Среда
Среда
Новый стиль
27 ноября 2019
Постный день.
Глас
6-й
Апостола Фили́ппа (I).
Прп. Фили́ппа Ирапского (1527); свв. правоверного царя Иустиниа́на I (565) и царицы Феодо́ры (548); свт. Григо́рия Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357).
Сщмчч. Дими́трия Беневоленского, Алекса́ндра Быкова, Ви́ктора Ильинского, Алекси́я Нечаева, Михаила Белюстина, Фео́дора Баккалинского, Михаила Некрасова, Петра Титова, Алекси́я Никологорского, Се́ргия Знаменского, Николая Дунаева, Васи́лия Лихарева, пресвитеров; сщмчч. Алекса́ндра Покровского, Дими́трия Лебедева, Николая Виноградова, пресвитеров; сщмчч. Порфи́рия Колосовского, Васи́лия Никольского, Гео́ргия Извекова, Васи́лия Розанова, Се́ргия Спасского, Алекса́ндра Чекалова, Се́ргия Руфицкого, пресвитеров, Николая Богородского, диакона, прмч. Ариста́рха (Заглодина-Кокорева), иеромонаха, мчч. Гаврии́ла Безфамильного, Дими́трия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Фео́дора Грудакова, пресвитера (1940); сщмч. Се́ргия Константинова, пресвитера (1941).
В среду, св. Кресту
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Апостолу Филиппу, от 12-ти
Тропарь апостолу Филиппу, от 12-ти, глас 3
Благоукраша́ется вселе́нная,/ Ефио́пия ликовству́ет,/ я́ко венце́м красу́ема,/ тобо́ю просвети́вшися,/ све́тло торжеству́ет па́мять твою́,/ Богоглаго́ливе Фили́ппе,/ вся бо ве́ровати Христу́ научи́л еси́/ и тече́ние соверши́л досто́йно Ева́нгелия./ Тем дерзнове́нно вари́т Ефио́пская рука́ к Бо́гу,// Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Перевод: Благоукрашается вселенная, Эфиопия ликует, как бы венцом украшенная; тобою просветившись, она светло торжествует память твою, Богословесный Филипп, ибо всех ты научил веровать Христу и путь завершил достойно Евангелия. Потому дерзновенно простирает Эфиопия руки к Богу; моли Его даровать нам великую милость.
Ин тропарь апостолу Филиппу, от 12-ти, глас 3
Апо́столе святы́й Фили́ппе,/ моли́ Ми́лостивого Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостол святой Филипп, моли милостивого Бога да прегрешений прощение подаст душам нашим.
Кондак апостолу Филиппу, от 12-ти, глас 8
Учени́к, и друг Твой, и подража́тель стра́сти Твоея́,/ вселе́нней Бо́га Тя пропове́да, Богоглаго́ливый Фили́пп;/ того́ моли́твами от враго́в пребеззако́нных/ Це́рковь Твою́ и всяк град Твой// Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Ученик и друг Твой и подражатель страданий Твоих, Богословесный Филипп, Богом вселенной Тебя провозгласил. Его мольбами и ходатайством Богородицы Церковь Твою и всякий город Твой от врагов беззаконных сохрани, Многомилостивый.
Святому апостолу Филиппу, от 12-ти
Молитва святому апостолу Филиппу, от 12-ти
О, святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобному Филиппу Ирапскому, Череповецкому
Тропарь преподобному Филиппу Ирапскому, Череповецкому, глас 4
Я́ко кедр, в пусты́ни дави́дски расту́щ, и я́ко фи́никс, благоуха́нен цвету́щ,/ ревни́тель учи́телю твоему́ был еси́, преподо́бному отцу́ Корни́лию,/ стопа́м бо его́ после́довал еси́/ и, свято́е и́го взем,/ све́тлым житие́м просия́л еси́, я́ко со́лнце,/ я́влься ми́рови мно́гими чудесы́, о́тче Фили́ппе!/ И ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы/ и, я́ко вели́кое име́я дерзнове́ние,/ преподо́бнии свои́ ру́це возде́в,// моли́ от враг сохрани́тися градо́м на́шим и спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как кедр, по-псаломски растущий в пустыне, и как цветущая пальма благоухающая (Пс.91:13), подражатель учителя твоего был ты, преподобного отца Корнилия, ибо по стопам его последовал и, святое иго взяв, светлым житием просиял ты, как солнце, и явил миру много чудес, отче Филипп! И сейчас на Небесах ты предстоишь Престолу Пресвятой Троицы и, как имеющий великое дерзновение, преподобные руки свои воздев, моли от врагов сохраниться городам нашим и спастись душам нашим.
Кондак преподобному Филиппу Ирапскому, Череповецкому, глас 8
Воспое́м ны́не преди́внаго в чудесе́х,/ возсия́вшаго во о́бласти Белао́зера, просия́вшаго, я́ко со́лнце./ О, неистощи́мый исто́чниче чуде́с, свя́тче Бо́жий Фили́ппе!/ всегда́ Святе́й Тро́ице предстоя́/ и моле́нием предваря́я за страну́ на́шу и о всем ми́ре,/, не забу́ди и нас, твои́х раб,/ призыва́ющих тя моле́бным пе́нием,/ честну́ю па́мять твою́ творя́щих,/ помоли́ся о нас ко Го́споду во святы́х свои́х моли́твах,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Воспоем сейчас удивительного своими чудесами, воссиявшего в области Белозерской, просиявшего как солнце. О, неиссякаемый источник чудес, святой Божий Филипп! Всегда Святой Троице предстоя и молитвами защищая страну нашу и весь мир, не забывай и нас, твоих рабов, призывающих тебя в молитвенных песнопениях, почитаемую память твою празднующих, помолись о нас ко Господу во святых своих молитвах, да спасет души наши.
Молитва преподобному Филиппу Ирапскому, Череповецкому
Преподо́бне и богоблаже́нне о́тче наш Фили́ппе, приими́ ны́не нас, моля́щихся и припа́дающих тебе́ зде, иде́же свято́е и многотру́дное поко́ится те́ло твое́, ду́хом же на Небеси́ предстои́ши Святе́й Тро́ице, моли́ся о нас, ча́дех твои́х, о́тче, да изба́вимся вся́ких скорбе́й и боле́зней душе́вных и теле́сных и благоче́стне поживе́м в настоя́щем житии́, и в бу́дущем ве́ке сподо́би нас со все́ми святы́ми покланя́тися в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому , глас 8
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Православия светило, Церкви утверждение и учитель, монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.
Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому , глас 8
Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец, Салоник великая хвала, провозвестник благодати , моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8
Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ Богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие Богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ Пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Перевод: Мудрости священный и Божественный орга́н, Богословия громкую трубу мы стройно воспеваем тебя, Григорий Богословесный. Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму, к Нему ум наш, отче, направь, дабы нам восклицать: «Радуйся, провозвестник благодати!»
Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́, безмо́лвия держа́во, мона́шествующих сла́во, о́бщее богосло́вов и отце́в и учи́телей украше́ние, апо́столов сподви́жниче, испове́дников и му́чеников безкро́вный ревни́телю и венча́телю словесы́ и дея́ньми и благоче́стия побо́рниче и воево́до взбра́нный, боже́ственных догма́тов высо́кий изъясни́телю и учи́телю, пре́лести многоразли́чных ересе́й потреби́телю, всея́ Це́ркве Христо́вы предста́телю, и стра́же, и изба́вителю! Ты́ и преста́влься ко Христу́ назира́еши у́бо и ны́не ста́до твое́ и всю́ Це́рковь свы́ше, боле́зни разли́чныя исцеля́я и словесы́ твои́ми вся́ управля́я, и е́реси изгоня́я, и многообра́зных страсте́й избавля́я. Приими́ же и на́ше сие́ моле́ние и изба́ви на́с от страсте́й и искуше́ний, и треволне́ний, и бе́д, и осла́бу и ми́р и благоде́нствие на́м пода́ждь, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, Ему́же сла́ва и держа́ва подоба́ет со безнача́льным Его́ Отце́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В Неделю 2-ю Великого поста, Григория Паламы
Кондак в Неделю 2-ю Великого поста, Григория Паламы, глас 4
Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся,/ при две́рех суд, воста́нем у́бо постя́щеся,/ принесе́м сле́зы умиле́ния,/ ми́лостынями, зову́ще:/ согреши́хом па́че песка́ морска́го,/ но осла́би, Соде́телю всех,// я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.
Перевод: Ныне время добродетелей явилось, и при дверях Судия; не будем же унывать, но давайте, постясь, принесем слезы, сокрушение и милостыню, взывая: «Грехов наших больше, чем песка морского, но отпусти всем, всех Освободитель», дабы получить нам нетленный венец.
Показать все
(1Тим.1:18–20, 2:8–15; Лк.15:1–10)
Притча об овце заблудшей и драхме потерянной. Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их и, когда находит, Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять.
Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии чрез совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!.. Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: «завтра брошу», и остаются в прежнем положении. Так проходит день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного, и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение – кто знает?
Однажды юноша из знатного рода раздал нищим все свое имущество и пришел жить в монастырь. А так как он был прекрасно образован, то получил в монастыре особое послушание — переписывать богослужебные книги.
Старец часто беседовал со своим писцом, и дошло до того, что другие ученики стали роптать на своего учителя и говорить, что тот завел себе любимчика.
Услыхав такие речи, трое самых почтенных монахов захотели узнать: почему старец больше других любит своего писца?
Молча выслушал их старец и повел в кельи своих учеников.
— Брат! Пойди скорее сюда! Ты мне нужен, — повторял он, стучась по очереди в каждую из дверей.
Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой с молитвой на устах плел веревки и боялся из-за излишней поспешности испортить свое рукоделие.
Наконец, очередь дошла до кельи, где жил писец.
Старец лишь тихонько в нее постучался и сказал только одно слово: брат!
В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился удивленный переписчик.
— Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? — спросил старец, первым заходя в его келью.
Те не знали, что и ответить.
Тогда старец взял со стола тетрадь, в которой только что писал его ученик.
— Посмотрите, отцы: только что он писал эту букву, но как только услышал мой голос, бросил перо и даже не докончил ее. Разве эта недописанная буква не говорит вам лучше всяких слов о том послушании, которое мой ученик имеет к своему наставнику? Вот за это послушание я и люблю его.
— Справедливо ты его любишь, авва, — сказал первый монах.
— Мы все его любим, — добавил второй.
— И Бог его за это любит! — воскликнул третий.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 331. Святитель Иоанн Златоуст.
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его рано овдовевшая мать приложила все усилия к христианскому воспитанию будущего святителя. В 386 году он был рукоположен во пресвитера в городе Антиохии и приступил к ревностной проповеди слова Божьего, показав в этом такой дар красноречия, что паства назвала его «Златоустом». Подробно изъясняя прихожанам Писание, святой оставил дошедшие до нас толкования на многие книги Библии, которые до сих пор являются любимым чтением благочестивых христиан.
Его перу также принадлежит множество сочинений догматического, нравственного и апологетического характера. Святой Иоанн ревностно заботился и о бедных, так что множество нуждающихся получали пропитание при церкви. Его слава как проповедника росла, и в 397 году он был поставлен на кафедру столицы Империи, Константинополя. Святитель много потрудился над устроением богослужения: ему принадлежит чин Литургии, он ввёл антифонное пение за всенощным бдением, составил ряд молитв чина елеосвящения.
Ревность о спасении душ побудила его решительно обличать роскошь и распущенность столичной аристократии. Императрица Евдоксия, которая увидела в проповедях святителя порицание себе, воздвигла на него гонение и при помощи иерархов, недовольных обличениями Златоуста, добилась его осуждения и ссылки. Сначала святой был выслан в Армению, откуда наставлял свою паству в многочисленных письмах. Но гонители и там не захотели оставить его в покое. Зимой 406 года, когда святитель тяжело болел, поступил приказ перевести его в далекий Питиус (в Абхазии). Терпя грубое обращение со стороны охраны, святой Иоанн три месяца совершал переход к месту новой ссылки. Наконец, в Команах, у склепа святого мученика Василиска, который явился ему в видении и сказал «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе», святой Иоанн достиг конца своего земного путешествия. Причастившись Святых Таин, со словами «Слава Богу за все!» он отошел ко Господу 14 сентября 407 года.
См. аудиозапись и книгу (очень рекомендуем!): Крестный путь Иоанна Златоуста
Практические советы
Где в спальне лучше повесить икону?
Принято располагать иконы на восточной стене, если такой возможности нет, то можно на любой другой. Расположить их в спальне следует так, чтобы было незатруднительно помолиться изображенному на ней Господу, Божией Матери и другим святым перед сном и сразу после пробуждения.
Супружеские отношения не являются грехом и благословляются Церковью в Таинстве Брака. Даже если повесить иконы таким образом, чтобы не видеть их, то Бог и святые нас видеть не перестанут.