Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Искусство и религия в пространстве
современной культуры

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Кор.15:58–16:3; Лк.5:17–26)

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Лк.5:24). Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления – чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. 

Господь не насилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство – чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание так же твердо стоит, как сознание свободы.

Притча дня

Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к авве Пимену. У старца находились и другие братия, желавшие послушать беседы его. Старец сказал благочестивому мирянину: «Скажи что-нибудь в наставление». Мирянин отнекивался, но, принуждаемый старцем, сказал: «Не умею говорить от Писания, но скажу вам притчу. Один человек сказал своему другу: "Я желаю видеть царя, пойдем со мной". Друг отвечал ему: "Пройду с тобой половину дороги". Сказал другому: "Пойди, проводи меня к царю". Тот отвечал: "Доведу тебя до царского дворца". Он сказал и третьему другу: "Пойдем со мной к царю". "Пойдем, — отвечал третий друг, — я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему"».
Братия спросили, что значит эта притча. Мирянин отвечал: «Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второй — чистота, которая достигает до небес; третий друг — милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю — Богу». Таким образом, братия получили назидание и разошлись.

Основы православия

Тема 289.  «С кротостью наставлять противников». Об отношении к заблуждающимся.

Интернет полон раздраженных перепалок на самые разные темы. Люди спорят о политике, о воспитании детей, о том, какая марка электроники лучше. Собеседники часто приходят в сильное негодование, вылетают выражения самые бесцеремонные.

Увы, но споры о намного более важных предметах – о вере и неверии, Православии и заблуждениях – тоже могут превращаться в такие перепалки. Хуже того, люди видят в самой важности темы оправдание для раздражения и гнева.

В этом соблазне нет ничего нового – ещё святой Апостол Павел говорит о том, что рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим.2:24-26). Противники, о которых говорит Апостол, люди тяжко заблуждающиеся; они находятся в «сети диавола». Однако это никак не может служить оправданием для раздражительности, гнева или язвительных насмешек. Их следует наставлять «с кротостью» или просто уклоняться от беседы.

Практические советы

Допустимо ли христианину физически себя защищать?

Преподобный Антоний Великий сказал: «Если не можешь подставить вторую щеку, то, по крайней мере, не отвечай на удар ударом». Однако, если надо защитить другого человека, то следует применить силу. Также допустимо физически защищать себя. Но могу вам сказать, что сразу видно, почему человек перенес удар, не ответив обидчику, – из-за страха или, напротив, из-за самообладания, перенеся оскорбление мужественно и спокойно.
Надо отказаться от мирских представлений о достоинстве и чести: наше достоинство – образ Божий, и наша честь – стяжание Духа Святого. Оскорбления – это очистительная вода, которая смывает грехи. Однако смирение – не значит пассивность; и мы можем оказать сопротивление – защищая других или же для блага самого обидчика. Когда мы оказываем сопротивление, нами должно руководить желание добра человеку. Если мы не достигли смирения Нового Завета, то, по крайней мере, не окажемся ниже Ветхого Завета, который полагал меру «зуб за зуб», и не будем за зуб разбивать всю челюсть.
архимандрит Рафаил (Карелин)

См. также: Всякому ли человеку мы должны подставлять правую щёку?

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист