Два Ивана» Романы «Солдаты», «Няня из Москвы». Статья «Пути мертвые и живые»
- 7. Рассказ «Милость преподобного Серафима». Повести «Лето Господне», «Богомолье»
- 8. Роман «Пути небесные»
- 9. Под сенью Христовой
- Краткая библиография
Михаил Петрович Арцыбашев
Михаил Петрович Арцыбашев (1878 — 1927) подвёл реализм к той черте, за которою начинается грубый натурализм и порнография — а в основе того: принцип постоянного расширения тематического отбора материала. Можно утверждать, что реализм в начале века интенсивность собственного развития заменил экстенсивностью: качество — количеством. А если тематика неограниченно расширяется, то в итоге художник неизбежно вторгнется в ту область, на которую прежде существовали разного рода табу. И там, где существовали нравственные запреты, они могут быть подвергнуты пересмотру: при ослаблении религиозных устоев в обществе или в душе самого художника.
В раннем творчестве Арцыбашев продолжал традиции русского реализма, его критической направленности «против лжи и насилия». После неудачных попыток сблизиться с представителями «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, В.И. Иванов и др.) Арцыбашев отошёл на позиции крайнего индивидуализма и пессимизма. Это проявилось прежде всего в самом известном произведении писателя, романе «Санин» (1907). В судьбе заглавного персонажа романа отразился окончательный кризис бездуховного нигилизма, действующего во имя беспредметной «свободы», отвергающего любые моральные запреты. Утверждение идеала «свободной любви», на поверку оказавшейся лишь разгулом животных инстинктов, привело к введению в роман полунепристойных эпизодов, что усугубило развернувшуюся вокруг романа литературную и общественную полемику. По инициативе Св. Синода против Арцыбашева было начато дело по обвинению в порнографии и кощунстве, писателю грозила церковная анафема, но всё в итоге заглохло и не имело никаких последствий. В литературной критике утвердилось понятие «арцыбашевщина», обозначившее обострённое внимание к «вопросам пола» в соединении с крайним эгоизмом и аморализмом.
Владимир Сании, идеология которого составила ядро «арцыбашевщины», законный наследник столь привычных для русской литературы «лишних людей». Незнание цели жизни он компенсирует стремлением к «естественным» удовольствиям, к которым влечёт его инстинкт. «Желание» он возвёл в абсолют, но не успел ещё пресытиться и подвести свою жизнь к жажде преступления, чем неизбежно заканчивается всякий гедонизм.
Арцыбашев продолжал в творчестве ранее найденные им мотивы уныния и безысходности. Писатель называл своим «предшественником» библейского царя Соломона, себя же считал «единственным представителем экклезиастизма» среди русских писателей. Эту концепцию он выдвинул в начале 1910-х годов, причисляя к ней, кроме царя Соломона, — А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гартмана. Подобно многим, Арцыбашев совершил типичную ошибку в толковании Книги Екклесиаста, выделяя в ней и абсолютизируя пессимистические мотивы, «не заметив» при этом указанного выхода из такого состояния: в приятии Промысла Божия.
Арцыбашев начал отвергать возможность любого осмысления бытия, утверждал роковую катастрофичность личной и социальной жизни. Это особенно остро проявилось в крупнейшем его произведении предреволюционного времени, романе «У последней черты» (1910 — 1912), который критика назвала «оптовой повестью о самоубийцах». В романе не только совершаются самоубийства центральных персонажей, но действует маньяк-человеконенавистник, мечтающий довести до самоубийства всё человечество.
В рассказе того же времени «Преступление доктора Лурье» раскрывается трагичность существования человека «без Бога», крах позитивистского мировоззрения. Попытке отыскать нравственные евангельские законы бытия посвящена повесть «Женщина, стоящая посреди» (1915), в названии которой — намёк на евангельский эпизод прощения Христом грешницы, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:1-11). Однако эта попытка не имела существенного влияния на творчество Арцыбашева в целом, оставшись в нём едва ли не единичным эпизодом. Литературной деятельности писателя последних лет его жизни присущи всё более усугубляющиеся кризисные тенденции.
Революционные потрясения 1917 года, особенно октябрьский переворот, Арцыбашев воспринял с крайней неприязнью; живя до 1923 года в России, никак не участвовал в литературно-общественной жизни.
Покинув Россию, занял жёсткую антисоветскую позицию, не испытывая симпатий и к эмигрантским движениям.
Творчество Арцыбашева отразило глубочайший кризис гуманизма, признававшего самодостаточную ценность индивидуалистических бездуховных стремлений.
Каждый из названных писателей может быть назван знаковой фигурой в судьбе русского реализма начала века. Каждый усугубил одну из особенностей этого художественного метода, что привело каждого в тупиковую безысходность.
Комментировать