Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Утр.Лк.12:8–12¹, (зач. 64). Лит.Флп.1:20–27 (зач. 238). Лк.9:7–11 (зач. 41). Свт.: Еф.6:10–17 (зач. 233). Лк.12:8–12 (зач. 64).

¹ - Чтения свт. Афанасия исп. (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Евангелие и Апостол дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Кол.1:24–29; Лк.9:7–11)

Услышав о делах Христа Спасителя, Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот?» (Лк.9:9) – и пожелал видеть Его. Желал видеть и искал случая к тому, но не удостоился, потому что искал не для веры и спасения, а из пустого любопытства. Пытливость – щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная. Оттого она нередко не довольствуется самою истиною, а среди нее ищет чего-либо особенного, а выдумав это особенное, она на нем и останавливается и других привлекает к тому. Истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка. В наши дни такова замашка немецкого ума. 

Немцы помешались на том, чтобы выдумывать. Всю область истины Божией, как туманом, закрыли своими выдумками. Возьмите хоть догматы, хоть нравоучение, хоть историю, хоть слово Божие – все так загромождено выдумками, что до истины Божией и не доберешься. А между тем, они их интересуют, и тех, кто одного с ними настроения. 

Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше свое выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьяненного. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени – и все понапрасну! Дело совершилось просто: «рече, и быша; повеле, и создашася» (Пс.32:9). Лучше этого решения никто не придумает.

Притча дня

У одного монаха был келейник, который должен был ему помогать, а на самом деле бил монаха, отнимал хлеб. Каждый день одно и то же, на грани смерти. И в какой-то день игумен позвал этого келейника, монах мог отдохнуть. Ему бы благодарить Бога, а он молился: «Господи, ничего я для Тебя не потерпел — и день прошел даром!»

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 
Прот. Василий Михайловский.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 301.  Существовало ли когда-нибудь «русское язычество»?

Некоторые верят, что язычество – это некая исконно русская вера. Но был ли русский народ когда-нибудь языческим народом? Определенно нет.

В языческие времена существовали предки русских – различные славянские, а также финно-угорские и отчасти скандинавские племена, но в это время мы ещё не можем говорить о существовании русских как народа.

Мы тут не составляем исключения – «языческих англичан», например, тоже никогда не существовало. То есть, конечно, существовали языческие германские племена: саксы, англы, фризы и другие, которые, поглотив остатки кельтов, впоследствии сложились в английский народ. Но англичане как таковые, как нация, сложились уже в христианскую эпоху.

Превращение различных германских племен в англичан, как и превращение различных славянских и финно-угорских племен в русских, не было чем-то моментальным. Это был длительный процесс, как впрочем, и христианизация обеих нарождавшихся народов. Но на входе и на выходе из этого процесса – разные этнические общности. Англичане – это не саксы. Русские – это не дреговичи.

Русская идентичность и русская культура сложилась именно как христианская, православная культура. Не существует «русской языческой культуры»; более того, само понятие «русские» закрепилось за восточнославянской общностью уже в христианскую эпоху.

Практические советы

Можно ли христианину судиться? Или лучше смиряться?

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Хотите судиться? Хорошо, будем судиться. Вот когда мы суд проиграем – во всех трёх инстанциях – тогда и будем смиряться». 

Принципиального запрета для христианина участвовать в суде нет. Приемлемость судебного разбирательства зависит от ряда факторов: в монашестве человек или в миру, одинок или в браке, на него подают в суд или он, кто судится (родственники, христиане), жизненно важен предмет спора или это лишь амбиции, всё ли сделано для примирения вне суда... 
Очевидно, что отсуживать чужое, унижать слабых, тешить свою гордость – грех. Но если человек судится из-за произвола чиновников или защищает своих ближних, то это не предосудительно.

Для верующего человека естественно по трудным вопросам советоваться со священником, но решение всё же придётся принимать самостоятельно (Лк.12:13-15).

Случайный тест