Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Радоница. Как правильно помянуть усопших,
чего делать не следует

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.4:1–10; Ин.3:16–21)

«Неверующий в Сына Божия уже осужден» (Ин.3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. 

Пример – св. ап. Павел. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает и со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Притча дня

– Я знал одного человека, ненавидящего крест, – сказал монах профессору. – Сначала он запретил жене носить крестик и вешать дома распятие. Потом он стал ломать придорожные кресты, ибо жил в стране, где распятия ставят у дорог. Однажды он изрубил изгородь, заметив, что ветви на ней переплетаются крестом. Когда он вернулся домой, он уже был безумен. Он увидел в своем доме перекрестия балок и те скрещения досок, которыми держится мебель. Словом, он разнес в щепы все, что мог...

– Это правда? – спросил профессор.

– О, нет, – ответил монах, – это притча! Притча о таких, как вы. Сначала вы отрицаете крест, потом – все на свете. Сначала вы ненавидите все, что не сведешь к логике, потом – просто все, ибо ничто в мире не сводится к логике без остатка.

Проповедь дня

Митр. Владимир (Иким).
Архиеп. Афанасий (Мартос).
Патриарх Кирилл (Гундяев).
Прот. Вячеслав Резников.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 123. Десятая заповедь Ветхого ЗаветаНе пожелай ничего чужого.

Зависть – скорбь об успехах ближнего. В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

Эта заповедь разительно отличается от запрещающих грех на уровне телесных проявлений (не убей, не укради, не прелюбодействуй). Она призывает «не пожелай», проникая во внутренний мир человека, распространяясь на его намерения.

Зависть может проявляться не только в отношении материальных благ, но и в отношении статуса, звания, должности, признания, славы и даже духовных даров ближнего. 

Зависть стала причиной первого в истории человекоубийства Каином Авеля. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.

Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним. Зависть – абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов не дающий ни малейшего удовольствия. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.

Причастными к этому греху мы становимся не только завидуя, но и провоцируя других на зависть (см. Instagram). Если мы знаем, что человек не может позволить себе того, что мы приобрели, то иногда лучше промолчать о какой-то покупке. И о нашей духовной борьбе не принято рассказывать, например, сколько и когда мы молились или постились…

Практические советы

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл: «Заповедь о почитании родителей не ограничивается пределами мира живых. Усопшие еще больше нуждаются в нашей помощи и заботе. Мы заботимся о наших родителях, пока они живы, но оставляем наших усопших предков без всякого участия. Наши молитвы нужны усопшим не меньше, чем земная пища живым. Трудно представить себе человека, который бы отказал больной матери или отцу в стакане воды. Как же назвать человека, который оставляет своих усопших родителей без молитвенной помощи в мире ином?».

Посещая кладбище, мирянам принято совершать краткий молебный чин: Литию об усопших.

Случайный тест