О чинопоследовании Елеосвящения

Оглав­ле­ние


1. Бого­слов­ские и биб­лей­ские осно­ва­ния таин­ства Еле­освя­ще­ния

Согласно опре­де­ле­нию состав­лен­ного свя­ти­те­лем Фила­ре­том Мос­ков­ским  Кате­хи­зиса, «Еле­освя­ще­ние есть таин­ство, в кото­ром при пома­за­нии тела елеем при­зы­ва­ется на боль­ного бла­го­дать Божия, исце­ля­ю­щая немощи душев­ные и телес­ные»1. По словам свя­ти­теля Симеона Солун­ского, «елей [таин­ства] есть елей святой по силе свя­щен­но­дей­ствия, и испол­нен боже­ствен­ной силы, и вместе с тем, как ума­щает чув­ственно, он про­све­щает и освя­щает и души, укреп­ляет силы, как телес­ные, так и духов­ные, исце­ляет раны, уни­что­жает болезни, очи­щает от нечи­стоты гре­хов­ной и имеет силу пода­вать нам милость Божию и уми­ло­стив­лять Его»2.

В древ­но­сти елей, то есть масло олив­ко­вого дерева, исполь­зо­вался очень широко. В Ветхом Завете о нем гово­рится и как о важ­ней­шем про­дукте пита­ния, и как о неотъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­сти хра­мо­вого бого­слу­же­ния (хлеб, вхо­див­ший в состав жерт­во­при­но­ше­ний, изго­тов­лялся с добав­ле­нием елея, елей горел в лам­па­дах Храма, им пома­зы­ва­лись свя­щен­ники при их постав­ле­нии, а также жерт­вен­ники и при­над­леж­но­сти Храма и т.д.), и, нако­нец, как о лекар­стве (см., напр., Ис.1:6). Помимо того, елей наде­лялся сим­во­ли­че­ским зна­че­нием – как знак мило­сти Божией и радо­сти о жизни по запо­ве­дям. В куль­туре антич­но­сти елей также зани­мал важное место, осо­бенно в меди­цин­ской прак­тике.

Именно елей, а также вино, опи­саны как вра­чеб­ное сред­ство в притче Гос­пода нашего Иисуса Христа о мило­серд­ном сама­ря­нине: «Неко­то­рый чело­век шел из Иеру­са­лима в Иери­хон и попался раз­бой­ни­кам, кото­рые сняли с него одежду, изра­нили его и ушли, оста­вив его едва живым … Сама­ря­нин же некто, про­ез­жая, нашел на него и, увидев его, сжа­лился и, подойдя, пере­вя­зал ему раны, воз­ли­вая масло и вино» (Лк.10:30, 33–34). Итак, с внеш­ней сто­роны таин­ство Еле­освя­ще­ния тесно свя­зано с древ­ней прак­ти­кой вра­че­ва­ния ран и болез­ней при помощи пома­за­ния елеем. Но цер­ков­ное таин­ство к этой прак­тике отнюдь не сво­дится. Согласно Еван­ге­лию, апо­столы, по пове­ле­нию Хри­стову, «многих боль­ных мазали маслом и исце­ляли» (Мк.6:13). Оче­видно, что эти исце­ле­ния совер­ша­лись не просто бла­го­даря меди­цин­ским свой­ствам елея, но бла­го­да­тью Божией, так как апо­столы исце­ляли силой и вла­стью, полу­чен­ной от Самого Христа.

Об исце­ле­нии через Еле­освя­ще­ние пишет апо­стол Иаков, брат Гос­по­день: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал грехи, про­стятся ему» (Иак.5:14–15). Это сви­де­тель­ство лежит в основе цер­ков­ного таин­ства Еле­освя­ще­ния. Боля­щего в таин­стве исце­ляет не елей как тако­вой, а молитва веры, и вос­став­ляет боль­ного Сам Гос­подь. Пома­за­ние служит лишь внеш­ним знаком, ука­зы­ва­ю­щим на внут­ре­нее содер­жа­ние таин­ства – молитву веры и отпу­ще­ние грехов.

Отпу­ще­ние грехов явля­ется неотъ­ем­ле­мым аспек­том таин­ства Еле­освя­ще­ния. Болезнь и грех свя­заны между собой – об этой связи пишет сам апо­стол Иаков в начале своего посла­ния: «Сде­лан­ный грех рож­дает смерть» (Иак.1:15). Как смерть и тлен­ность чело­ве­че­ской при­роды есть след­ствие гре­хо­па­де­ния, так и личные грехи чело­века могут быть при­чи­ной усу­губ­ле­ния болезни. Это соот­но­сит Еле­освя­ще­ние с таин­ством Пока­я­ния – первое вос­пол­няет второе, осо­бенно для тяже­ло­боль­ных, но не отме­няет его. Согласно цер­ков­ной тра­ди­ции, Еле­освя­ще­ние пред­по­чти­тельно совер­шать вместе с испо­ве­дью. В неко­то­рых слу­чаях пре­по­да­ние боль­ному таин­ства Пока­я­ния может ока­заться и вовсе невоз­мож­ным, и тогда Еле­освя­ще­ние оста­ется един­ствен­ным сред­ством раз­ре­ше­ния его от грехов.

Но если про­ще­ние грехов также состав­ляет содер­жа­ние таин­ства Еле­освя­ще­ния, то поз­во­ли­тельно ли при­бег­нуть к нему и тем, кто не явля­ется тяже­ло­боль­ным? Цер­ков­ное пре­да­ние сви­де­тель­ствует в пользу подоб­ной прак­тики, хотя и с ого­вор­ками. По при­чине бла­го­дат­ного дей­ствия таин­ства не на тело лишь, но и на душу чело­века, отцы Церкви нахо­дили воз­мож­ным совер­шать его не только над страж­ду­щими телес­ными неду­гами.

По сви­де­тель­ству отцов и учи­те­лей Церкви, уже с первых веков хри­сти­ан­ства это таин­ство совер­ша­лось над каю­щи­мися и было одним из средств при­со­еди­не­ния к Церкви тех, кто отпал от нее по при­чине тяже­сти своих грехов. Как писал еще  в III веке Ориген, «суще­ствует отпу­ще­ние грехов… через пока­я­ние, когда греш­ник омы­вает сле­зами ложе свое… В этом испол­ня­ется то, что гово­рит апо­стол: Болит ли кто в вас, да при­зо­вет пре­сви­теры цер­ков­ныя… » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4). По словам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, свя­щен­ники «не только воз­рож­дают нас [в Кре­ще­нии], но и имеют власть про­щать грехи, сде­лан­ные после того: Болит ли кто в вас – ска­зано, – да при­зо­вет пре­сви­теры цер­ков­ныя…» (О свя­щен­стве III. 6). Свя­ти­тель Симеон Солун­ский сви­де­тель­ствует, что в его эпоху – начало XV века – в Визан­тии «вся­кому, впав­шему в грехи и испол­нив­шему пра­вило пока­я­ния, гото­вя­ще­муся к при­об­ще­нию [Святых Таин] и полу­чив­шему про­ще­ние от [духов­ного] отца», грехи остав­ля­лись «через свя­щен­но­дей­ствие и пома­за­ние Еле­освя­ще­ния, как пишет [Иаков,] брат Гос­по­день» (Вопро­со­от­веты Гав­ри­илу Пен­та­поль­скому, 72). Именно этим обу­слов­лено совер­ше­ние общего Еле­освя­ще­ния над всеми жела­ю­щими нака­нуне празд­ника Пасхи, когда Цер­ковь осо­бенно при­зы­вала греш­ни­ков при­ми­риться с ней.

2. Крат­кая исто­рия раз­ви­тия чино­по­сле­до­ва­ния

Истоки чина Еле­освя­ще­ния – в апо­столь­ской прак­тике пома­зы­вать боль­ных освя­щен­ным елеем, совер­шая уси­лен­ную молитву о них. В ранней Церкви освя­ще­ние елея обычно про­ис­хо­дило во время Евха­ри­стии. В руко­пи­сях древ­них редак­ций бого­слу­жеб­ных книг сохра­нился целый ряд молитв над «елеем боль­ных», освя­ща­е­мым на литур­гии или вне ее. Нередко елей пред­пи­сы­ва­лось освя­щать вместе с водой. Еще одним свя­щен­но­дей­ствием, совер­шав­шимся над боля­щими, было воз­ло­же­ние рук епи­скопа или свя­щен­ника (см. Мк. 16:18 «… воз­ло­жат руки на боль­ных, и они будут здо­ровы»; ср. Деян. 28:8). Суще­ство­вало также мно­же­ство отдель­ных молитв о боль­ных – в том числе, пред­на­зна­чен­ных для чтения в той или иной кон­крет­ной болезни. Все эти эле­менты легли в основу чино­по­сле­до­ва­ния Еле­освя­ще­ния.

В визан­тий­ских руко­пи­сях с XXI вв. посте­пенно полу­чает рас­про­стра­не­ние раз­вер­ну­тый чин, пред­по­ла­га­ю­щий совер­ше­ние семи Боже­ствен­ных литур­гий – целую неделю подряд или же одно­вре­менно в несколь­ких храмах. На про­ско­ми­дии этих литур­гий освя­щался елей, а в конце службы – совер­ша­лось пома­за­ние боля­щего. Впо­след­ствии семь литур­гий были заме­нены семью пома­за­ни­ями, пред­ва­ря­е­мыми – как на литур­гии – чте­нием Апо­стола и Еван­ге­лия с сугу­бой екте­нией. Для семи пома­за­ний были выбраны семь молитв, взятых из числа либо молитв о боля­щих и освя­ще­ния елея для них, либо из чинов таин­ства Пока­я­ния. Кроме того, при каждом пома­за­нии чита­лась име­ю­щая древ­нее про­ис­хож­де­ние молитва «Отче святый, Врачу душ и телес…», а цикл всех пома­за­ний увен­чи­вало воз­ло­же­ние на боль­ного Еван­ге­лия. Этот чин пред­ва­рялся вечер­ней и утре­ней, на кото­рых вместо рядо­вых пес­но­пе­ний пелись особые – о боля­щем. В такой форме чин полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние – в том числе, на Руси, где он с конца XIV века вытес­нил собой более древ­нюю тра­ди­цию, где Еле­освя­ще­ние состо­яло лишь из одной-двух молитв над елеем, к кото­рым могли при­со­еди­няться молитвы в той или иной болезни.

С XV века особые пес­но­пе­ния Еле­освя­ще­ния отде­ли­лись от спе­ци­аль­ных вечерни и утрени и обра­зо­вали началь­ную часть чино­по­сле­до­ва­ния, кото­рое окон­ча­тельно при­об­рело свой совре­мен­ный вид: 1) серия псал­мов и пес­но­пе­ний о боля­щем; 2) молитва освя­ще­ния елея; 3) цикл из семи пома­за­ний с молит­вой «Отче Святый…», пред­ва­ря­е­мых чте­нием Апо­стола и Еван­ге­лия (кото­рые, как на литур­гии, обрам­лены про­ким­ном, алли­лу­и­а­рием и сугу­бой екте­нией) и оче­ред­ной молит­вой; 4) воз­ло­же­ние Еван­ге­лия на голову боль­ного, с чте­нием молитвы, и отпуст. При этом выбор кон­крет­ных молитв и чтений из Апо­стола и Еван­ге­лия был пред­ме­том посто­ян­ных изме­не­ний, вплоть до наступ­ле­ния эпохи печат­ных изда­ний.

3. После­до­ва­ние Еле­освя­ще­ния

Чин Еле­освя­ще­ния, пред­став­лен­ный в совре­мен­ном Треб­нике, должен совер­шаться без сокра­ще­ний и с бла­го­го­ве­нием. Сле­дует обра­тить особое вни­ма­ние на каче­ство елея, исполь­зу­е­мого в таин­стве. По той при­чине, что сим­во­лизм этого веще­ства в Свя­щен­ном Писа­нии и у святых отцов Церкви связан только и исклю­чи­тельно с плодом мас­лич­ного дерева, а не других рас­те­ний, масло Еле­освя­ще­ния должно быть олив­ко­вым. Сме­ше­ние его с мас­лами, полу­чен­ных из иных рас­те­ний, а тем более – замена олив­ко­вого масла иным, допус­ка­ется лишь в край­нем случае. Елей в таин­стве сме­ши­ва­ется, согласно тра­ди­ции ранней Церкви, с водой – или, как ука­зано в Треб­нике, с вином, вытес­нив­шим в визан­тий­ской прак­тике воду в чине Еле­освя­ще­ния.

По Треб­нику, чин Еле­освя­ще­ния совер­ша­ется над боль­ным, возле его одра. Весьма жела­тельно совер­ше­ние чина Еле­освя­ще­ния, или Собо­ро­ва­ния, собо­ром пре­сви­те­ров, то есть несколь­кими (в идеале – семью) свя­щен­ни­ками вместе. Согласно цер­ков­ной тра­ди­ции, при­ни­мать Еле­освя­ще­ние можно только один раз в тече­ние одного забо­ле­ва­ния. Более одного раза в одной и той же болезни Еле­освя­ще­ние может быть пре­по­дано лишь в виде исклю­че­ния – если та при­няла осо­бенно затяж­ной харак­тер.

В пас­тыр­ской прак­тике встре­ча­ются случаи невоз­мож­но­сти совер­шить над боль­ным полный чин Еле­освя­ще­ния – напри­мер, в усло­виях реани­ма­ци­он­ного отде­ле­ния. В связи с этим Свя­щен­ный Синод бла­го­слов­ляет совер­ше­ние в таких слу­чаях сокра­щен­ного чина Еле­освя­ще­ния, в кото­ром канон и прочие пес­но­пе­ния, неко­гда вхо­див­шие в совер­шав­ши­еся отдельно вечерню и утреню о боля­щем, про­чи­ты­ва­ются свя­щен­ни­ком зара­нее (или же опус­ка­ются), а цикл из семи пома­за­ний, вос­хо­дя­щих к прак­тике совер­ше­ния семи литур­гий, заме­ня­ется одним. Текст крат­кого чина собо­ро­ва­ния при­ве­ден в при­ло­же­нии к насто­я­щему доку­менту.

Поскольку суще­ствен­ной сто­ро­ной таин­ства Еле­освя­ще­ния явля­ется отпу­ще­ние грехов, при реше­нии вопроса об уча­стии в этом таин­стве детей сле­дует руко­вод­ство­ваться теми же пра­ви­лами, какие отно­сятся к таин­ству Пока­я­ния. В част­но­сти, таин­ство Еле­освя­ще­ния не должно пре­по­да­ваться детям младше семи­лет­него воз­раста без особой необ­хо­ди­мо­сти.

4. Общее собо­ро­ва­ние

В соот­вет­ствии с Треб­ни­ком, чин Еле­освя­ще­ния совер­ша­ется над един­ствен­ным чело­ве­ком, пре­бы­ва­ю­щим в телес­ной болезни или немощи. Однако в Пра­во­слав­ной Церкви широко рас­про­стра­нена прак­тика совер­ше­ния общего Еле­освя­ще­ния над мно­гими моля­щи­мися, в том числе здо­ро­выми.

В совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции общее Еле­освя­ще­ние совер­ша­ется лишь раз или два в году: после утрени Вели­кого чет­верга, а также, как пра­вило, в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова. Оно отли­ча­ется от обыч­ного порядка Еле­освя­ще­ния тем, что, поскольку в нем могут участ­во­вать все верные, а не только тяжело боль­ные, оно про­ис­хо­дит в храме, и во время него сед­ме­рич­ный цикл Апо­сто­лов, Еван­ге­лий и молитв не сопро­вож­да­ется пома­за­ни­ями, но пома­за­ние бывает лишь одно: в конце чина все моля­щи­еся пооче­редно под­хо­дят к Еван­ге­лию для цело­ва­ния, и тогда пред­сто­я­тель одно­кратно пома­зы­вает им лоб и руки.

Сход­ная прак­тика совер­ше­ния общего Еле­освя­ще­ния – с одно­крат­ным пома­за­нием вместо семи­крат­ного – была широко рас­про­стра­нена на Руси до сере­дины XVII века. Правом совер­шать общее Еле­освя­ще­ние обла­дали только архи­ереи и игу­мены важ­ней­ших мона­сты­рей. После XVII века общее Еле­освя­ще­ние стало осо­бен­но­стью бого­слу­же­ния круп­ней­ших собо­ров – напри­мер, Успен­ского собора Мос­ков­ского Кремля, – где это свя­щен­но­дей­ствие вплоть до 1917 года про­дол­жало совер­шаться раз в году, в Вели­кий чет­верг. Прак­тика совер­ше­ния общего Еле­освя­ще­ния только еди­но­жды в году, после утрени Вели­кого чет­верга – обычно вече­ром в Вели­кую среду – сохра­ни­лась и в зару­беж­ных при­хо­дах рус­ской тра­ди­ции, а также в неко­то­рых храмах в России. В част­но­сти, в храмах РПЦЗ общее Еле­освя­ще­ние сохра­нило харак­тер исклю­чи­тельно архи­ерей­ского свя­щен­но­дей­ствия. Однако во 2‑й поло­вине XX века в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви широко рас­про­стра­нился новый обычай совер­ше­ния общего Еле­освя­ще­ния не только на Страст­ной сед­мице, но и на других сед­ми­цах Вели­кого поста, причем общее Еле­освя­ще­ние стало совер­шаться не с одним, а с семью пома­за­ни­ями.

В свете ска­зан­ного о рус­ской доре­во­лю­ци­он­ной и совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­циях допус­ка­ется совер­ше­ние общего Еле­освя­ще­ния с про­чте­нием всех поло­жен­ных по чину Апо­сто­лов, Еван­ге­лий и молитв без сопро­вож­де­ния их пома­за­ни­ями, но с совер­ше­нием каждым из участ­ву­ю­щих в чине иереев одно­крат­ного пома­за­ния моля­щихся в конце после­до­ва­ния. Учи­ты­вая тесную связь общего Еле­освя­ще­ния с празд­но­ва­нием Пасхи, совер­ше­ние этого чина доз­во­ля­ется только в период Вели­кого поста или, в случае обос­но­ван­ной пас­тыр­ской необ­хо­ди­мо­сти (мно­же­ство жела­ю­щих) и в виде осо­бого исклю­че­ния, в дни пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова, когда устав пред­пи­сы­вает осо­бенно стро­гий пост, – но не в прочие посты и обыч­ные дни года.

При­ни­мать общее Еле­освя­ще­ние можно не более одного раза в год. Пас­ты­рям сле­дует разъ­яс­нять пасо­мым, жела­ю­щим поучаст­во­вать сразу в несколь­ких Еле­освя­ще­ниях подряд, что такое жела­ние сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии содер­жа­ния таин­ства и невер­ном отно­ше­нии к нему.

5. Заклю­че­ние

Исце­ле­ние – неотъ­ем­ле­мая часть хри­сти­ан­ского бла­го­ве­стия. Согласно Еван­ге­лию, оно явля­ется зна­ме­нием, сопро­вож­да­ю­щим про­по­ведь о Христе по всему миру (Мк.16:17–18). Поэтому Еле­освя­ще­ние, в какой бы форме оно ни совер­ша­лось, служит и будет слу­жить к сози­да­нию Церкви Хри­сто­вой и спа­се­нию отдель­ных ее членов.

26 декабря 2012 г. 21:00.
Меж­со­бор­ное при­сут­ствие Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.


При­ме­ча­ния:

1 Про­стран­ный хри­сти­ан­ский Кати­хи­зис Пра­во­слав­ной кафо­ли­че­ской восточ­ной Церкви / [Сост. свт. Фила­рет (Дроз­дов)]. М., 2006. С. 84.

2 Блж. Симеон Солун­ский. Раз­го­вор о св. свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах цер­ков­ных 256 // Сочи­не­ния блж. Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994. С. 378.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки