Мурзайкин В.В., науч. руководитель Солодков А.И.
Индуизм и его трансформация в неоиндуизм

Заключение

В заключение можно подвести итоги исследования в соответствии с поставленными задачами:

  • рассмотрено зарождение современного индуизма на территории Индии из нескольких составляющих (хараппской, дравидской, ведийской и буддийской культур), вбирание им в себя представлений этих культур, переработка их, и выработка на этой основе своего собственного учения;
  • показано развитие индуизма от архаических форм брахманизма до более совершенных богословских и философских форм Средневековья; классический индуизм представлен на примере четырех ведущих направлений индуистской религии, показаны их характерные особенности и отличия друг от друга;
  • в достаточной мере раскрыто основополагающее учение индуизма и показан тот круг идей, который можно считать характерным для всего учения в целом. Это следующие идеи:
    • существует единое высшее Божество, из которого проявляется все остальное множество богов;
    • существуют безначальные и бесконечные циклы (кальпы) созидания и уничтожения космоса;
    • существование мира и человека является бесцельным и возникло в результате непостижимой божественной игры (лила);
    • существует сансара и закон кармы;
    • существует потенциальная возможность конечного освобождения от сансары и воссоединения с Божеством (мукти);
    • мукти невозможно достичь без непосредственного руководства гуру;
    • исповедующие индуизм признают необходимость исполнения варнашрамы для мирян и не отрицают жреческих полномочий и особого статуса сословия брахманов;
    • исповедующие индуизм почитают или открыто не отвергают Веды; у всех исповедующих индуизм существует общая мифология и общий пантеон, хотя верховное божество в одном из течений может являться второстепенным в другом, а также отдельные божества могут особо почитаться различными этническими группами;
    • не существует четко обозначенных границ между течениями индуизма и принадлежность той или иной семьи или общины санньясинов определяется принадлежностью гуру к определенной цепи ученической преемственности (парампара) той или иной традиции (сампрадая).
  • показана постепенная трансформация индуизма в неоиндуизм, освещены причины реформации классического индуизма с конца XVIII в., возникновение в Индии традиционалистского и реформаторского движения и отражено начало постепенной трансформации индуизма под влиянием некоторых идей западного христианства в новое учение;
  • рассмотрена деятельность основателей Теософского общества и учение их индийских современников – Рамакришны и Свами Вивекананды, оказавших большое влияние на развитие многих идей современных неоиндуистских культов;
  • достаточно подробно рассказано о распространении неоиндуистского мировоззрения в странах Северной Америки и Западной Европы, показаны некоторые из основателей известных неоиндуистских сект;
  • проведен анализ учений индуизма и неоиндуизма, приведены высказывания Святых Отцов и церковных писателей, касающиеся учений этих религиозных систем.

В результате проделанной в исследовании работы, мы пришли к выводу, что:

  • мировоззрение неоиндуистских культов является синтетическим и представляет собой соединение мировоззрений присущих религиям Древней Индии, оккультного мировоззрения западной цивилизации и некоторых идей западного христианства;
  • учение неоиндуизма и родственного ему теософского учения совершенно чуждо догматическому учению христианства, трансформирует человеческое сознание в сторону духовной деградации, демонизации человека, изначально являющегося образом Божиим и призванного, по учению Святых Отцов, к обоживанию.

Завершая данное исследование, хочется отметить, что это исследование является обзорным и представляет собой попытку собрать воедино материалы, содержащиеся в различных работах. Ограниченный объем исследования не позволил подробно рассмотреть:

  • влияние теософского учения на мировоззрение последователей неоиндуистских культов;
  • развитие движения Нью Эйдж и его влияние через СМИ на мировоззрение современного западного человека;
  • восточный аскетизм, и его пагубное влияние на человеческую психику.

Это оставляет достаточно большое пространство для более детального и обширного исследования, в рамках данной работы не представляющегося возможным. Несмотря на узкие границы проведенного исследования, тот объем целей и задач, который был заявлен во введении, в работе достигнут.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka