Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

Утр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин. XIII:31 - XVIII, 1 (зач. 46). 2-е. Ин. XVIII:1-28 (зач. 58). 3-е. Мф. XXVI:57-75 (зач. 109). 4-е. Ин. XVIII:28 - XIX, 16 (зач. 59). 5-е. Мф. XXVII:3-32 (зач. 111). 6-е. Мк. XV:16-32 (зач. 67). 7-е. Мф. XXVII:33-54 (зач. 113). 8-е. Лк. XXIII:32-49 (зач. 111). 9-е. Ин. XIX:25-37 (зач. 61). 10-е. Мк. XV:43-47 (зач. 69). 11-е. Ин. XIX:38-42 (зач. 62). 12-е. Мф. XXVII:62-66 (зач. 114). На 1-м часе: Гал. VI:14-18 (зач. 215 от полý). Мф. XXVII:1-56 (зач. 110). На 3-м часе: Рим. V:6-11 (зач. 88 от полý). Мк. XV:16-41 (зач. 67). На 6-м часе: Евр. II:11-18 (зач. 306). Лк. XXIII:32-49 (зач. 111). На 9-м часе: Евр. X:19-31 (зач. 324). Ин. XVIII:28 - XIX, 37 (зач. 59). На веч.: Исх. XXXIII:11-23Иов. XLII:12-20. Ис. LII:13-15, LIII, 1-12, LIV, 1. Благовещения: Исх. III:1-8. Притч. VIII:22-30. Быт. XXVIII:10-17. Иез. XLIII:27 - XLIV, 4. Притч. IX:1-11. Великого Пятка: 1 Кор.I:18 - II, 2. (зач. 125). Ев. составное: Мф. XXVII:1-44 (зач. 110), Лк. XXIII:39-43Мф. XXVII:45-54, Ин. XIX:31-37, Мф. XXVII:55-61. Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница.

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

На Великую Пятницу

Тропарь на Великую Пятницу, глас 4

Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Кондак на Великую Пятницу, глас 8

Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.

Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».

показать все

Преподобному Захарии, постнику Печерскому, в Дальних пещерах

Тропарь преподобному Захарии, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3

По́стническаго ра́ди твоего́ жития́, блаже́нне Заха́рие,/ я́ко прие́мый ве́лию на бе́сы кре́пость,/ моли́ и нам те́хже ко́зней избы́ти,/ получи́ти грехо́в проще́ние// и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как следствие твоей постнической жизни, блаженный Захария, ты получил великую силу над бесами, молись, чтобы и нам избавиться от их козней, получить прощение грехов и великую милость.

Кондак преподобному Захарии, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1

В по́стничестве све́тло я́ко просия́вый/ и бесо́м стра́шен я́ко яви́выйся,/ всече́стне Заха́рие,/ укрепи́ и нас твои́ми моли́твами/ по́стническое житие́ име́ти/ и бесо́вскаго изба́витися злоде́йства,// я́ко да ублажа́ем тя.

Перевод: Ярко просиявший в постничестве и явившийся устрашением для бесов, особо почитаемый Захария, укрепи и нас твоими молитвами в намерении вести постническую жизнь и избавиться от бесовского злодейства, да прославляем тебя.

Мученикам Стефану и Петру Казанским

Тропарь мученикам Стефану и Петру Казанским, глас 4

Му́чеников дво́ица единонра́вная,/ Стефа́не и Пе́тре сла́внии,/ неве́рие соплеме́нников обличи́вше,/ Христу́ после́довали есте́,/ во Святу́ю Тро́ицу ве́ровати все́х науча́юще,/ Ея́же ра́ди вели́кия страда́ния прие́мше,/ моли́теся о на́с ко Го́споду,/ да, изба́вившеся тьмы́ грехо́вныя,/ Све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго.

Перевод: Двое мучеников единомысленных, Стефан и Петр славные, обличив неверие соотечественников, вы последовали за Христом, научая всех веровать во Святую Троицу, Ее же ради вы приняли великие мучения, молитесь о нас ко Господу, чтобы мы, избавившись от греховной тьмы, стали общниками немеркнущего Света.

Кондак мученикам Стефану и Петру Казанским, глас 3

Святи́и страстоте́рпцы Стефа́не и Пе́тре,/ Тро́ицы побо́рницы преизря́днейшии,/ му́к треволне́ния и стра́шную сме́рть на ве́чную жи́знь премени́вшии/ во гра́де Каза́ни страда́льчествовавшии,/ ны́не же в Небе́сных черто́зех Всецарю́ предстоя́щии,/ от вся́ких на́с грехопаде́ний изба́вити Христа́ Бо́га моли́те,/ То́й бо е́сть ве́рных утвержде́ние.

Перевод: Святые страстотерпцы Стефан и Петр, Троицы превеликие и ревностные защитники, тяготы мучений и страшную смерть поменявшие на вечную жизнь, в городе Казани терпевшие страдания за Христа, сейчас же в Небесных обителях (Царствии Небесном) предстоящие Царю вселенной, молите Христа Бога избавить нас от всяческих грехопадений, ибо Он есть крепость и сила всех верующих.

Мысли свт. Феофана Затворника

Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников. 

Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. 

С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Притча дня

Царь и его советник

Жил один могущественный царь, и был у него мудрый советник, который всегда сопровождал его.

Однажды царь выехал на охоту, и с ним произошло несчастье: во время стрельбы ему оторвало палец на руке. Он был в гневе.

– Правитель, всё к лучшему! – попытался успокоить его советник.

Но от таких слов царь пришел в ещё большее негодование. Он велел бросить советника в темницу и держать его там на одной воде.

Прошло время, и царь снова захотел поохотиться. На этот раз он отправился в дальние леса, где, по слухам, было полно зверей. Но в этом лесу жили дикари, которые напали на царя и его свиту. Племя поклонялось каким-то своим богам и приносило им жертвы. Дикари схватили царя и притащили к главному жрецу. Тот очень обрадовался:

– Теперь-то мы уж точно получим благосклонность богов!

Но в тот момент, когда нож уже был занесен над царем, жрец вдруг заметил, что у него не хватает одного пальца. Он рассердился.

– Боги достойны только самого лучшего! – закричал он на соплеменников. – А вы приволокли ко мне какого-то урода! У него же не хватает пальца!

Царя вышвырнули обратно в лес. Он еле добрался до своего царства и первое, что сделал, – бросился к мудрецу:

– Ты был прав! Я лишился пальца, но сохранил жизнь! – говорил царь, обливаясь слезами. – Но ты тоже пострадал. Тебе столько времени пришлось провести в темнице!

– Все, что происходит, – на благо, – ответил советник. – Если бы я не был в тюрьме, то наверняка поехал бы с тобой в лес на охоту. И неизвестно, чем это всё могло закончиться для меня.

Проповедь дня

Перейти в раздел «Проповеди»

Книги, статьи, стихи






Случайный тест

(0 голосов: 0 из 5)