Родовая земля

Родовая земля - 71

Донских Александр Сергеевич
(2036 голосов4.9 из 5)

71

Своим чередом подошла зима. Тёплые, сыроватые, но слепящие снега ноября в одну ночь накрыли Иркутск и округу. Утром Елена прильнула к окну и ей показалось, что уютнее и надёжнее места во всём белом свете не может быть. Огромное высокое небо было охвачено голубым пламенем, хотя солнце ещё только готовилось взойти из-за домов. Вдали переливалось яркими тонами изумрудное ожерелье Ангары. Немецкая кирпичная кирха, плотно прикрытая со всех сторон деревьями, чудилось, что вместе с ними и утонула в этих роскошных снегах, только остроконечная башенка с крестом красно как будто протестовала зачем-то этому напору новой блистающей белой жизни. Лобастый купол Русско-Азиатского банка так выбелился снегом, что походил на седого бородатого старика, — не Деда ли Мороза? — улыбнулась Елена, как маленькая девочка, ожидающая чуда, сказочного сюжета. Повозки и экипажи на перекрестье Большой и Амурской весело, озорно заносило, и лошади вздыбливались, ржали, а кучера, матюгаясь и размахивая вожжами и кнутовищами, чуть не на карачках вылезали из сугробов; а выбравшись — порой снова валились в снег, тонули в нём. «Я никуда отсюда не поеду. Это моя земля, и она прекрасна», — подумала, сладко потянувшись, Елена. Её плеча коснулся Виссарион, и она отчего-то испуганно вздрогнула.

Декабрь отстоял влажноватым, оттепельным, и представлялось, что вот-вот разойдётся весна, нахлынут монгольские конницы южных ветров. Только ночами загустевали морозы, куржавя деревья и набрасывая на окна нежное кружево изморози.

Многоопытная, ловко заметающая следы Любовь Евстафьевна два раза тайком привозила к Елене в «Central» сына. Виссарион смущённо улыбался ни разу прямо не взглянувшей на него Любови Евстафьевне, мял свои тонкие белые пальцы, неясно и коротко смотрел на мальчика и как-то незаметно удалялся из номера. Елена тоже как будто забывала о Виссарионе, и он, когда уже выходил в двери, оборачивался к своей возлюбленной, покашливал в кулак, — но Елена не понимала. Она всецело была занята Ванечкой — сбрасывала с него верхние одежды, нетерпеливо развязывая крепкие бабушкины узлы, целовала румяные щёчки. По-бабьи чего-то охает, вздыхает, а то и всплакнёт. Всё приметит — царапинку на ухе, высохшую на окологлазье слезу, дырочку на рубашке. Любовь Евстафьевна, горделиво, заносчиво отказываясь раздеться, придирчиво озиралась, качала маленькой, плотно укутанной шалью головой, щурилась на дорогие картины, золотистые обои, изысканных форм канделябры и другую утварь богатой залы:

— Ишь живут… аристант…краты… али как вас тута?

О Виссарионе она никогда с Еленой не заводила речь, будто его и не было на белом свете.

Виссарион возвращался поздно, и он и Елена не могли найти тему для разговора. Какое-то тяжёлое чувство разъединяло их души.

— Ты меня ревнуешь? — спросила Елена после второй встречи с сыном у Виссариона, принаклонив на его плечо голову. Он слегка отвёл своё плечо, так что Елене стало неудобно, и она подняла голову. Странно покраснел — в глазах влажно вспыхнуло. — Глупенький, — погладила она его по голове. — Я тебя люблю… а сын… сын… — Но она замолчала, не отваживаясь произнести что-то очень важное для себя. Смотрела за окно — по улицам пуржило, раскачивало ветви тополей и сосен, на кирхе метался «язык» колокола, какие-то мужики ловили его и пытались привязать к ограждению. Отвела глаза от окна, вздохнула, и всё же сказала: — А сын — это от Бога. От Бога, Вися.

— Не называй меня Висей — противно… Что, от бога, которого нет? — недобро отозвался он, бесцельно разминая пальцами сигарету.

— Но сын-то есть, и это навсегда со мной, — не сразу откликнулась Елена.

— Да, да, конечно, дорогая, — торопливо произнёс он и сомкнул её губы холодным крепким поцелуем, как будто не желая, чтобы она ещё что-то сказала.

— Я боюсь тебя потерять, — всё же успела сказать она, задыхаясь в его объятиях и отвечая на поцелуи.

Её напугал этот резкий и, показалось ей, неуважительный тон со стороны возлюбленного, и она непредумышленно на несколько дней замкнулась в себе. Она ничего определённого не обдумывала, ни на что не отваживалась, но страх, что она в силу каких-то обстоятельств внезапно может потерять из своей жизни Виссариона, неотвязно преследовал её.

Об отъезде всё же договорились окончательно и бесповоротно — сразу после новогодних праздников. Бабушка сулилась ещё разок на Крещенье завести в гостиницу Ваню, а потом, уточнила, получится ли: Семён, кажется, совсем перебирается в город, и будет ли давать сына — почём знать. Покинут Иркутск и первым делом — к этому докучливому грузинскому деду заглянут; уже и телеграфировали ему. Деньги на исходе, а он всё же обещался помочь, завещать капиталы своему единственному внуку. А потом — Петроград, Москва, интересная, насыщенная свершениями жизнь, — рисовал будущность Виссарион, и Елена невольно покорялась его страстности и устремлённости. Однако холодок в отношениях установился. Оба ощущали его, но не хотели признаться в этом друг другу. Понимали: необходимо что-то бесповоротно менять в своей жизни.

Она не хотела, но он вытащил её на новогодний бал-маскарад в Общественное собрание: желал устроить для любимой роскошный весёлый праздник и как бы распроститься, наконец-то, с Иркутском, Сибирью — этой необыкновенной землёй, на которой он умирал и воскрешался, которую любил и ненавидел. Он надеялся, что навсегда её покидает, а потому и расстаться надо как-то широко, с ликованием — ведь выжил, сохранил здравость ума!

Елене было сшито самой востребованной, дорогой модисткой мадам Долинской с европейски блистательной и многоликой Пестеревской улицы великолепное платье, призванное затмить — втайне надеялся Виссарион — публику. Оно было из белоснежной, тончайшего узора тюли, с неисчислимым ворохом оборочек, выточек. Елена примерила, и ей показалось, что она вошла в облако или сама стала облаком, которое вот-вот подхватит ветер и унесёт неведомо куда. Она словно бы выплыла из примерочной в залу к Виссариону, раскружилась:

— Держи меня — улечу! Не поймаешь потом!

И он, очарованный, легко и бережно подхватил её на руки и кружил, кружил по зале, забывая, что рядом строгая сухопарая мадам Долинская с позолоченной лорнеткой у надменных рысьих глаз.

К Общественному собранию они подъехали в чёрной сверкающей карете с позументами, хотя пешком было пройти от «Central» всего ничего — саженей сто пятьдесят. Но коли затмевать иркутского обывателя, так затмевать с размахом, — рассудил в себе князь Виссарион, с некоторой досадой отмечая, что всё же аристократические замашки крепко сидят в его крови, как не пытался он освободиться от них в юности, да и ссылка не выхолодила, не вытравила их, оказывается.

В фойе люди сразу обратили внимание на молодую блестящую пару — на этого эффектного, со многими раскланивающегося грузинского князя и красавицу Елену, которую просто пожирали глазами. Но смотрели не столько на её длиннополую соболью шубу, на её муфту с горностаевой оторочкой, на её узорчатую, деревенского фасона шаль, а на её прекрасное, но замкнутое лицо, на еле приметную улыбку узких, слегка подведённых розоватой помадой губ. Люди всматривались в её глаза — глубокие, затаённые, и было непонятно: печальны они или улыбчивы, строги или ласковы. Словно бы она безмолвно говорила всем: «Я не выдам вам своей души. Вот видите меня? И довольно: более вы ничего не узнаете обо мне». Ни на кого не взглянула Елена, только на два парадных огромных портрета, которые величаво висели в фойе, — почитаемых иркутянами генерал-губернаторов Восточной Сибири Муравьёва-Амурского и Синельникова. В сердце Елены было смутно и тяжело, невольные и настойчивые мысли о сыне гасили и приминали чувства, которые звали к тщеславной гордости своей красотой, молодостью. Её сердило, что позволила Виссариону привести себя в это собрание людей, жаждущих веселья, лёгких отношений друг с другом и окружающим миром. Но в тоже время она не могла обманываться — ей тоже хотелось радости, и чтобы не прекращались эти влюблённые, несомненно со стороны женщин завистливые взгляды на неё.

Они подходили к каким-то господам и дамам и к ним подходили, затевались легковесные разговоры, вспыхивал смех. Еленой любовались — она была поистине прекрасна. А Виссарион со всеми любезничал, объяснялся с несвойственной ему словоохотливостью. Елена приметила фальшивую, чуть не угодническую улыбку на его лице, когда он прогнулся к вытянутому, важному чиновнику. «Боже, что он делает? Неужели он такой же, как все?» — испугала Елену мысль; её неожиданно охватило чувство дурноты и досады.

Стало больше людей в масках и карнавальных костюмах. Елена надела блестящие, с узенькими щелками очки. Зазвучал оркестр, официанты разносили на подносах напитки и мороженое. Можно было выпить вина и закусить возле столиков в смежных комнатах. Уже выстреливали хлопушки, сыпалось конфетти, шуршала в воздухе мишура и отовсюду вспыхивали бенгальские огни. Ёлка в центре сияла разноцветными электрическими фонариками, переливаливалась шарами. Елене мнилось, что в такой великолепной зале, при таком скоплении весёлого, настроенного на игру народа с ней непременно произойдёт что-нибудь радостное, невероятное. Молодость звала к безмятежности, веселью, однако память сердца крепко сидела в ней, казалось, вросла в каждую жилку. И она с грустью понимала, что всё же не сможет веселиться, как все. Она помнила, не забывала и отнятого у неё сына, и страшные глаза отца, стоявшего перед ней, дочерью, на коленях, — она всё помнила и не знала, как уйти, скрыться от этой горькой памяти сердца. Она то смеялась, то обрывно замолкала, потуплялась. Виссарион, в маске арапа, склонялся к её уху:

— Что с тобой, любимая? Если тебе не нравится здесь — скажи, и мы немедленно уйдёт.

Она старалась ответить ему ласково, но голос как-то похрустывал:

— Нет-нет. Здесь всё же на людях, — неясно объясняла она.

— Что? — переспрашивал Виссарион, но она не отвечала.

Начались танцы, и она обрадовалась: можно развеяться, забыться или как бы обмануться. К Елене беспрестанно подходили кавалеры, и она танцевала, танцевала — то мазурку, то вальс, то кадриль. Она танцевала блестяще. «Кто может заподозрить, что я дочь мужика и чалдонки!» — горделиво и азартно думалось ей.

Однако в какой-то момент празднества для Елены вдруг всё изменилось — не внешне, а внутри. У неё что-то сместилось и оборвалось с привычного, удобного для лёгкой жизни места. Она стала танцевать тяжеловато, странными рывками, не в такт. Обеспокоенно озиралась, как запьяневшая, рассеянно улыбалась и чего-то искала, отыскивала по зале глазами: ей показалось, что мельком увидела в толпе знакомую фигуру и лицо — его, Семёна, а рядом с ним — дородную, белолицую красавицу Александру Сереброк. Перестала явственно осознавать, кто же её партнёр, что творится вокруг и даже — где Виссарион, который в её сердце словно бы затемнился, стал как-то неясен, расплывчат или даже — незначим. Но одновременно Елена наполнялась таким светлым чувством, что ей воображалось: вся эта роскошная, с огромной люстрой зала, эти изысканно наряженные улыбающиеся люди, эти запахи цветов и духов, эти щеголеватые мелодичные звоны шпор офицеров, это шелестение шелков и тюлей, эти жизнерадостные мотивы духового оркестра, эти рассыпающиеся бенгальские огни — всё-всё обещает ей какой-то новый, ранее неизведанный ею восторг.

В перерывах между танцами к Елене подходили её однокашницы по гимназии, расцеловывали, обнимали, тормошили её, а она — искала, искала глазами Семёна, и сама дивилась, что ищет, что хочет увидеть его, брошенного, отвергнутого и, казалось бы, забытого ею.

Не нашла. Решила, что обозналась. Но беспокойное чувство ожидания встречи именно с ним, Семёном, всё же не оставляло Елену, и она вынуждена была открыто себе сказать, что хочется увидеться с Семёном. «Боже, но зачем? Ведь любовь свою я уже нашла».

Уже на заре, после застолья с тостами и криками «Ура!», «С Новым годом, с новым счастьем!», после брызг шампанского, звона бокалов, поцелуев с теми, кто к ней тянулся, после спектакля и возобновления танцев, вальсируя с Виссарионом, она вдруг увидела-таки это знакомое, пугающе знакомое, но подспудно ожидаемое её сердцем лицо. (Она не удивилась, что в одной зале, на одном балу оказались вместе дворяне, чиновники и — крестьянин. Это было странностью и капризом эпохи: располагаешь достаточно большими деньгами, чтобы заплатить за вход в собрание избранных, — плати и входи! Она знала — Орловы богаты, и невольно подумала о том, что такое богатство Виссариона и что такое богатство Семёна.)

Семён, в чёрной фрачной паре, в белой сорочке с синей бабочкой, коротко подстриженный, без бороды, но с усами, крепкий, высокий, но сутуловатый, устало разговаривал с каким-то полным, с длинной бородой мужчиной. Семён, чуть улыбаясь, покачивал головой, смотрел прямо в глаза этому увлёкшемуся своим, похоже, нескончаемым повествованием мужчине, часто вытягивал шею из воротничка сорочки, который явно был неудобен ему. И во фраке, показалось Елене, он чувствовал себя не совсем ловко: пошевеливал плечами так, будто пытался скинуть его.

Елена не отрывала от Семёна взгляда, как приворожённая: он — весь монолитный, ладный, естественный, не притворяется, поняла она, и не играет какой-то выгодной для себя роли. «Но как ему идёт этот наряд аристократа… а ведь мы с ним крестьянские дети, — не без гордости подумалось Елене. — Дай Бог, чтобы Ванюшка пошёл в него».

«Семён… он такой чистый и надёжный», — неожиданно и нежно заключила она.

Семён внезапно повернул голову в её сторону. Их глаза встретились, и Елена как будто испугалась, её повело куда-то в бок, она беспомощно поосела, не могла танцевать.

— Любимая? — испугался Виссарион, крепче прижимая её к себе.

Но она как-то инстинктивно — будто бы защищалась — выставила перед его грудью локоть. Оттолкнулась от Виссариона и шагнула к Семёну. Остановилась, теряясь для глаз Семёна и Виссариона в волнах вальсирующих пар: «Что я делаю? Глупая. Не надо. Одумайся. Всё в прошлом». И она хотела было вернуться к Виссариону, который смотрел на неё не столько недоуменно, сколько обиженно и гневно. Но — Семён отошёл от докучливого полного мужчины и сощурившейся Александры и направился к Елене.

Елена — почему-то ей показалось — видела в этом праздничном пёстром столпотворении только Семёна: его необыкновенно чистые, с раскосинкой глаза, его открытое, растерянное, не потерявшее загар лицо, его широкие сутуловатые плечи мужика, крестьянина — его всего, высокого, необычного и — родного, несомненно, всё ещё родного. «Я им любуюсь?» — спросила она себя и невольно пожала плечами, словно тут же отвечая.

— Доброго здоровьица, Лена, — ласково, но твёрдо и прямо смотрел на неё Семён.

— Здравствуй, Семён, — ломко вздрогнул голос Елены. Её смутила эта неловкая сипловатость, но взгляда она тоже не отводила: можно было подумать, что изучала и открывала для себя Семёна.

Они стояли друг против друга и молчали. Однако глазами они, несомненно, что-то говорили друг другу, быть может, нечто такое важное и существенное, чего никогда не скажешь и не выразишь точно и ясно словами и жестами.

— Любимая? — подошёл к ней Виссарион и осторожно затронул её за локоть. Неожиданно и пугающе он показался ей малознакомым, малопонятным человеком. — Пойдём.

— Лена, — позвал Семён. Он и ползвглядом не взглянул на Виссариона.

Александра грубо притянула к себе Елену и зашипела в её ухо:

— Ты, сучка, чиво разинула роток на Семёна? Не любит он тебя. Со мной он тепере!

Елена заострённо сверкнула на неё глазами.

Заиграла бравурная музыка, сдвинулась зала в танце, перемешались люди. Семёна утянула за собой Александра. Елена ушла с Виссарионом.

— Это и есть твой муж… бывший? — зачем-то спросил Виссарион, крепко прижимая к себе Елену.

— Бывший, — не сразу отозвалась она, и Виссарион не понял, вопросом или утверждением прозвучало слово.

Комментировать

 

29 комментариев

  • Иван Пивоваров, 01.07.2018
    Нахожусь под впечатлением от прочитанного романа «Родовая земля». Он дают веру, жизнь, побуждает к внутренним переменам. Настоятельно рекомендую всем!
    Ответить »
  • Раковская Зинаида Павловна, 09.07.2018
    Роман глубокий, интересный и очень, очень полезный. Полезный особенно молодым людям — как любить родину. почему любить её, как строить свою жизнь?.. и другие хорошие вопросы явно или скрытно присутствуют в «Родовой земле».
    Ответить »
  • А. Устьилимский, 14.07.2018
    На первый взгляд сочетание в «Родовой земле» любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей; события соединены временной и причинной связями. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются надолго и даже спустя довольно долгое время моментально вспоминаются. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Несмотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы. Центром произведения является личность героя, а главными элементами — события и обстоятельства его существования. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящему. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. Роман «Родовая земля» произведение необычное, невероятное, захватывающее.
    Ответить »
  • SZ, 05.09.2018
    The heroes of this fascinating story — Siberian peasants who find themselves at the turn of epochs. Revolutionary unrest, civil war, the collapse of traditions … and against the background of the tragic events of love story of the protagonist Elena complex fate of her relatives and villagers. Passed through the crucible of trials and losses, the characters become stronger in thought that the basis of human life — a family and faith, native land, giving force and support. It is no coincidence compare Valentin Rasputin «ancestral lands» Don Alexander with the «Quiet Don» by Mikhail Sholokhov.
    Ответить »
  • NNN, 25.02.2019
    Роман мне очень понравился. Читала и представляла себе быт, уклад жизни того времени. Очень ярко описана война, революционное лихолетье, и на этом фоне любовь, семейные ценности, вера в Бога. Так четко и понятно передан характер сибиряков. Кто еще не знаком с этим произведением настоятельно рекомендую почитать. Время, потраченное на прочтение книги,точно не будет потрачено зря.
    Ответить »
  • 5, 28.02.2019
    Книга «Родовая земля» Александра Донских: замечательный роман для тех, кто любит семейные саги.
    Приобрела эту книгу несколько месяцев назад, а прочитала совсем недавно. Нахожусь под приятным впечатлением. Удивительно гармоничное произведение. Все в нем хорошо: повествование, слог автора, сюжет.
    Этот роман безусловно для тех, кто любит семейные саги. Он чем-то напомнил мне произведение Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах».
    Центральная линия романа — судьба одной (да, и не одной на самом деле) крестьянской семьи в эпоху, когда наша страна перевернулась вверх тормашками и направилась куда-то под веяние красных флагов революции.
    В романе есть история любви, история покаяния, история рождения и смерти.
    Читать эту книгу будет интересно как женщинам, там и мужчинам. К счастью, это не типичный женский роман «как она его (не) полюбила, и как он ее (не) полюбил».
    Познавательно читать для тех, кто желает понять, как меняется человек, когда нарушается привычный ход истории, как переживает потери не просто отдельный человек, но и вся страна.
    Рекомендую как добротное произведение.
    P/S/ Хочется продолжения.
    P/P/S/ Особенная рекомендация для юных леди, которые уверены, что ради любви к чело-веку нужно все перечеркнуть, всё забыть, всех оставить и всё разрушить.
    Ответить »
  • Павел Н., 02.03.2019

    С большим удовольствием прочитал Родовую землю. Истинная русская литература, а не подделка под западную заумь. Всем рекомендую!

    Ответить »
  • Благовест, 19.03.2019

    Прекрасный роман. Все образы так живо написаны, что прямо видишь перед глазами всех персонажей и события произведения. Оторваться от чтения книги просто невозможно. В библиотеке храма книга просто не успевает возвращаться на полку, как ее уже берут читать.

    Ответить »
  • Дронова Светлана Ивановна, 27.04.2019

    Просто здорово! Роман, чтобы понимать жизнь и историю России.

    Ответить »
  • Светловская Анна, 09.05.2019

    Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!


    Ответить »
  • Том. И., 29.05.2019

    Настоящее православное слово в художественной форме. Читать интересно от первой до последней страницы. Притягивают образы и мысли.

    Ответить »
  • Наташа П., 17.07.2019

    История в романе трогает. Герои все прописаны. Мысли интересные. Стиль классический. Истинное православие на страницах. Хорошая книга! Очень!

    Ответить »
  • Читатель из Ангарска, 21.07.2019

    Знаю автора давно. Начинал он когда-то в расплывчатой романтической манере, а в «Родовой земле» вышел на крупные обобщения. Язык отличный, редко кто из литераторов сейчас так пишет. Читал с нарастающим интересом. Культура православия показана достоверно и увлекательно. Психологизм отменный. Героям веришь. Рад за автора!

    Ответить »
  • Бузуков В., 05.08.2019

    Очень понравился роман! Жизненно!

    Ответить »
  • И., 28.08.2019

    Глубоко и красиво сделано. Для чтения и воспитания души в православном направлении. Рекомендую всем!

    Ответить »
  • V., 21.10.2019

    Прекрасный роман! Исторический, но прочитываешь между строк, что про нас, современных. Про наши взлёты и падения. страхи и радости. Жизненная книга!

    Ответить »
  • Маргарита (Чита), 12.12.2019

    Этот роман нужно давать почитать молодёжи, чтобы понимали, как ценен труд и как трудом можно много чего в жизни достичь. Хороший роман. Читаешь с радостью и печалью.

    Ответить »
    • Инна, 10.03.2022
      Согласна с мнением рецензии. Нужно читать эту вещь многим нам. Восхищена героями и темой!
      Ответить »
  • Нестеров Т.О., 20.12.2019

    Книга толкования жизни. И сделано неплохо.

    Ответить »
  • GG02, 12.04.2020

    Произведение многоплановое, панорамное, эпическое; при этом сама человеческая история, рассказанная автором, необычайно интересна и не может не взволновать: любовь и измена, преданность и предательство, чувство долга и безудержная страсть — сюжет завораживает читателя буквально с первых страниц и держит в напряжении до самого финала.

    В центре повествования — семья Охотниковых: несколько поколений сибирских крестьян, крепких, успешных хозяев, сельской элиты. Автор знакомит нас с героями весной 1914 года, накануне Пасхи. Глобальные мировые потрясения ещё впереди, до начала 1-й мировой войны несколько месяцев, однако, семью уже раздирают личные драмы; и приносит разлад в семью младшее поколение Охотниковых — юные Василий и Елена.

    Елена — крестьянская дочь и выпускница женской гимназии, девушка с пылким характером, мечтающая о большой любви и яркой, насыщенной жизни, при этом вынуждена, как ей кажется, прозябать среди реалий крестьянского быта. Она выходит замуж за прекрасного, но нелюбимого человека; ждёт ребёнка. Неожиданно в её жизнь врывается мужчина, в котором, как ей кажется, воплотились все её девичьи мечты. Молодая женщина в смятении мечется между мечтами и реальностью, между супружеской верностью и роковой страстью.

    Брат Елены Василий переживает свою личную катастрофу; и катастрофы героев тесно переплетаются с катастрофой вселенской: война, революция, голод и, как кажется, полное рас-ползание жизни из берегов.

    Прошедшие через горнило испытаний и потерь, герои находят в себе силы выстоять. Словно блудные дети, обретают они утерянную веру, возвращаются из «страны далече» к своим корням — на родину, к своей родной, — родовой, как называет её автор, — земле как к прибежищу, как к источнику нормальной жизни. Автор словно даёт героям второй шанс, чтобы они, уже искушённые и мудрые, заново, с чистого листа выстраивали свои судьбы.

    Интересна история создания романа. Около тридцати лет назад Александр Донских полу-чил возможность ознакомиться с фондами маленького провинциального музея в Иркутске, где, по словам автора, «роскошно были представлены 19-й и начало 20-го веков».

    «Помню: всюду стопки потёртых папок, фотоальбомов, вороха пакетов, мешочков, связок, рулонов, коробок, теснящихся по стенам стендов и чего-то, чего-то ещё и ещё, ста-ринного, пропылённого, ветхого, самодельного. Всё-всё я дотошливо перебрал, переворошил, совершенно захваченный новыми для меня сведениями и свидетельствами, документами и артефактами, текстами и образами… Эти бумаги-свидетели дивили меня, а порой даже до слёз умиляли», — вспоминает автор.

    Он был потрясён открывшимся ему в документах богатейшим пластом, человеческих су-деб, истории, жизни страны. Соприкосновение с прошлым открыло писателю удивительный мир старой России, Сибири; через пожелтевшие бумаги начали проступать живые лица лю-дей, зазвучали голоса, каждый со своей особенной интонацией. Нахлынувший шквал информации заставил писателя не только по-иному взглянуть на дореволюционную Россию и людей, её населяющих, но пробудил желание измениться самому, соответствовать высокой планке исконного русского характера.

    «Для меня тогда важнее был не роман, а желание отчистить свою душу от скверны хандры, уныния, а голову, мозги — от всевозможных идеологических липучек, от наростов и копоти моей тогдашней суетной жизни. Мне хотелось стать лучше, чище, умнее, полез-нее для людей. Я понял: важно трудиться душой, и она непременно засияет, и жить станет легче, когда внутри светло и просторно. И никакие внешние сумерки, а то и тьма не будут столь грозны и страшны, как раньше…»

    Вот с таким внутренним самоощущением подошёл автор к началу работы над этим произведением. В диалоги героев порой попадали фразы и целые куски из музейных писем и документов, и потому у читателя создаётся редкое ощущение, что писатель чудесным об-разом, при помощи машины времени, побывал в том времени и лично знаком с героями рассказанной в романе истории.

    Ответить »
  • Савельв С.Ю., 13.04.2020

    Роман хороший во всех отношениях. Надо читать!

    Ответить »
  • ZM, 25.04.2020

    Роман Русский. Текст Наш. Герои Супер. История Зверь. Короче, читать Надо. Подделки обрыдли.

    Ответить »
  • SSS, 21.05.2020

    Каждого персонажа (а их тут достаточно много) автор будто бы выстрадал, преподнёс нам «на блюдечке» и внутреннюю философию человека, и то место, которое он занимает на земле. И, кстати, земля в книге — то же, можно сказать, «герой». Само название «Родовая земля» говорит за себя. Сколько пота и крови пролили Охотниковы в борьбе за свои наделы! В ней и только в ней видел счастье ехавший в Сибирь из-под Пскова бедняк Василий Никодимыч со своим хромым сыном Григорием. Добравшись кое-как до зажиточного села Погожее, отец умер от былых военных ран, а сын решил тут и остаться. Целеустремлённый и трудолюбивый, Григорий Охотников, можно сказать, и заложил крепкую основу для своих будущих поколений. По-разному сложилась жизнь потом у его детей и внуков, но в одном они были едины: в своей неисчерпаемой любви к байкальским местам. А в самые сложные, смутные и жестокие революционные времена им помогала держаться вера в Бога. Возможно многие городские «интернет-жители», любящие развлечение и не знающие физического труда, воспримут произведение как экзотику. Но возможно кому-то в сердце и западёт что-то очень важное, что нельзя упустить в жизни, отбрасывая свой крест в сторону.

    Ответить »
  • Уков П.Т., 12.08.2020
    Превосходный роман! Роман о том, что любовь, если она любовь, пишется с большой буквы. Роман о любви к жизни, к России, к миру всему. Сюжет непростой, захватывает, хотя не криминал. Отлично! Всем надо!
    Ответить »
  • Титлина А., 27.02.2021
    Хорошая книга понравилась очень. читали с удовольствием. Спасибо автору! Сочувствовали героям большая русская вера показана. Много правды и мыслей. Сюжет затянул дал возможность увидеть жизнь и судьбы героев и целой страны. Хорошая книга! Читали в семье полезно детям и взрослым. Хорошо показана жизнь. Спасибо!
    Ответить »
  • &*&, 30.07.2021
    Рекоменд!!! Всем!!!
    Ответить »
  • Ольга, 28.01.2022
    Хорошая книга, жизненная! О судьбе русского народа, его непростой доле, о характере русского человека. О тяжелых испытаниях, непростом и сложном времени в которое довелось жить людям. Но не смотря на сложности происходящих событий, утраты, испытания, борьбу внутри себя, люди продолжают жить, любить, верить в Бога. Даже когда, казалось бы, земля уходит из подног, русский человек не теряет надежды и находит много хоршего в жизни, смиряется воле Божьей и продолжает жить, трудиться и верить в лучшее.
    Ответить »
  • Станислав, 04.04.2024
    Очень хорошо написано. Сильные люди, сибиряки. Берет за душу.
    Ответить »