- Происхождение православного храма
- Формы и устройство православного храма
- В чем разница между церковью и храмом?
- Зачем нужны храмы, если обращаться к Богу можно в любом месте?
- Как относиться к тому, что в православных храмах часто бывает богатое убранство (или имитация богатого убранства)?
- Церковные каноны о храме
- Цитаты о храме
- Литература по теме
Храм –
1) (В Православии) особое строение (или место, например, зал, пещера), предназначенное для совершения богослужений и таинств, а также других действий, связанных со служением Богу и богопочитанием; место особого Божьего присутствия, «Небо на земле».
2) В Ветхом Завете – Иерусалимский Храм.
Происхождение православного храма
В дохристианские времена, согласно библейским свидетельствам, долгое время храмом для евреев служила переносная разборная скиния. Затем, при царе Соломоне, в Иерусалиме был построен величественный стационарный Храм, который был разрушен халдеями, затем восстановлен евреями, потом перестроен при царе Ироде, затем разрушен римлянами.
Апостолы и христиане из евреев первое время после Вознесения Иисуса Христа посещали Иерусалимский Храм. Кроме того и христиане из иудеев, и христиане из язычников собирались в домах членов христианских общин для совершения Таинства Евхаристии и других целей, связанных с практикой богослужения и богопочитания. Кроме того, местами христианских богослужений могли становиться пещеры, катакомбы, а также приспосабливаемые или специально возводимые для этого сооружения.
Массовое повсеместное построение христианских храмов начинается после 313 года, когда христианство было легализовано в Римской империи. Под христианские храмы приспосабливали прежние языческие храмы, а также возводили новые сооружения. Значительное число храмов строилось в форме базилик. Внутреннее убранство христианских многих базилик отличалось великолепием: мраморные колонны и капители сложной резьбы, полированная облицовка стен, роскошные ковры мозаичных полов и золотофонные стенные мозаики. Храмовая архитектура постепенно развивалась. Купольные храмы получают распространении ев конце VI–VII веке. После распада Римской империи развитие православных архитектурных традиций происходило на территории Византии вплоть до падения Константинополя в 1453 году. За тысячелетнюю историю развития византийского искусства, полностью сформировался крестово-купольный тип храма, воспринятый затем русским зодчеством. Образцом православного храма для Руси стал величественный собор Святой Софии в Константинополе.
Формы и устройство православного храма
Существует несколько наиболее распространенных форм храма: вытянутая, на подобие корабля, символически означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – напоминает о Крестных страданиях и смерти Спасителя, которые Он претерпел ради нашего Спасения, указывает на Крест как на орудие нашего Спасения; круглая форма в православной иконографии традиционно указывает на Божественную вечность, а применительно к форме православного храме – и на вечную блаженную жизнь праведников в единстве с Богом; восьмиугольная, в виде звезды, обозначает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи; кроме того восьмиугольник может указывать символически на «8-й день», который наступит по завершении «7-го» дня, обозначающего период, начавшийся по окончании Шестоднева (Быт.2:2-3) и имеющий завершиться временем кончины нашего мира.
Внутри храм разделяется на 3 части: алтарь (обычно ориентированный на восток), центральную часть (собственно храм) и притвор. При входе обычно устраивается паперть. Некоторые храмы имеют помещение, называемое трапезой (может служить местом собраний, проповедей, приёма пищи). Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы.
Каждый храм освящен либо в честь Бога, либо в честь Его святого или святых, либо в честь особо памятного для Церкви события, либо в честь чтимой христианской святыни и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название.
Главный храм в городе или монастыре называется собором. Собор, находящийся в городе, где располагается кафедра епархиального архиерея, называется кафедральным. Кроме того собором может называться крупный, не обязательно главный храм в городе (в одном городе может располагаться и несколько соборов).
В чем разница между церковью и храмом?
Эти слова часто используются как синонимы, обозначая здание для совершения богослужений. Церковью также называют сообщество верующих в Господа Иисуса Христа или церковная община (пример: Вселенская Православная Церковь, Русская Православная Церковь).
Зачем нужны храмы, если обращаться к Богу можно в любом месте?
Действительно, обращаться к Богу и поклоняться Ему можно в любом месте (Ин.4:21-23; 1Тим.2:8). Для чего же тогда нужны храмы? Прежде всего, православный храм – это место особого Божьего присутствия. Православный храм – это пространство, в котором все устроено для совершения богослужения, церковных Таинств. Правда, иногда они совершаются и под открытым небом или в арендованном помещении, но удобнее это делать в специально устроенном для этого здании. В алтаре православного храма обычно постоянно находятся Святые Дары. Кроме того в храме располагается множество священных предметов.
Как относиться к тому, что в православных храмах часто бывает богатое убранство (или имитация богатого убранства)?
Богатым убранством отличался ветхозаветный Храм, построенный при царе Соломоне. И Богу был угоден этот Храм (см.: 3Цар.8:11-13).
Традиция богато украшать христианские храмы формируется после легализации Церкви в Римской империи. На том историческом этапе некоторые храмы строились по заказу императоров и иных богатых лиц. В то же время не везде и не всегда храмы были богато украшены и отличались великолепием. Разные авторитетные церковные деятели по-разному относились к традиции богато украшать храмы.
Так, например, свт. Димитрий Ростовский, принадлежал к числу тех, кто обосновывал украшение православных храмов ссылками на пример украшения иудеями ветхозаветной скинии и великолепного Храма, построенного при Соломоне. Святитель говорит:
«Сколь приятно Богу, живущему на небесах, созидание Ему на земле храмов и украшение их людьми благочестивыми: столь приятно, что если кто-либо даже в самом малом участвует в строении и украшении дома Божия, то и это не будет забыто Им, Господом нашим Богом».
Стоит в связи с этим заметить, что построение великолепных храмов позволило многим верующим архитекторам, строителям, художникам, таким образом использовать свой талант на служение Богу, а многим из тех, кто посещал такие храмы и созерцал их красоту, прославить Бога.
Однако, например, св. Иероним Стридонский придерживался другого мнения и отвергал ссылки на ветхозаветные времена:
«Не возражайте мне, что в Иудее был богатый храм и в нем трапеза, светильники, кадильницы, блюда, чаши, ступы и прочие вещи, сделанные из золота (3Цар.6). Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело прообразовательное значение, а описано «в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о Кресте Его и считать богатство грязью… Если же, сравнивая духовное с духовным... все это будем понимать так, как Сам Господь понял и истолковал субботу, то или отвергнем золото вместе с прочими иудейскими предрассудками, или если нравится золото, то пусть нравятся и иудеи, которых вместе с золотом мы необходимо должны или одобрить или осудить».
Данный вопрос не регламентируется церковными канонами и каждый епископ (настоятель) решает его, руководствуясь различными соображениями.
Церковные каноны о храме
5-й канон Гангрского собора анафематствует учащих пренебрегать храмами и общественными церковными богослужениями.
76-й канон Трулльского собора о запрете внутри ограды храма устраивать корчемницы и торговые лавки.
80-й канон Трулльского собора о наказаниях для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
88-й канон Трулльского собора о запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.
97-й канон Трулльского собора о наказаниях для превращающих священные места «в обыкновенные, не делая между ними различия».
6-й канон Лаодикийского собора о запрете нераскаявшимся еретикам входить в храм Божий.
7-й канон VII Вселенского собора об обязательности наличия в каждом храме мощей св. мучеников.
13-й канон VII Вселенского собора о наказаниях для обративших в мирские жилища «епископии», храмы и монастыри.
51-й канон Карфагенского собора о запрете обычая устраивать в церкви трапезы без необходимости.
Цитаты о храме
«Храм – это место, где душа встречается со Христом. А священник – тот, кто этой встрече служит».
протоиерей Федор Бородин
«Родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья зачинается – она сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме и прочее и прочее. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму. К нему привлекаемся всякий раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое. Так осязательно верно, что храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни».
свт. Феофан Затворник
«Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Всё это оболочка, а сущность Церкви – благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле».
архимандрит Рафаил Карелин
«Почему в Православной Церкви такие сложно-украшенные храмы. Не проще ли как в протестантских собраниях использовать пустые помещения с белыми стенами?
Им нечего сказать, они бедны духовно, исторически и богословски. Они заимствовали у Церкви лишь Библию и ту без инструкции по её прочтению – Священного Предания».
М.С. Красовицкая
«Как-то раз одна женщина спросила меня: «А почему иконы в храме и вообще убранство храма такое дорогое? Не лучше ли эти деньги отдать на лечение больных детей?».
Я ей ответил: «Потому что всё, что есть в Церкви, возникло как выражение любви к Богу. Юноша, который влюблён и собирается сделать девушке предложение, не дарит ей сплетённое из проволоки за пару минут кольцо. Он дарит золотое, старается купить получше, потому что любит её, и это – выражение его любви. Тем, кого мы любим, мы хотим отдать лучшее, не так ли?
А обычаи Церкви созданы людьми, которые были влюблены в Бога и посвящали Ему самое красивое и самое лучшее, что имели. И Бог это выражение любви не отвергает, о чём есть специальное место в Евангелии (Ин.12:1-8).
Но это касается не только убранства, а вообще всего, что мы видим в храме. Например, наши службы длинные, потому что написаны людьми, которые любили Бога. Влюблённый ведь хочет подольше поговорить с тем, кого любит, не так ли? Он не смотрит на часы с мыслью: «Ну когда же кончится это свидание и я пойду домой поваляюсь на диване». Мы молимся стоя, а не сидя, ведь и перед человеком, которого мы любим и глубоко уважаем, мы естественно встаём.
Всё, что есть в Церкви, становится понятно сквозь призму любви ко Христу, и помогает тому, кто любит Христа. А кто не имеет любви, для того всё, что есть в Церкви, непонятно и тяжело"».
священник Георгий Максимов
«…мы дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем».
21-й канон Гангрского собора
Литература по теме
- Общая информация о православном храме
- Храм Энциклопедия изречений
- Войду в Дом Твой митр. Сурожский Антоний
- О главнейших частях церкви архиеп. Вениамин
- Храм Божий и церковные службы свящ. Н.Р. Антонов
- Храм, Обряды, Богослужения
- Справочник. Православный храм
- Словарь храмовой архитектуры
- Символика и устройство православного храма Г. Калинина
- Кроссворд «Внутреннее и внешнее устройство храма»
- Фотовикторина. Православный храм
- Сборник цитат о храме
- Исторические исследования
- Очерки из истории христианского храма проф. Н.Ф. Красносельцев
- О происхождении христианского храма. Критические заметки проф. Н.Ф. Красносельцев
- Православные храмы мира
- Азбука паломника. Православные храмы всего мира
- Устройство православного храма (схема)
- Фотоальбом: «Вхождение во Храм»
- Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
- Мыло – опиум для народа или 71 причина, почему я не моюсь!
- 33 «причины» не ходить в храм свящ. Н. Булгаков
- Для чего нужна Церковь человеку?протоиерей Александр Глебов
- Бог – в душе? А. Ткаченко
- Нужно ли воцерковление тем, кто считает, что Бог у них «в душе»?
- Чем вера в бога-который-в-душе отличается от христианства
- Бог в душе или бесовская уловка? прот. Дионисий Свечников
- Как хочу, так и верю? свящ. Иаков Коробков
- Почему ты еще не крестился? свящ. Даниил Сысоев
- Нужна ли внешность духовной жизни? свящ. С. Николаев
- Зачем Церковь, если Бог в душе?свящ. С. Круглов
- «Бог-в-душе» – не спаситель протоиерей Димитрий Струев
- Вопросы тому, кто утверждает, что у него Бог в душе
- Прочее
- Зачем тратить деньги на храмы, когда их можно раздать бедным?
- Почему храмы так дорого украшены свящ. Георгий Максимов


Комментировать