Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.5:21–33; Ин.6:14–27)

Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:29–32)

Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим чрез оставление грехов в покаянии. Свидетели – апостолы-очевидцы и Дух Святой, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!..

Притча дня

В одном храме священник заметил, что почти каждый воскресный день на Литургии стоит и молится некая раба Божия с двумя костылями. Как-то раз после службы он подошел к ней, спросил ее имя, расспросил об обстоятельствах ее жизни и, между прочим, поинтересовался, не тяжело ли ей с такими больными ногами каждый воскресный день быть в храме Божием. В ответ женщина произнесла удивительные слова: «Да, батюшка, тяжело, но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет вперед мое сердце».

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 115.  Вторая заповедь Ветхого ЗаветаНе сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

Эта заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Приблизиться к Богу можно только отрешившись от всех идолов: материальных и виртуальных. 

Вторая заповедь не отрицает иконопочитания, она уточняет первую. Здесь нужно вспомнить значение слова «кумир». Это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл – предмет поклонения, обожания.

Заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес идолопоклонству и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение и создание Церкви открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам Его изображать в образе человека.

Эта заповедь запрещает носить амулеты, держать в доме предметы нехристианского культа (фигурки, религиозные изображения), подковы над дверью, обереги на стекле в автомобиле. К идолам относятся языческие символы нового года, гороскопов. Кумиром, идолом может быть и всё то, что сбивает с пути спасения, всё то, что воцаряется в душе вместо Бога. Необязательно это что-то порочное по сути. Даже благородное дело или стремление, если оно занимает чрезмерное место в душе в ущерб богопознанию и богообщению. Супруг, ребёнок, духовник, дружба, творчество, наука – всё может стать предметом нездорового поклонения. Кумиром может стать и не близкий человек – писатель, артист, спортсмен, певец. В наше время кумиром часто становится животное, которым человек пленяет свою душу. И сам человек может быть себе кумиром, беззаветно служа своим страстям.

Случайный тест