О Таинстве Елеосвящения (Соборования)




    1. В Таин­стве Еле­освя­ще­ния (Собо­ро­ва­ния) на боль­ного чело­века посред­ством молитв и пома­за­ния его освя­щен­ным елеем при­зы­ва­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать для увра­че­ва­ния его телес­ных и душев­ных неду­гов.
    2. Таин­ство Еле­освя­ще­ния уста­нов­лено Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и совер­ша­лось уже в апо­столь­ские вре­мена (Иак.5:14–15; см. также: Мк.6:13).
    3. В идеале в Таин­стве Еле­освя­ще­ния должны участ­во­вать семь свя­щен­ни­ков, состав­ля­ю­щих собор свя­щен­ни­ков, отсюда и второе назва­ние – «Собо­ро­ва­ние», но на прак­тике их обычно меньше. Число семь – сим­во­ли­че­ский знак пол­ноты.
    4. Во время Таин­ства Еле­освя­ще­ния свя­щен­ник кре­сто­об­разно пома­зы­вает боля­щему лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, ладони с внут­рен­ней и с внеш­ней сто­роны.
    5. В Таин­стве Еле­освя­ще­ния исполь­зу­ется елей в соеди­не­нии с вином. Елей сим­во­ли­зи­рует милость Божию. Кроме того, елей в соеди­не­нии с вином исполь­зу­ется в под­ра­жа­ние «цели­тель­ному сред­ству», отме­чен­ному в еван­гель­ской притче «о мило­серд­ном сама­ря­нине» (Лк.10:30–35). Опять же, в добав­ля­е­мом к елею вине видят символ иску­пи­тель­ной Крови Спа­си­теля.
    6. Помимо елея и вина при совер­ше­нии Таин­ства исполь­зу­ется пше­ница, сим­во­ли­че­ски ука­зы­ва­ю­щая на новую жизнь после вос­кре­се­ния мерт­вых (Ин.12:24; 1Кор.15:36–38).
    7. Таин­ство Еле­освя­ще­ния может совер­шаться дома у боль­ного, в боль­нице; если забо­ле­ва­ние ещё поз­во­ляет чело­веку ходить или его могут при­не­сти в храм, то в храме.
    8. Хотя в Таин­стве Еле­освя­ще­ния кроме телес­ного исце­ле­ния, испра­ши­ва­ется и отпу­ще­ние грехов, это Таин­ство не заме­няет собой Таин­ство Пока­я­ния.
    9. Таин­ство Еле­освя­ще­ния не сле­дует путать с Таин­ством Миро­по­ма­за­ния и елео­по­ма­за­нием.

    ***

    Собо­ро­ва­ние – это Таин­ство, в кото­ром при пома­за­нии тела елеем на боль­ного при­зы­ва­ется бла­го­дать Божия, кото­рая исце­ляет немощи духов­ные и телес­ные. Таин­ство назы­ва­ется собо­ро­ва­нием, потому что его в идеале должен совер­шать «собор» из семи свя­щен­ни­ков.

    Исто­рия Таин­ства вос­хо­дит к апо­сто­лам, кото­рые, полу­чив от Иисуса Христа власть «исце­лять болезни», «многих боль­ных мазали маслом и исце­ляли» (Мк.6:13).

    Во время совер­ше­ния таин­ства читают семь тек­стов из Апо­столь­ских посла­ний и семь – из Еван­ге­лия. После каж­дого чтения свя­щен­ник совер­шает пома­за­ние чела, щек, груди и рук тяже­ло­боль­ного освя­щен­ным маслом – елеем. По окон­ча­нии послед­него чтения Свя­щен­ного Писа­ния он воз­ла­гает рас­кры­тое Еван­ге­лие на голову собо­ру­е­мого и молится о про­ще­нии ему грехов.

    Еле­освя­ще­ние тре­бует от чело­века веры и пока­я­ния. Исце­ле­ние — это сво­бод­ный дар Все­бла­гого любя­щего Бога, а не неиз­беж­ный резуль­тат каких-то внеш­них дей­ствий. Поэтому Таин­ство Еле­освя­ще­ния не явля­ется маги­че­ским риту­а­лом, резуль­та­том кото­рого будет непре­мен­ное физи­че­ское исце­ле­ние.

    После или перед Таин­ством Собо­ро­ва­ния пра­во­слав­ные, как пра­вило, ста­ра­ются испо­ве­до­ваться и при­ча­ститься.

    «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки