Протоиерей Александр Половинкин: «Ученый должен творить с Богом»

Протоиерей Александр Половинкин: «Ученый должен творить с Богом»

Свя­щен­ник Алек­сандр Поло­вин­кин – про­фес­си­о­нал с миро­вым име­нем. Уже будучи сло­жив­шим­ся уче­ным и педа­го­гом, напи­сав­шим более десят­ка науч­ных моно­гра­фий, учеб­ных посо­бий и спра­воч­ни­ков, мно­го лет про­ра­бо­тав рек­то­ром вуза, он занял­ся изу­че­ни­ем хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния и обре­те­ния лич­но­го духов­но­го опы­та, сде­лав его осно­вой всей жизни.

‒ Отец Алек­сандр, как вы при­шли к вере?

‒ Как уче­ный я более трид­ца­ти лет зани­мал­ся кибер­не­ти­кой и тех­ни­че­ским про­ек­ти­ро­ва­ни­ем. Все это вре­мя меня очень инте­ре­со­ва­ли мето­ды науч­но-тех­ни­че­ско­го твор­че­ства. Я мно­го читал книг на эту тему и одна­жды при­шел к неожи­дан­но­му откры­тию: все вели­кие уче­ные, сде­лав­шие вели­чай­шие откры­тия в нау­ке и бук­валь­но изме­нив­шие этим ход исто­рии – Ломо­но­сов, Боло­тов, Доку­ча­ев, Вави­лов, Сикор­ский – были людь­ми веру­ю­щи­ми! И все они поми­мо науч­ных работ писа­ли бого­слов­ские трак­та­ты. Напри­мер, зна­ме­ни­тый изоб­ре­та­тель и кон­струк­тор Игорь Сикор­ский выпу­стил уже живя в Аме­ри­ке кни­гу «Небо и небе­са» с тол­ко­ва­ни­я­ми иску­ше­ний Хри­ста сата­ной и Гос­под­ней молит­вы «Отче Наш». Бого­слов­ские тру­ды писа­ли Ломо­но­сов, Пиро­гов и дру­гие рус­ские уче­ные. И Дмит­рий Мен­де­ле­ев пишет в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях, что «вымо­лил» пери­о­ди­че­скую таб­ли­цу. Дру­гое дело, что в Совет­ском Сою­зе эти кни­ги про­сто не изда­ва­ли! Мне вдруг ста­ло понят­но, что есть более высо­кое, более важ­ное, чем науч­но-тех­ни­че­ское твор­че­ство – науч­но-духов­ное созер­ца­ю­щее творчество.

‒ И это откры­тие пере­вер­ну­ло всю Вашу жизнь…

‒ Да, оно ста­ло пово­рот­ным в моей судь­бе. До это­го я Бога не знал – не отри­цал, а про­сто не знал. В стар­ших клас­сах шко­лы и поз­же в вузе я слы­шал две лжи: пер­вая – нау­ка дока­за­ла, что Бога нет и вто­рая – все вели­кие уче­ные были ате­и­ста­ми. В то вре­мя я меч­тал быть уче­ным и, есте­ствен­но, что эти утвер­жде­ния сыг­ра­ли свою роль. К вере я при­шел в 1988 году, когда мне испол­нил­ся 51 год. Мне пона­до­би­лось два года непре­рыв­но­го чте­ния и осмыс­ле­ния Еван­ге­лия, что­бы Бог открыл мне себя. Сего­дня я с уве­рен­но­стью могу ска­зать: мое миро­воз­зре­ние уче­но­го не изме­ни­лось, оно укрепилось.

‒ Будучи свя­щен­ни­ком, вы не остав­ля­е­те пре­по­да­ва­тель­скую стезю.

‒ Я по-преж­не­му пре­по­даю в Вол­го­град­ском госу­дар­ствен­ном тех­ни­че­ском уни­вер­си­те­те, хотя отка­зал­ся от веде­ния тех­ни­че­ских дис­ци­плин. В тече­ние вось­ми лет пре­по­даю элек­тив­ный пред­мет ‒ осно­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры. Таких пред­ме­тов в вузе три – рус­ский язык, про­фес­си­о­наль­ная эти­ка и мой курс. Все эти годы две тре­ти сту­ден­тов выби­ра­ют ОПК. 12 бесед о вере пред­ков про­бу­ди­ли у мно­гих дух и вызва­ли в душе глу­бо­кие мыс­ли и жела­ние духов­но-нрав­ствен­но­го улуч­ше­ния сво­ей жизни.

‒ Вы все­гда ходи­те в обла­че­нии. Как реа­ги­ру­ют на это сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли вуза?

‒ С момен­та, когда я был руко­по­ло­жен Вла­ды­кой Гер­ма­ном в свя­щен­ни­че­ский сан, я в тече­ние девя­ти лет в обще­стве нахо­жусь толь­ко в обла­че­нии. Пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты отно­сят­ся к это­му поло­жи­тель­но, неко­то­рые при встре­че под­хо­дят, про­сят бла­го­сло­ве­ния. К сожа­ле­нию, мно­гие свя­щен­ни­ки сего­дня не при­дер­жи­ва­ют­ся это­го пра­ви­ла ‒ носят мир­скую одеж­ду вне служ­бы. Для меня это неприемлемо.

‒ Вы по-преж­не­му зани­ма­е­тесь науч­ны­ми разработками?

‒ Гос­подь под­вел меня к тому, что посте­пен­но науч­но-тех­ни­че­ская дея­тель­ность была заме­ще­на духов­ной. Моя пер­вая кни­га на эту тему, кото­рая вышла в 1997 году под назва­ни­ем «Про­буж­де­ние Рос­сии: пре­одо­ле­ние барье­ра неве­рия и мало­ве­рия» ста­ла настоль­ной для тех, кто дела­ет пер­вые шаги в обре­те­нии веры. Затем было учеб­ное посо­бие для вузов «Пра­во­слав­ная духов­ная куль­ту­ра». Волею судь­бы несколь­ко лет назад я участ­во­вал в Ека­те­рин­бур­ге в науч­ной кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной семье. Там меня потряс­ла про­зву­чав­шая ста­ти­сти­ка: до рево­лю­ции в Рос­сии рас­па­да­лась 1–2 семьи, сего­дня 80%. Это под­толк­ну­ло меня к напи­са­нию кни­ги «Пра­во­слав­ная семья: сове­ты всту­па­ю­ще­му и живу­ще­му в бра­ке», вышед­шей в 2005 году. И уже в тече­ние шести лет я рабо­таю над боль­шим тру­дом, посвя­щен­ным науч­но-духов­но­му созер­ца­ю­ще­му твор­че­ству. За это вре­мя был накоп­лен огром­ный мате­ри­ал, и ско­ро рабо­та уви­дит свет.

‒ Науч­но-духов­ное созер­ца­ю­щее твор­че­ство – это осо­бый вид твор­че­ства? Кому он доступен?

‒ Это иде­аль­ный, совер­шен­ный, выс­ший вид твор­че­ства. Богу извест­но все обо всем, поэто­му соеди­не­ние с Гос­по­дом, посто­ян­ная связь с ним, когда «Он во мне, а я в Нем», при­во­дят чело­ве­ка к выс­ше­му твор­че­ству. В Биб­лии ска­за­но: «Молись и тру­дись и все необ­хо­ди­мое будешь иметь». Имен­но такой духов­ный союз гения с Все­выш­ним дал луч­шие про­из­ве­де­ния и шедев­ры в нау­ке, искус­стве, лите­ра­ту­ре, тех­ни­ке. Мето­ди­ку созер­ца­ю­ще­го твор­че­ства может и дол­жен осво­ить каж­дый, ведь толь­ко очи­щен­ный от гре­хов чело­век может созда­вать бла­го­твор­ные совер­шен­ные произведения.

‒ Како­вы основ­ные мето­ды созер­ца­ю­ще­го творчества?

‒ Вера в Бога и воз­рас­та­ние в ней про­буж­да­ют и уси­ли­ва­ют в чело­ве­ке осо­бую любовь к людям, Оте­че­ству и пред­ме­ту сво­е­го твор­че­ства. Укреп­ле­ние чело­ве­ка в пра­во­слав­ной вере при­во­дит к более нрав­ствен­но­му обра­зу жиз­ни, к бла­го­по­луч­но­му состо­я­нию в семье, что так­же спо­соб­ству­ет сосре­до­то­чен­но­му твор­че­ско­му дела­нию. Пост и молит­ва явно помо­га­ют глу­бо­ко­му раз­мыш­ле­нию и инту­и­тив­но­му созер­ца­нию – глав­ным состав­ля­ю­щим твор­че­ских дости­же­ний. В твор­че­ской дея­тель­но­сти неиз­беж­ны пери­о­ды неудач, пре­одо­ле­ния труд­но­стей. Дока­за­но, что пра­во­слав­ная твор­че­ская лич­ность лег­че про­хо­дит пери­о­ды таких кри­зи­сов. Веру­ю­щие уче­ные отме­ча­ют, что сосре­до­то­чен­ная сер­деч­ная молит­ва, Таин­ства Пока­я­ния и При­ча­ще­ния явно спо­соб­ству­ют твор­че­ско­му подъ­ему и реше­нию труд­ной задачи.

‒ Вы явля­е­тесь руко­во­ди­те­лем Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской общи­ны, объ­еди­нив­шей под сво­ей эги­дой пра­во­слав­ных ученых.

‒ Дей­стви­тель­но, сего­дня наша общи­на объ­еди­ня­ет уже 50 воцеркв­лен­ных в пра­во­слав­ной вере уче­ных и пре­по­да­ва­те­лей из семи горо­дов Рос­сии. В исто­рии наше­го госу­дар­ства пра­во­слав­ная общи­на все­гда была мощ­ной защи­ща­ю­щей и сози­да­ю­щей силой, с помо­щью кото­рой в годы кри­зи­сов и разо­ре­ний Рос­сия вновь воз­рож­да­лась, вста­ва­ла на ноги и всту­па­ла в пери­од про­цве­та­ния. Если веру­ю­щие не будут соби­рать­ся и общать­ся, не будут объ­еди­нять­ся для реше­ния общих акту­аль­ных задач, то тем­ные силы будут все более воз­рас­тать и тво­рить зло. Так про­ис­хо­дит, к сожа­ле­нию, сего­дня в нашей стране. Поэто­му и была созда­на наша общи­на. Раз в год мы соби­ра­ем­ся в Усть-Мед­ве­диц­ком Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мона­сты­ре для про­ве­де­ния науч­но-духов­ной рабо­ты, но и в тече­ние года наша связь не обры­ва­ет­ся. Я бла­го­да­рен Гос­по­ду за то, что он дал мне веру и труд­ное, но радост­ное священство.

Кому Вы посвя­ща­е­те свои труды?

‒ Сво­им кол­ле­гам-уче­ным, спо­движ­ни­кам по науч­ной, педа­го­ги­че­ской и духов­но-про­све­ти­тель­ской рабо­те, с кем часто воз­ни­ка­ют раз­го­во­ры о вере и пра­во­сла­вии. Тем, кто любит нашу матуш­ку-Рос­сию, стра­да­ет, видя ее сего­дняш­нее уни­жен­ное поло­же­ние, и жела­ет при­нять посиль­ное уча­стие в исправ­ле­нии нашей бед­ствен­ной ситу­а­ции. Всем доб­рым по при­ро­де людям, но име­ю­щим в силу вос­пи­та­ния заблуж­де­ние, что без веры в Бога мож­но жить без гре­хов и быть хоро­шим чело­ве­ком. Мои кни­ги для тех, кто верит в неиз­беж­ный духов­но-нрав­ствен­ный подъ­ем Рос­сии и на этой осно­ве в ее соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское про­цве­та­ние. Сего­дня каж­дый мыс­ля­щий чело­век пони­ма­ет, что без воз­рож­де­ния и вос­ста­нов­ле­ния пра­во­слав­но­го духа Рос­сия не одо­ле­ет про­ис­хо­дя­ще­го воз­рас­та­ю­ще­го кри­зи­са: мы про­иг­ра­ем миро­вую вой­ну и тогда наше буду­щее – коло­ни­аль­ная стра­на или вооб­ще исчез­но­ве­ние Рос­сии и рус­ской нации в исто­рии наро­дов. Для воз­рож­де­ния достой­ной само­сто­я­тель­ной стра­ны нам необ­хо­ди­мо широ­кое вос­пи­та­ние рус­ско­го пат­ри­о­тиз­ма на осно­ве креп­кой пра­во­слав­ной веры.

Справ­ка

Поло­вин­кин Алек­сандр Ива­но­вич родил­ся в 1937 году в селе Ершов­ка Челя­бин­ской обла­сти. Про­фес­сор, док­тор тех­ни­че­ских наук, заслу­жен­ный дея­тель нау­ки Рос­сии, свя­щен­ник. Про­фес­си­о­наль­но рабо­тал в обла­сти авто­ма­ти­за­ции про­ек­ти­ро­ва­ния и инже­нер­но­го твор­че­ства. Автор более деся­ти книг, учеб­ни­ков и моно­гра­фий, издан­ных в том чис­ле и за рубе­жом. В 1983–1988 годах зани­мал пост рек­то­ра Вол­го­град­ско­го поли­тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та. С 1993 года – про­рек­тор и про­фес­сор Цари­цын­ско­го Пра­во­слав­но­го уни­вер­си­те­та пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го. 24 мая 1999 года руко­по­ло­жен в иереи. Насто­я­тель Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской общины.

 

Инга Ива­но­ва

Источ­ник: офи­ци­аль­ный сайт Вол­го­град­ской епархии

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки