Иван Андреевич Крылов (2/13 февраля 1769, Москва – 9/21 ноября 1844, Санкт-Петербург – крупнейший русский баснописец, творивший также в области сатирической поэзии и и драматургии, журналист, издатель, библиограф.
1. Жизненный путь.
Иван Андреевич родился в семье бедного армейского офицера, который вскоре был переведен с семьей из Москвы в Яицкую крепость под Оренбургом. В 1774 году крепость была осаждена войсками Пугачева. Голод, пережитый те дни, сильно повлиял на мальчика: всю последующую жизнь он отличался невоздержанностью в еде (сегодня такое состояние медики называют синдромом блокадника). Детские воспоминания Ивана Андреевича использовал А.С.Пушкин в своей книге «История Пугаческого бунта».
Когда глава семьи вышел в отставку, Крыловы переехали в Тверь. Вскоре отец будущего писателя умер. Из-за нехватки средств юный Крылов не получил достойного образования. Грамоту и игру на музыкальных нструментах он осваивал самостоятельно, а французский язык – в семье состоятельных соседей. Уже в 15 лет он написал шуточную оперу «Кофейница» с остроумными комическими куплетами.
В Санкт-Петербурге, куда вдова перевезла детей в надежде выхлопотать пенсию и устроить старшего сына на службу, Крылов начал посещать недавно открывшийся Общедоступный театр. В нем пробудился талант драматурга. После первых малоудачных трагедий в «классическом» духе 18-летний автор написал сатирическую комедию «Проказники». В этом произведении уже начал оформляться его индивидуальный литературный стиль. Еще через год Крылов приступил к изданию сатирического журнала «Почта духов», который вызвал неудовольствие властей и вскоре был закрыт. Ему на смену пришел журнал «Зритель», также просуществовавший всего лишь около года.
Некоторое время Крылов служил в имении Зубриловка секретарем князя С.Ф. Голицына и воспитателем его детей. Тут он написал шуточную комедию «Подщипа», которая сохранилась в театральном репертуаре до наших дней. В 1805 году Иван Андреевич показал известному баснописцу того времени И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена. Маститый поэт похвалил сочинителя, предсказав, что тот наконец-то обрел свой «истинный род» занятий. Вскоре у Крылова появились басни и на собственные сюжеты.
С 1810 года Иван Андреевич служил помощником библиотекаря в Императорской публичной библиотеке, ему была назначена пенсия ««во уважение отличных дарований в российской словесности», которая несколько раз повышалась, как и его чин и должность. При выходе в отставку в 1841 г. Крылов, в отличие от прочих отставных служащих, получил полное содержание. Император Николай I удостоил баснописца ордена Св. Станислава 2 степени.
И.А. Крылов состоял уважаемым членом основанного Г.Р. Державиным и А.С. Шишковым общества «Беседы любителей русской словесности» с самого его основания в 1811 году. Члены «Беседы» придерживались консервативных взглядов, боролись против внедрения иностранных слов в русский язык. Вместе с поэтом Н.И. Гнедичем Крылов выступал против сентиментализма сторонников Н.М Карамзина, ратовал за развитие национально-демократического начала в русской литературе, за гражданский и патриотический пафос в поэзии. Эти взгляды «Беседы» разделяли такие литераторы, как А.С.Грибоедов, П.А.Катенин, В.Ф.Раевский.
Умер Иван Андреевич 21 ноября 1844 года, был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон литератора друзья и знакомые получили по экземпляру изданных им басен. На траурно-черной обложке было написано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
2. Особенности мировоззрения. Характеристика творчества.
За свою жизнь И.А.Крылов написал 236 басен, которые вошли в девять сборников. Предметом его сатиры были и политические события («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица» — о войне с Наполеоном), и устаревшие явления общественной жизни («Водолазы», «Сочинитель и Разбойник»). Крылов смеялся над чванством («Гуси»), над увлечением иностранцами («Обезьяны»), над уродливым воспитанием («Воспитание Льва»), хвастовством («Слон и Моська»), жадностью, человекоугодием и другими пороками.
Удивительно, что, несмотря на острую сатиру его басен, именно Крылов оказался едва ли не самым любимым автором своего времени. Сатира как жанр несет в себе опасность искаженного взгляда на мир, может приучить автора выискивать во всем смешные стороны и недостатки. От этого искажения, по мнению исследователя М.М. Дунаева, Крылова удержал «русский взгляд на жизнь, определяемый православным мирочувствием».
Уже в раннем творчестве писателя утверждается истина о бессмысленности тяготения к земным сокровищам. В басне «Откупщик и Сапожник» богатый Откупщик соблазнил бедняка Сапожника мешком золота и этим «добрым» поступком отнял у него покой. Прежде Сапожник был счастлив, поскольку умел довольствоваться малым. Утратив прежнее умиротворение, Сапожник скоро раскаивается и возвращает дарованное золото.
Крылов справедливо указывает на страсти как на причину жизненных бедствий. Но мыслит он парадоксально для своего времени: считает, что страсти во многом являются следствием… Просвещения. Баснописец призывает с осторожностью необходимо относиться к самому учению, к науке: она может и погубить человека («Водолазы»). Но что же пугает Крылова в просвещении, которое так превозносилось в его эпоху? Ответ несложно найти в его творчестве. Безверье – вот ключевое слово при отвержении Просвещения у Крылова.
В басне «Сочинитель и Разбойник» автор отдает предпочтение лютому преступнику перед благонамеренным сочинителем, «просвещавшим» человечество развратительным учением. Не против просвещения как такового возражает православный человек, но против того, чтобы привлекать людей пороком и страстями:
Плоды неверия ужасны таковы:
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час,
И обратятся все в громовые вам стрелы.
(«Безбожники»)
Одна из глубоко поучительных для верующего человека басен Крылова – «Крестьянин и лошадь». Лошадь, наблюдая, как мужик бросает семена в землю, осуждает его: ведь можно было бы с большей пользою употребить тот овёс, накормить скотину или, на худой конец, припрятать. Она не понимает, что крестьянин поступает истинно мудро, прозревая будущую цель своего действия. Автор возводит свою мысль на предельно высокий уровень, размышляя о неисповедимых путях Божественного Провидения:
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конёва рассужденья;
Но в самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?
По воспоминаниям очевидцев, в келье преподобного Амвросия Оптинского была книжка басен Крылова. К ним великий старец часто прибегал, когда наставлял своих духовных чад и всех посетителей. Этот факт – красноречивое свидетельство о православной основе творчества великого баснописца.