«Мой путь к вере был ровным»

«Мой путь к вере был ровным»

‒ Рас­ска­жи­те немно­го о себе.

‒ Меня зовут Зорин Иван Андре­евич, мне 25 лет, не женат. Родил­ся в Пите­ре, окон­чил шко­лу с углуб­лён­ным изу­че­ни­ем англий­ско­го, учил­ся в тех­ни­че­ском вузе. Про­бо­вал реа­ли­зо­вать­ся в тех­ни­че­ской сфе­ре, но без­успеш­но – под­лин­ный инте­рес со вре­ме­нем обо­зна­чил­ся к искус­ству, в част­но­сти, к кино. Окон­ча­тель­но – после того, как ока­зал­ся на съём­ках корот­ко­мет­раж­ки и дол­го наблю­дал за про­цес­сом изнут­ри. Рабо­таю не по спе­ци­аль­но­сти, зани­ма­юсь само­об­ра­зо­ва­ни­ем, вско­ре воз­мож­но поступ­ле­ние в гума­ни­тар­ный ВУЗ.

Пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном стал око­ло 2‑х лет назад, это был созна­тель­ный шаг, к кото­ро­му я под­хо­дил посте­пен­но. Сре­ди моих род­ствен­ни­ков нет людей воцер­ко­в­лен­ных. В дет­стве, прав­да, отец зна­ко­мил меня со Свя­щен­ным Писа­ни­ем, и это зна­чи­тель­но под­го­то­ви­ло меня к даль­ней­ше­му при­ня­тию Пра­во­сла­вия, одна­ко, уве­рен­ное пред­став­ле­ние о нём у меня сло­жи­лось после про­дол­жи­тель­но­го обще­ния с одним глу­бо­ко воцер­ко­в­лен­ным человеком.

Мой люби­мый писа­тель – Досто­ев­ский; ещё в шко­ле я «на одном дыха­нии» про­чёл ряд его наи­бо­лее силь­ных про­из­ве­де­ний, и этот опыт так­же силь­но облег­чил мне зна­ком­ство с Пра­во­сла­ви­ем. Ведь его кни­ги откры­ва­ют нам глу­би­ны ужас­но­го и пре­крас­но­го в чело­ве­ке, а это напря­мую свя­за­но с тем, что о нём гово­рит наша Вера.

‒ Как Вы ста­ли пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, что вас под­толк­ну­ло к при­ня­тию Православия?

‒ Был экзи­стен­ци­аль­ный кри­зис. То есть, вкрат­це, фон был таков: ниче­го не при­но­си­ло удо­вле­тво­ре­ния ‒ ни одно дело не зажи­га­ло инте­рес, спо­соб­ный при­дать направ­лен­ность жиз­ни; не было ясных целей, пред­став­ле­ния о буду­щей про­фес­сии. Были «дру­зья», рядом с кото­ры­ми удоб­но было впу­стую тра­тить бес­цен­ный дар жиз­ни. Я плыл по тече­нию ‒ в том смыс­ле, что был ком­нат­ным ребён­ком, перед кото­рым жизнь до поры не ста­ви­ла серьёз­ных задач, тре­бу­ю­щих серьёз­но­го при­ло­же­ния ума и воли. Не искал, не заду­мы­вал­ся ‒ до поры. Шко­ла ‒ зна­чит, надо; инсти­тут ‒ тоже надо, раз так роди­те­ли сказали.

Это удоб­ная пози­ция для того, что­бы раз навсе­гда успо­ко­ить­ся в духов­ных поис­ках, оста­но­вив­шись на совре­мен­ном теп­лохлад­ном ате­из­ме удо­вле­тво­рён­но­го жиз­нью потре­би­те­ля. Но, сла­ва Богу, это­го со мной не про­изо­шло ‒ всё то вре­мя я ощу­щал внут­рен­нюю пусто­ту, кото­рую не запол­нить ника­ки­ми чело­ве­че­ски­ми схе­ма­ми и объ­яс­не­ни­я­ми. И внеш­няя сто­ро­на жиз­нен­ной бес­смыс­ли­цы, как теперь вижу, была толь­ко след­стви­ем этой духов­ной пустоты.

Я слу­шал мно­го рока, ходил на кон­цер­ты. На меня силь­но повли­я­ли пес­ни «ДДТ» и «Али­сы», в кото­рых поёт­ся о Боге, Пра­во­сла­вии. И не толь­ко на меня, а на сот­ни таких же ищу­щих моло­дых людей – что не может не радовать.

‒ Что изме­ни­лось в вашей жиз­ни после того как Вы ста­ли пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном? Как ваши близ­кие отре­а­ги­ро­ва­ли на при­ня­тие Вами Православия?

‒ Я стал пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном не так дав­но, внеш­них изме­не­ний не осо­бо мно­го. Отка­зал­ся от дур­ных при­вы­чек и дур­но­го обще­ства, замет­но улуч­ши­лись отно­ше­ния с род­ны­ми. Вооб­ще, я толь­ко в нача­ле Пути и Вере моей ещё рас­ти и рас­ти. Как извест­но, по делам, как по пло­дам, судят о чело­ве­ке. Дел пока мало­ва­то. Умно­жит­ся Вера ‒ умно­жат­ся и дела.

Глав­ное внут­рен­нее изме­не­ние ‒ обре­те­ние досе­ле незна­ко­мо­го внут­рен­не­го покоя.

Близ­кие отнес­лись к при­ня­тию мной Пра­во­сла­вия поло­жи­тель­но, так как, хоть не живут пол­но­цен­ной цер­ков­ной жиз­нью, всё же, в целом, бла­го­склон­но отно­сят­ся к Церкви.

‒ До при­ня­тия Пра­во­сла­вия, был ли у Вас опыт пре­бы­ва­ния в иных тра­ди­ци­он­ных рели­ги­ях или сек­тах, может быть Вы были ате­и­стом, если да, то как Вы оце­ни­ва­е­те свой опыт?

‒ До Пра­во­сла­вия я не был ни в дру­гой рели­гии, ни ате­и­стом, ни сек­тан­том. Прав­да, ещё в дет­стве, когда я мно­го вре­ме­ни про­во­дил с дедом, к нему как-то зача­сти­ли Сви­де­те­ли Иего­вы. Он, про­жив всю жизнь ате­и­стом, под конец её стал испы­ты­вать рели­ги­оз­ный голод, и охот­но слу­шал их, и меня сажал рядом. Я был маль­чик веж­ли­вый, дедуш­ке не пере­чил и бла­го­чин­но выси­жи­вал, но беда в том, что к сере­дине заня­тия при­хо­ди­лось сдер­жи­вать непре­стан­ный зёв, порож­да­е­мый непро­хо­ди­мой ску­кой от их речей. После каж­до­го заня­тия я неиз­мен­но забы­вал весь мате­ри­ал, кото­рым Сви­де­те­ли соби­ра­лись меня про­све­тить. На этом мой опыт пре­бы­ва­ния в сек­те исчерпывается.

‒ С каки­ми слож­но­стя­ми Вы столк­ну­лись на пер­вых эта­пах сво­е­го воцер­ко­в­ле­ния, какие слож­но­сти воз­ни­ка­ют у Вас сей­час из-за Ваших рели­ги­оз­ных взглядов?

‒ Слож­но­стью для меня был отказ от сво­ей воли ‒ сми­ре­ния, без кото­ро­го дви­же­ние по Пути невоз­мож­но. К при­ме­ру, куре­ние. Я про­дол­жал пота­кать этой гре­хов­ной при­выч­ке, дав­но зная уже это её обо­зна­че­ние, пони­мая, что упор­но про­дол­жаю гре­шить, без­воль­но мед­ля со сво­им исправ­ле­ни­ем. Прав­да, я не раз пытал­ся бро­сить, но без искрен­ней, глу­бо­кой молит­вы всё было тщет­но. Я чув­ство­вал себя сла­ба­ком, обма­ны­ва­ю­щим себя и Бога. Тогда я стал в молит­ве про­сить Гос­по­да о помо­щи, пони­мая, что сам не справ­люсь. Вско­ре в кото­рый раз убе­дил­ся, что Он слы­шит нас и Духом Сво­им под­дер­жи­ва­ет наши доб­рые начи­на­ния. Лишь после это­го я уве­рен­но почув­ство­вал, что при­выч­ка в прошлом.

‒ Были ли у Вас сомне­ния в истин­но­сти Пра­во­сла­вия как духов­но­го пути, если они были, то в чём заклю­ча­лись и как Вы их преодолели?

‒ Мой путь к Вере был ров­ным. Хоть и не всё в цер­ков­ной жиз­ни пона­ча­лу было мне ясно, было стой­кое инту­и­тив­ное ощу­ще­ние истин­но­сти выбран­но­го пути. Не пони­мая ещё тол­ком, о чём поёт хор и что я ска­жу на испо­ве­ди, я без­оши­боч­но чув­ство­вал, что место, в кото­ром я нахо­жусь – уни­каль­ное и неза­ме­ни­мое в моей жиз­ни. Бла­го­дать – как её пере­дать словами?

‒ Что зна­чит быть пра­во­слав­ным христианином?

‒ Быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном ‒ дер­жать­ся в жиз­ни следующего:

1) Веро­вать всей душой и разу­мом в Еди­но­го Бога, Тро­и­цу Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную, то есть при­ни­мать ука­зан­ное в Никео-Царе­град­ском Сим­во­ле веры.

2) Регу­ляр­но участ­во­вать Таин­ствах Испо­ве­ди и Евха­ри­стии. А так­же ‒ в свой черёд ‒ в осталь­ных Таин­ствах, уста­нов­лен­ных Церковью.

3) Жить регу­ляр­ной молит­вен­ной жиз­нью (цер­ков­ные служ­бы, молит­вен­ные пра­ви­ла, вооб­ще ‒ непре­рыв­ная молит­вен­ная связь с Гос­по­дом), соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью посты

4) Жить по запо­ве­дям. Свои дела и поступ­ки соиз­ме­рять с голо­сом Церкви

‒ Мог­ли бы Вы крат­ко пере­чис­лить иерар­хию сво­их жиз­нен­ных ценностей?

1) Духов­ная жизнь

2) Семья, близкие

3) Про­фес­си­о­наль­ное становление

4) Увле­че­ния: спорт, чте­ние, кино, поезд­ки за город

‒ Что Пра­во­сла­вие вам дало, и чего Вы лиши­лись став пра­во­слав­ным христианином?

‒ При­об­рёл: твёр­дые жиз­нен­ные цен­но­сти (см. отв. на вопрос №7, п.4). Кар­ти­на мира из уны­ло серой пре­об­ра­зи­лась в стро­го поля­ри­зо­ван­ную, с чёр­ным и белым (доб­ром и злом) ‒ полю­са­ми. Веру, помо­га­ю­щую в жиз­нен­ных неуря­ди­цах ‒ имен­но она помо­га­ет уви­деть в них испы­та­ния, через кото­рые я при­зван стать силь­нее и луч­ше; через них ‒ свою вче­раш­нюю сла­бость и глу­пость, зло­бу и эго­изм. Любое откло­не­ние от ком­форт­но­го, сыто­го покоя ‒ от мел­кой быто­вой ссо­ры до длин­ной томи­тель­ной раз­лу­ки ‒ бла­го­да­ря Вере полу­ча­ет новое смыс­ло­вое изме­ре­ние. И повод загля­нуть преж­де все­го в себя в поис­ках кор­ня всей неспра­вед­ли­во­сти, кото­рая есть в тво­ей жизни.

Обрёл внут­рен­ний покой, како­го рань­ше не знал. Он при­хо­дит с Верой и молит­вой в серд­це, и с чёт­ким созна­ни­ем того, что Бог всё видит, зна­ет и нико­гда не бро­сит тебя, если упо­ва­ешь на Него.

Лишил­ся толь­ко пло­хо­го – кое о чём я уже напи­сал выше. С дур­ны­ми каче­ства­ми души, прав­да, послож­нее будет, чем с сига­ре­та­ми – труд­нее иско­ре­нить, лич­но мне. Но с Божи­ей помо­щью всё воз­мож­но, нуж­но лишь не останавливаться.

‒ Как Вы оце­ни­ва­е­те совре­мен­ное пра­во­слав­ное сооб­ще­ство, какие види­те его досто­ин­ства и недостатки?

В‑целом, то, что я вижу сего­дня в Церк­ви, ‒ раду­ет. Нали­цо опро­вер­же­ние уко­ре­нив­ше­го­ся сте­рео­ти­па о пре­об­ла­да­ю­щих в хра­мах бабу­лях. Напри­мер, на вос­крес­ных и празд­нич­ных служ­бах в Свя­то-Тро­иц­ком Измай­лов­ском Собо­ре (при­хо­жа­ни­ном кото­ро­го я явля­юсь) всех поров­ну – и ста­ра, и мла­да. В один сол­неч­ный осен­ний день меня при­ят­но уди­вил состав при­хо­да Церк­ви ико­ны Божи­ей Мате­ри «Дер­жав­ная» – детей, рез­вя­щих­ся на око­ло­хра­мо­вой тер­ри­то­рии после служ­бы, хва­ти­ло бы на дет­са­дов­скую груп­пу, а то и две.

Заме­ча­тель­но, что Цер­ковь име­ет соб­ствен­ные СМИ, а так­же свой голос на свет­ских теле­ка­на­лах, в интер­не­те. Все­гда с инте­ре­сом смот­рю пере­да­чи с уча­сти­ем о. Все­во­ло­да Чап­ли­на, изоби­лу­ю­щих, как пра­ви­ло, горя­чей поле­ми­кой и зашка­ли­ва­ю­щи­ми эмо­ци­я­ми неко­то­рых его оппо­нен­тов. Вооб­ще, отрад­но, что есть пле­я­да извест­ных в обще­стве цер­ков­ных имён, ассо­ци­и­ру­ю­щих­ся преж­де все­го с их про­по­ве­дью. Это гово­рит о непре­рыв­ном диа­ло­ге меж­ду актив­ной пра­во­слав­ной частью обще­ства, и его свет­ской частью.

Глав­ный недо­ста­ток сего­дняш­не­го цер­ков­но­го сооб­ще­ства в Рос­сии – его мало­чис­лен­ность. Нас очень мало в срав­не­нии с общей мас­сой, кото­рая верит во всё что угод­но, исклю­чая Еди­но­го Бога. (К сло­ву, это корень мно­же­ства про­блем и бед обще­ства во всех сфе­рах его бытия.) Конеч­но, это зако­но­мер­но для пост­со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти. Я счи­таю, сего­дня от нас зави­сит, будет ли реше­на эта проблема.

‒ Как Вы отно­си­тесь к людям, отри­ца­ю­щим Православие?

‒ Это заблуж­да­ю­щи­е­ся люди и несчаст­ные, неза­ви­си­мо от того, созна­ют они это или нет. Для пра­во­слав­но­го чело­ве­ка, име­ю­ще­го, поми­мо основ­ных чувств, и духов­ное зре­ние, оче­вид­но, что дви­жет людь­ми, агрес­сив­но и под­час без­апел­ля­ци­он­но высту­па­ю­щи­ми про­тив Церк­ви. Но пра­во­слав­ных отли­ча­ет любовь к людям, и к этим в том числе.

Так уж вышло, что один такой чело­век ока­зал­ся в чис­ле моих дру­зей. После усво­е­ния кон­цеп­ции одной сек­ты образ Церк­ви в его созна­нии напо­ми­на­ет то, что совет­ские СМИ рас­ска­зы­ва­ли про «хищ­ни­ков импе­ри­а­лиз­ма» ‒ мало обще­го с реаль­но­стью, зато сра­зу ясно, где враг. Понят­но, что чело­век обма­нут, и нуж­но помочь ему разо­брать­ся и прий­ти к Истине.

‒ Пыта­е­тесь ли Вы зани­мать­ся мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­стью и если да, то как Вы это делаете?

‒ Это я и пытал­ся делать, пере­пи­сы­ва­ясь с ним в сети. Сей­час мне объ­ек­тив­но не хва­та­ет зна­ний для мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти, а интер­нет ‒ диа­лог остав­ля­ет вре­мя поду­мать, най­ти необ­хо­ди­мые ссыл­ки, цита­ты. Я зада­вал ему наво­дя­щие вопро­сы на раз­лич­ные темы – о пони­ма­нии Бога и рели­гии, чело­ве­че­ской сво­бо­де, свя­зью с Богом… Вопро­сы, в отве­тах на кото­рые не сомне­ва­юсь сам, но для дру­га они не столь без­об­лач­ны, хоть он и может пола­гать обрат­ное. Глав­ной моей целью было помочь ему заду­мать­ся, посе­яв сомне­ния в неко­то­рых его утвер­жде­ни­ях – точ­нее, утвер­жде­ни­ях этой сек­ты, кото­рые он с доволь­ным видом повторяет.

К сожа­ле­нию, с пер­во­го раза не полу­чи­лось. Судя по все­му, не хва­ти­ло зна­ний о сво­ей Вере, а так­же молит­вы за это­го чело­ве­ка. Но не ошиб­ки ли помо­га­ют нам делать выво­ды и дви­гать­ся вперёд?

 

Иван Зорин

Источ­ник: пра­во­слав­ный мис­си­о­нер­ский апо­ло­ге­ти­че­ский центр «Став­рос»

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки