Тропари, кондаки, молитвы и величания

В субботу, всем святым

Тропарь в субботу, всем святым, глас 2

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Кондак в субботу, всем святым, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

показать все

В субботу, за умерших

Тропарь в субботу, за умерших, глас 2

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Кондак в субботу, за умерших, глас 6

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Апостолам

Тропарь апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, молите милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.

Кондак апостолам Иродиону, Агаву, Асинкриту, Руфу, Флегонту и Ерму, и иже с ними, глас 2

Яви́стеся Христо́вы ученицы́ и апо́столи всечестни́и,/ Иродио́не сла́вне, Ага́ве и Ру́фе,/ Асинкри́те, Фле́гонте со Е́рмом,/ при́сно моли́теся Го́сподеви// пода́ти нам согреше́ний проще́ние, пою́щим вас.

Перевод: Вы явились достойными особого почитания Христовыми учениками и апостолами, Иродион славный, Агав и Руф, Асинкрит, Флегонт и Ерм, всегда молитесь Господу подать нам, воспевающим вас, прощение согрешений.

Мученику Ермию Команскому

Тропарь мученику Ермию Команскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Ерме́й/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Ермий подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Ермию Команскому, глас 6

И́же по Христе́ усе́рдно подвиза́вся,/ в седи́нах до́блих му́жество стяжа́, му́чениче Ерме́е,/ беззако́нных злоумышле́ния попра́в Христо́вою си́лою,/ от чаро́вных напое́ний невреди́м пребы́сть, зовы́й:// Бог есть со мно́ю, и никто́же на мя.

Перевод: Подвизавшись усердно во Христе, убеленный сединой, ты обрел мужество, мученик Ермий, попрать силой Христовой злые намерения язычников, испив ядовитый напиток от волхва, ты остался невредим, взывая: «Бог со мной и никто против меня».

Мысли свт. Феофана Затворника

(Рим.1:7–12; Мф.5:42–48)

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно и строится само собой в сердце; оттого и цены ей не дает Господь. 

Настоящая же христианская любовь опробуется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, намеренно вражески причиняемые. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им и молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?

Притча дня

Иногда Господь забирает из нашей жизни серебро, чтобы дать золото. Главное — вовремя это понять.

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Основы православия

Тема 164.  Крайности в подходе к духовничеству.

1. Поиск духовника высоких дарований. Иногда говорят: я редко исповедуюсь, никак не могу духовника себе найти. Нередко такого рода оправдание имеет в основе чрезмерную надежду грешника на личные возможности духовника, при недостаточном уповании на Бога. В противовес этой позиции стоит то догматическое положение, что от греха нас очищает не человек, но Господь. Неужели наш духовно-нравственный уровень столь высок, что обычный батюшка нас не устроит? Лучше иметь «обычного» духовника, чем руководить собой самостоятельно. Ведь мы пристрастны, нужен взгляд человека, независимого от наших страстей.

2. Поиск душевного, а не духовного духовника, того, кто обаятелен и снисходителен, приятен в общении. Главный же критерий духовничества – не удовольствие от общения, а духовное продвижение, борьба со страстями и обретение добродетелей.

3. И последняя крайность – попытка обойтись без духовника. Один мудрый человек сказал: «Я не могу поверить, что Бог нам дал разум, а потом запретил им пользоваться». Однако полезно и смирять свой падший ум, ставя высшим авторитетом учение Церкви, рекомендации духовника. Иначе дьявол может нас запутать. Он несколько тысяч лет специализируется в области соблазнения людей, у него значительно больше опыта, чем у нас.

Практические советы

Вопрос: зачем мне исповедоваться в присутствии священника, если можно это сделать напрямую Богу?

Одно не исключает другого. Исповедание греха состоит из 3-х этапов: 

1. как только осознал грех – напрямую Богу;

2. подводя итоги дня – напрямую Богу (на вечернем молитвенном правиле);

3. в Таинстве Исповеди – напрямую Богу при свидетельстве священника (получая разрешение от греха). Сам Бог (Ин.20:23) дал Своим апостолам, а далее, через апостольское преемство, епископам и священникам возможность разрешать христиан от грехов. Поэтому исповедоваться мы можем в любой форме и кому угодно, но получать разрешение от грехов установлено от священников и епископов.

P.S. Практика показывает, что тот, кто задаёт такой вопрос, в реальности Богу напрямую не исповедуется.

Тест