Постный день. Глас 1-й
- Свт. Софро́ния, патриарха Иерусалимского (639)
- свт. Евфи́мия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458)
- Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII)
- прп. Алекси́я Голосеевского, Киевского, иеромонаха (1917)
- сщмч. Пио́ния, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250)
- перенесение мощей мч. Епима́ха Нового
- свт. Софро́ния, епископа Врачанского (1813) (Болг.)
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Притча дня
Три монаха
Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело – примирять ссорящихся между собой людей. Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и, со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:
– Смотрите на воду.
А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:
– Смотрите, теперь вода устоялась.
Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:
– Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.
Основы православия
Тема 83. О принадлежности к Церкви.
Священномученик Киприан Карфагенский: Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Церковь не возникает от того, что собрались люди, объединённые единой верой, как это происходит в сектах. Церковь создана Христом, а люди могут войти в неё вторым рождением – Крещением и пребывать в ней, соединяясь со Христом. Не мы создаём Церковь и призываем в неё Бога, а Бог создал Церковь и призывает в неё нас.
Как Церковь соединяет христиан с Богом? Через научение (катехизация, беседы, проповедь, духовное руководство), через Таинства (начиная с Крещения), через совместную молитву.
Понятие невоцерковлённый христианин – бессмыслица, как женатый холостяк. Различают следующие степени отношения человека к Церкви: катехумен (оглашаемый), верный, отпавший и отлучённый. Церковь – это в первую очередь организм, можно приобщиться к нему, а можно отпасть.
Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним после исповеди: «примири и соедини его святей Твоей Церкви». Своими грехами мы отторгаемся от Церкви, отпадаем от неё. И это отторжение может иметь разную степень. Можно быть видным членом церкви, церкви-организации, и оказаться вне Церкви, вне Тела Христова, если нет соответствующей жизни.
Мы привыкли, что в нашей стране многое делается по знакомству. Иногда личное знакомство со священнослужителями, пожертвования, помощь в храмостроительстве считаются приобщённостью к Церкви. При этом Церковь воспринимается как организация, где близость к руководству гарантирует спасение. Как будто у врат рая можно шепнуть: «Я от священника Василия».
Внецерковное христианство – миф. Вспомним: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян.2:47). Бог желает спасения всем людям, соответственно, того, кто искренне к Нему обращается, приводит в Свою Церковь, ведь именно её Он создал для спасения. Аналогично: смертельно больного везут в больницу, а не успокаивают тем, что он самостоятельно справится с болезнью, внутренними резервами.
Обратим внимание, Христос не оставил письменных записей, Он основал Церковь, которая создала Библию.
Практический совет
Приходится слышать от отпавших (невоцерковлённых) людей сожаление, что они не постятся, потому что не получается...
Итак:
1. Пост – это аскетическая практика. Она требуется тому, кто уже живёт духовной жизнью (как минимум ежедневно регулярно молится). Поэтому лучше начать с организации христианской духовной жизни.
2. Пост – это не только ограничения в пище. Наряду с гастрономическим постом, есть ещё пост информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание).
3. У каждого своя мера поста, Церковный Устав (Типикон) – это образцовая монастырская норма. Для кого-то временно отказаться от мяса или сладостей – это уже подвиг. Можно начать с уменьшения количества приёмов пищи или привычного размера порции.
Таким образом, у желающего поститься есть целый спектр возможностей для постепенного научения этой форме аскетического делания.