Удово́льствие –
1) чувство довольства, проявляемое в результате приятных ощущений;
2) термин православной антропологии, отражающий ощущение телесной и душевной удовлетворенности.
Человек, будучи существом душевно-телесным, имеет наклонность к наслаждению удовольствиями и радостями жизни. Бог создал для этого условия и возможности, однако их использование не должно приносить ущерб нашей душе и телу. Протоиерей Григорий Дьяченко пишет: «Не только тело человека имеет нужду в отдохновении и обновлении сил, а и душа его, утомляемая суетою дел своих, также нуждается в отдохновении, освежении и обновлении. Тело укрепляется пищею и сном, а душа ищет забвения своих печалей, освежения к ободрению сил своих – в других, более свойственных ей, наслаждениях; призывает на помощь искусство, разнообразит увеселения и хочет создать себе нечто похожее на потерянный рай. Все это естественно, даже необходимо, а потому и не может быть осуждаемо». Апостол Павел говорит о Боге, как о дающем «нам все обильно для наслаждения (ἀπόλαυσιν)» (1Тим.6:17).
Классификация удовольствий
Удовольствия бывают, согласно их духовно-нравственной оценке, истинными и ложными (противоестественными). Например, радость дружбы и сладострастие.
Истинные удовольствия бывают душевными и душевно-телесными. Например, познание мира и теплая одежда зимой.
Душевно-телесные (естественные) удовольствия бывают необходимыми для поддержания жизни и не являющимися необходимыми. Например, пища и сексуальные отношения.
Что нужно знать, перед тем как позволить себе испытать то или иное удовольствие?
Протопресвитер Василий Бажанов, в вопросе о допустимых удовольствиях, предлагает такие предосторожности:
1) Позволять себе только такие удовольствия, которые ни в каком отношении не противоречат предписаниям Евангелия, безвредные для его здоровья, имущества, чести, нравственности и для его ближних;
2) Смотреть на них не как на цель (Лк.16:19), но как на средство для отдохновения и для подкрепления сил, и потому никак не позволять себе таких удовольствий и забав, которые требуют столько же напряжения сил телесных или душевных, как и обыкновенные занятия и должности, и следственно никак не могут служить отдохновением;
3) Удаляться таких удовольствий и увеселений, которые хотя сами по себе не суть виновны, но при которых он (христианин – прим. ред.) может опасаться пробуждения нечистых мыслей и плотских вожделений;
4) Наблюдать умеренность в наслаждении самыми невинными удовольствиями и часто возбранять себе их, опасаясь пристрастия к ним и стараясь приобретать власть над самим собой, так чтобы они не сделались необходимой для него потребностью, и чтобы недостаток их не мог огорчать и возмущать его;
И, наконец, 5) наслаждаться сими удовольствиями в присутствии Божием – освящать их мыслью о Боге, а) как о всевышнем Виновнике и Подателе их, так чтобы каждая радость его была выражением его сердечной благодарности к Нему, как это внушает Апостол: «Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» (1Кор.10:31); и вместе б) как о будущем Судии и Мздовоздаятеле: «Веселися, юноше, в юности твоей, говорит Премудрый, и да ублажит тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непорочен, и в видении очию твоею: и разумей, (помни) яко о всех сих приведет тя Бог на суд» (Еккл.11:9).
Критерии законных и добрых удовольствий
Прп. Иоанн Дамаскин дает такие критерии законным и добрым удовольствиям:
- они не связаны с неудовольствием;
- после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;
- не производят вреда;
- не выходят из границ умеренности;
- не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе.
Допустимые удовольствия уместны «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере».
Является ли удовлетворение сексуальной потребности истинным и законным удовольствием?
Библия говорит о том, что удовлетворение сексуальной потребности возможно в законном браке (1Кор.7:2). Наслаждение любовью с женой причисляется в Священном Писании к истинным удовольствиям (Притч.5:18-19). При этом нужно заметить, как пишет прп. Иоанн Дамаскин, что данный вид удовольствия является истинным при условии, что потребность удовлетворяется законным образом, «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере». То, что не соответствует этим условиям, не может считаться истинным и законным удовольствием и становится грехом. См. сладострастие.
Цитаты об удовольствиях
«Ни здравый смысл, ни вера Христова не запрещают нам невинных забав и увеселений, они даже необходимы, как приятный отдых от трудов.
Великий учитель веры и благочестия святитель Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных: “Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют великую пользу. Ибо скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно?”»
архимандрит Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди).
«Естественные пожелания и удовольствия не подвергают укору тех, кои испытывают их, так как они суть необходимые следствия устроения нашею естества. Ибо естественное доставляет нам, и, помимо воли нашей, удовольствие – и прилучившаяся пища, удовлетворяющая предшествовавший голод, – и питие, утоляющее томление жажды, – и сон, обновляющий силы, истощенные бодрствованием, – и все другое, что бывает у нас по естественным потребностям, необходимо для благосостояния нашего естества, и благопотребное к стяжанию добродетели для ревнителей о том. Все такое уместно и во всяком избегающем греховного поползновения в разумных, однако же, пределах, не допускающих, чтобы он подвергся через то рабству произвольно образующихся в нас укоризненных и противоестественных страстей, не имеющих другого в нас начала, кроме неуправляемого разумом движения естественных потребностей и пожеланий, которые и прирождены не с тем, чтобы сшествовать нам в бессмертную и долговековую жизнь».
прп. Максим Исповедник (Добротолюбие. Т. 3).
«Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, – это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставало Его создание. Это – восстановление сил через усталость».
прп. Паисий Святогорец (Слова. Том IV: Семейная жизнь).
«Являясь в мир на житье временное, мы походим на странника, который заходит в дом богатого владельца, где находит кров, пищу, покой, услугу и все потребное и где, на случай особой какой нужды, его извещают: если еще что нужно, обращайся к владельцу; он все доставит. Видя такое о себе попечение, какой странник, в здравом уме находясь, не расположится полное возыметь упование на такого владельца? Так и мы, входя в мир, находим уже наперед приготовленным для нас все потребное для жизни и обетование имеем от Самого Владыки мира, что Он все готов исполнить, чего ни попросим».
свт. Феофан Затворник. (Первое послание святого апостола Павла к святому Тимофею, истолкованное святителем Феофаном)
«Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Не говори: «Пока еще понаслаждаюсь любовью, пока попользуюсь молодостью; немного спустя придет время покаяния, завтра покаюсь». Тщетны подобного рода рассуждения, дурны решения твоей воли, плохим советником служит для тебя твоя похоть.
Ты говоришь: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди; та уже не твоя, а эта пока еще не твоя. Ты говоришь: «Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь». То, что в твоих руках, ты отдашь удовольствию, а то, что не твое, — покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего».
свт. Иоанн Златоуст
«Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умерены. Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами. Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни. Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе».
Православная христианская вера (Катехизис Румынской Православной Церкви)
«Веселье хорошо, когда человек ест, пьет и веселится перед Лицом Бога, потому что тогда он с благодарностью принимает то, что у него есть, а не просто когда он все это делает помимо Бога. Земное счастье возможно на нашей суетной планете только тогда, когда человек благодарит Бога за все, не стремясь ни к каким особым видам счастья».
священник Даниил Сысоев
«Христианство, при всех обстоятельствах нашей жизни, требует от нас прежде всего труда самоусовершенствования, и только совместно с ним разрешает нам удовольствия и наслаждения жизни. Таким образом, нам открыты наслаждения семейным счастьем, но с соблюдением супружеского целомудрия и других обязанностей; наслаждения человеческою красотою, но без возбуждения грубых пожеланий, наслаждения красотами и дарами природы, но без злоупотребления ими; наслаждения благородными искусствами, но без обращения их в орудия наших страстей. Нам скажут, что тогда удовольствия потеряют для нас всю свою привлекательность, будут бесцветны, однообразны, скучны. Это правда, но только по отношению к тем любителям удовольствий, которые ищут в них самозабвения и простора грубой чувственности; для людей же не желающих потерять нравственное равновесие, способность самонаблюдения и мир совести – они будут тем, чем должны быть, т. е. отдохновением от труда жизни, утешением в трудах и поощрением к трудам дальнейшим».
архиепископ Амвросий (Ключарев)
Литература по теме
- Удовольствия Сокровищница духовной мудрости
- Удовольствия свт. Василий Великий
- Удовольствия прав. Иоанн Кронштадтский
- Об удовольствиях св. Иоанн Дамаскин
- О поведении христианина в отношении к удовольствиям жизни протопр. Василий Бажанов
- Об отношении христианина к удовольствиям прот. Григорий Дьяченко
- Святые отцы о причинах удовольствия и радости
- Удовольствия и развлечения, приличные священнику В.Ф. Певницкий
- Радости и удовольствия жизни прот. Николай Стеллецкий
- Слово об удовольствиях архиеп. Амвросий (Ключарев)
Комментировать