Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Первая приуготовительная седмица к Великому посту

Перед Великим постом Устав назначает 3-и подготовительные седмицы и 4-ре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первое из них (см. Лестницу Великого поста). Читать далее...

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

Неделя о мытаре и фарисее
(2Тим.3:10–15; Лк.18:10–14)

Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом.

Притча дня

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым. Рассказ старца Паисия.

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии (соответствует 6-му классу русской средней школы). Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий».

– «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты».

– «Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу».

– «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду».

В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?»

– «Хочу, – говорит, – взять у него благословение».

– «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам».

– «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

Преподобный Паисий Святогорец.

Проповедь дня

Прот. Василий Михайловский.
Сщмч. Фаддей (Успенский).
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).
Прот. Родион Путятин.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 
Прот. Димитрий Смирнов.
Игумен Никон (Воробьев).
Св. праведный Алексий Мечев.
Свт. Димитрий Ростовский. 
Митр. Макарий (Булгаков).
Перейти в раздел «Проповеди» 

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Архим. Никифор (Бажанов).

Мытарь.

Фоторассказы.

Великий пост.

Основы православия

Тема 44.  Образ и подобие Божьи в человеке.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт.1:26). Образ мы получили в дар от Бога при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь.  

Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, черты, отображающие Его совершенства. Черты образа Божьего в человеке:

  • Бог Личностен – и нас создал личностями (даже близнецы – разные личности).
  • Вечен – и мы созданы Богом для бессмертия, наша жизнь подобна лучу в геометрии – он имеет начало, но не имеет конца.
  • Свободен – и нам даровал свободу воли (у животных – инстинкты). В наличии свободы, как черте образа Божия, ответ на вопрос о наличии зла среди людей. Добро – свободное следование воле Божьей, а зло – противление ей. Бог не создавал зла, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни человеческого сердца, которое не слышит Бога. Свобода прямо пропорциональна ответственности. Чем выше свобода, тем выше ответственность. Иногда люди пытаются перенести всю ответственность за происходящее на Бога. Но мы не марионетки, не роботы, мы созданы по образу самого Бога и наше призвание – бесконечное уподобление Богу. По выражению святых отцов, мы должны стать богами по благодати, по причастности к Богу.
  • Премудр – и нам даровал разум (мышление и речь).
  • Творец – и нам даровал возможность творчества.
  • Вседержитель – и нам даровал в управление видимый мир.

Подобие – возможность уподобиться Богу, стать богоподобным – святым. Богоподобие – цель человеческой жизни.

  • С т.з. Божественного замысла о человеке, святой – это не сверхчеловек, это нормальный человек.
  • Человек, созданный по образу Бога, должен уподобляться Ему. Если Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Средоточие подобия Божьего – любовь, «совокупность совершенства».
  • Как обрести подобие Божье говорят нам Заповеди Блаженств.
  • Из людей высшей степени подобия сподобилась Пресвятая Богородица.

Практические советы

Издревле окончания молитв произносятся священнослужителями громче, как знак народу. На каждую молитву, произносимую в алтаре, должны отвечать молящиеся в храме. Название лик (народ) удержалось до нашего времени в богослужебных книгах, хотя вместо всего народа на возгласы священника и дьякона ответные песнопения чаще всего поются уже не всеми, а лишь избранными певцами. В некоторых храмах поют все, и наш патриарх подчеркивает важность общенародного пения.

  • Каждый возглас священника должен запечатлеваться словом "Аминь" (евр. истинно).
  • "Мир всем", – говорит священник; "И духови твоему", – отвечает народ.
  • "Благодать со всеми вами", – возглашает священник; "И со духом твоим", – отвечает народ.
  • Иногда священник просит благословения у народа: "Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...", на что народ отвечает: "Бог да простит ти, отче святый" (Повечерие, полунощница).

Случайный тест