Что такое чудо?




    1. Чудо – это сверхъ­есте­ствен­ное собы­тие, дей­ствие, явле­ние, не под­да­ю­ще­еся раци­о­наль­ному есте­ствен­но­на­уч­ному объ­яс­не­нию.  
    2. Не всякое чудо дается от Гос­пода. Так, Спа­си­тель гово­рит: «Вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­роки, и дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса» (Мф.24:24).
    3. Истин­ные чудеса совер­ша­ются по воле Божьей в целях Добра, непо­сред­ственно Богом или, к при­меру, при посред­ни­че­стве Божьих святых (при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати), а ложные чудеса свя­заны с дей­ствием падших духов.
    4. К чуде­сам сле­дует отно­ситься с рас­суж­де­нием даже в самых, на первый взгляд, убе­ди­тель­ных слу­чаях, чтобы за чудо Божие не при­нять бесов­ское дей­ствие, кото­рое может при­не­сти чело­веку боль­шой вред.
    5. Отли­чить чудо Божие от бесов­ского иску­ше­ния можно «по плодам» (Мф.7:20): истин­ное чудо может вызы­вать бла­го­го­вей­ный трепет перед Гос­по­дом, тихую радость, мир и покой в душе, побуж­дать чело­века к пока­я­нию; обо­льща­ю­щее «чудо» может вызы­вать воз­буж­де­ние, бес­по­кой­ство, смя­те­ние, неустой­чи­вое состо­я­ние духа.
    6. Чрез­мер­ное стрем­ле­ние чело­века к тому, чтобы стать сви­де­те­лем или участ­ни­ком чуда может быть при­зна­ком нездо­ро­вья души, обо­льще­ния пад­шими духами, мало­ве­рия, лож­ного отно­ше­ния к Богу, к Его Домо­стро­и­тель­ству.
    7. Не всякое явле­ние или собы­тие, выда­ва­е­мое за чудо, дей­стви­тельно явля­ется чудом. Кроме того, сооб­ще­ния о чуде­сах могут быть попро­сту выду­маны. Ложные вести о чуде­сах могут рас­про­стра­няться обман­щи­ками (напри­мер, в целях при­вле­че­ния палом­ни­ков, тури­стов), также обма­ну­тыми или обма­нув­ши­мися людьми.
    8. Не всякое под­лин­ное чудо вос­при­ни­ма­ется чело­ве­ком как тако­вое. Поло­жим, несмотря на мно­го­чис­лен­ные чудеса, совер­ша­е­мые Хри­стом, многие иудеи при­ни­мали Его за само­званца, обман­щика.
    9. Бог совер­шает чудеса, когда это уместно. Совер­ше­ние чудес «на заказ», «лишь бы пове­рили», далеко не всегда соот­вет­ствует целям Божьего Про­мысла (Мф.12:39; Мф.16:4; Мф.27:42).
    10. Будучи серд­це­вед­цем, Иисус Хри­стос знал, в каком случае чудо может быть полезно и при­не­сет необ­хо­ди­мый духов­ный плод.
    11. Глав­ной при­чи­ной совер­ше­ния Спа­си­те­лем чудес было не стрем­ле­ние про­из­ве­сти сию­ми­нут­ное впе­чат­ле­ние на жите­лей Пале­стины, а спа­се­ние людей (чем, конечно, не отри­ца­ется, что, скажем, целью исце­ле­ния боль­ных было и исце­ле­ние именно этих боль­ных).

    ***

    Чудо само по себе дока­зы­вает только то, что мир не сво­дится к бес­смыс­лен­ным актам при­роды, что есть сверх­че­ло­ве­че­ская реаль­ность. В духов­ной жизни каж­дого веру­ю­щего чудо явля­ется знаком, отве­том от Бога; всякое «внеш­нее» чудо направ­лено «внутрь», оно ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость изме­не­ния внут­рен­него мира чело­века.

    Акси­ома свя­то­оте­че­ской муд­ро­сти: чудеса Божии всегда имеют оче­вид­ную, благую цель – обод­рить, исце­лить, вра­зу­мить. Ясность цели – при­бли­же­ние чело­века к спа­се­нию – оста­ется кри­те­рием Боже­ствен­но­сти сверхъ­есте­ствен­ного явле­ния. “Истин­ное чудо нико­гда не бывает слу­чай­ным и смысл его … в рас­кры­тии чело­веку внут­рен­ней духов­ной сто­роны жизни”, – писал А.Б. Сал­ты­ков.

    В тоже время свя­щен­ники при­зы­вают к осто­рож­но­сти: «Нельзя опре­де­лять истину по чудес­ным явле­ниям, «в нашем падшем мире нет такого чуда, кото­рого не мог бы под­де­лать сатана…», «пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен зани­мать, так ска­зать, ней­траль­ную пози­цию по отно­ше­нию ко всем необыч­ным сверхъ­есте­ствен­ным явле­ниям».

    Не чуде­сами спа­са­ется чело­век, но своей жизнью в Церкви. Глав­ное – чтобы миро­то­чили и обнов­ля­лись души людей.

    «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание ..., а не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13:2).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки