Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании — Феофила Лепешинская

Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании — Феофила Лепешинская

(36 голосов4.3 из 5)

Предисловие

Но бед­но­стью чрез­мер­ною твоею,
Задум­чи­во­стью свет­лою своей,
Неж­ней­шими улыб­ками, слезами
Про­ро­че­ский ты вопло­ща­ешь сон.
И этим всем, и крот­кими словами
Мой страх, завет­ный страх мой покорен.

П.-Б. Шелли1.

Боль­шин­ство жен­щин, заня­тых делом, не счи­тают пол основ­ной состав­ля­ю­щей чело­ве­че­ской лич­но­сти, они живут и дей­ствуют, дале­кие от хло­пот о равен­стве и борьбе за свои «права». Если послу­шать феми­ни­сток, выри­со­вы­ва­ется совер­шенно не вооб­ра­зи­мая кар­тина мира: гру­бые муж­чины десятки веков назад соста­вили заго­вор в еди­ном стрем­ле­нии угне­тать пре­крас­ный сла­бый пол, глу­пые жен­щины без­вольно поко­ри­лись, а Бог закре­пил этот поря­док Сво­ими уста­нов­ле­ни­ями: под­чи­нен­ное поло­же­ние жен­щины прямо выво­дят из ста­туса, кото­рый ей якобы отво­дится в авра­ама­ти­че­ских рели­гиях: иуда­изме, хри­сти­ан­стве, исламе.

По-види­мому, дело объ­яс­ня­ется проще: в древ­но­сти спо­соб добы­ва­ния пищи тре­бо­вал напря­же­ния телес­ных сил, несов­ме­сти­мого с физио­ло­гией, пред­на­зна­чен­ной к дето­рож­де­нию. Надо пола­гать, в те суро­вые вре­мена оба пола без­молвно согла­си­лись: пахать не жен­ское дело, так же как охо­титься и вое­вать, под­вер­гая жизнь опас­но­сти, поскольку если поги­бает муж­чина, то один, а если жен­щина – отсе­ка­ется целая ветвь чело­ве­че­ского рода.

Пре­вос­ход­ство в физи­че­ской силе стало при­чи­ной мно­го­ве­ко­вого гла­вен­ства муж­чин; еще и в не столь дав­ние вре­мена им пред­на­зна­ча­лось боль­шин­ство про­фес­сий. Но эта ноша ока­за­лась слиш­ком обре­ме­ни­тель­ной. Лозунг «бере­гите муж­чин!», впер­вые озву­чен­ный «Лите­ра­тур­ной газе­той» в 1970 году, осно­вы­ва­ется на эле­мен­тар­ной ста­ти­стике: муж­ская смерт­ность зна­чи­тельно пре­вы­шает жен­скую2. Выяс­ни­лось, что муж­чины раньше седеют, быст­рее теряют остроту слуха и зре­ния, у них сла­бее энер­ге­ти­че­ский запас, они плохо спят, хуже сопро­тив­ля­ются инфек­ции, менее чув­стви­тельны к боли, поэтому склонны запус­кать болезнь, и т. п.

С раз­ви­тием циви­ли­за­ции, а осо­бенно в послед­ние деся­ти­ле­тия, ситу­а­ция меня­ется, поскольку за муж­скими муску­лами оста­ется разве что деко­ра­тив­ная цен­ность; воро­чать пла­сты земли, тас­кать камни и вести войны сего­дня можно про­сто нажи­мая кнопки, к чему спо­со­бен и ребе­нок. Реша­ю­щее зна­че­ние при­об­ре­тают ум, зна­ния, спо­соб­ность к обу­че­нию, здесь жен­щины не только не усту­пают муж­чи­нам, но часто опе­ре­жают их3. В эпоху инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий осо­бую цен­ность при­об­ре­тает жен­ский дар раз­ли­чать тон­чай­шие оттенки смысла, готов­ность к сотруд­ни­че­ству, ком­про­мис­сам, внут­рен­няя стой­кость, упор­ство и уме­ние при­спо­саб­ли­ваться к любым ситуациям.

В мае 2009 года Свя­тей­ший Пат­ри­арх Кирилл, высту­пая перед мно­го­ты­сяч­ной моло­деж­ной ауди­то­рией, назвал жен­щин абсо­лютно силь­ным полом: чело­век состоит из духа и тела, и сила его зави­сит не только от физи­че­ской состав­ля­ю­щей. Дей­стви­тельно, ката­клизмы 90‑х годов сло­мали мно­гих муж­чин: одни, соблаз­нив­шись «лег­кими день­гами», ска­ти­лись в кри­ми­нал, дру­гие отча­я­лись и спи­лись, а жен­щины шили и вязали, тор­го­вали соб­ствен­ного изго­тов­ле­ния пирож­ками, потя­ну­лись в деревню осва­и­вать ого­роды, научи­лись взра­щи­вать кар­то­шечку, с кото­рой не про­па­дешь, сло­вом, ока­за­лись более спо­соб­ными дер­жать удар небла­го­при­ят­ных обстоятельств.

Судя по реак­ции в Интер­нете, выска­зы­ва­ние Пат­ри­арха понра­ви­лось не всем и неко­то­рыми СМИ было истол­ко­вано как сен­са­ци­он­ное; между тем Свя­тей­ший Вла­дыка почти в точ­но­сти про­ци­ти­ро­вал свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого: «Пусть жен­щина не гово­рит: «я бес­сильна; бес­си­лие ведь при­суще плоти, а сила – в душе… нет ника­кого оправ­да­ния тому, кто ссы­ла­ется на телес­ную сла­бость.». И чуть ниже: «Доб­ро­де­тель­ная жен­щина обла­дает тем, что по образу. Не обра­щай вни­ма­ния на внеш­него чело­века: это только види­мость. Душа нахо­дится как бы под покро­вом сла­бого тела. Все дело в душе, а душа рав­но­честна; раз­ница лишь в покрове»4.

Теперь муж­чина пере­стал быть един­ствен­ным про­из­во­ди­те­лем, мыс­ли­те­лем и защит­ни­ком; при­шло время, когда блага и труд­но­сти жизни можно делить при­мерно поровну, стать поис­тине сотруд­ни­ками, перейти к отно­ше­ниям вза­им­ной ответ­ствен­но­сти. Но инер­ция про­дол­жает дей­ство­вать, муж­чина и жен­щина идут парал­лель­ными доро­гами, ори­ен­ти­ру­ясь на раз­ные, каж­дый на свои, системы цен­но­стей, не желая вгля­деться в суть, понять и при­нять друг друга ради искон­ного един­ства, для кото­рого Бог «сотво­рил чело­века… муж­чину и жен­щину сотво­рил их»5.

Самое дур­ное послед­ствие суще­ству­ю­щего дис­со­нанса состоит в том, что жен­щины стали как бы стес­няться своей несо­сто­я­тель­но­сти и стре­миться к испол­не­нию чужой роли, а муж­чины, сле­дуя сте­рео­тип­ным пред­став­ле­ниям о «насто­я­щем мужике», по-преж­нему пре­тен­дуют на абсо­лют­ное гла­вен­ство, пеняют на тесто­сте­рон в крови и уте­ша­ются анек­до­тами про блондинок.

Бог создал жену, конечно, не для экс­плу­а­та­ции, не для стирки и кухни; Он сотво­рил ее, ибо «не хорошо быть чело­веку одному»6, непо­лезно: тому, кто гуляет сам по себе, некого любить и он поне­воле ста­но­вится эго­цен­три­стом. Ника­кого равен­ства, разу­ме­ется, не пред­по­ла­га­лось: равен­ство тре­бует оди­на­ко­во­сти, а людям при­даны суще­ствен­ные био­ло­ги­че­ские раз­ли­чия, кото­рые отра­жа­ются и на пси­хо­ло­гии: муж­чины кон­кретно дея­тельны, логичны, после­до­ва­тельны, под­чи­няют чув­ства прин­ци­пам, они при­званы искать новые пути, изоб­ре­тать ори­ги­наль­ные реше­ния, а жен­щины, более вос­при­им­чи­вые и утон­чен­ные, чув­ствуя мате­рин­скую тре­вогу за всю пла­нету, про­сти­рают заботу на общее; они умеют полез­ное дове­сти до совер­шен­ства, а опас­ное скор­рек­ти­ро­вать; короче, от при­роды роли рас­пре­де­лены ко все­об­щему благу. Бог создал нас раз­ными, чтобы в сов­мест­ной жизни на земле муж­чины и жен­щины делали свое и в то же время общее дело, допол­няя, под­дер­жи­вая и удив­ляя друг друга; «Он не дал того и дру­гого одному, чтобы дру­гой пол не был уни­жен и не казался лиш­ним»7.

Пер­во­род­ный грех имел среди про­чего и то послед­ствие, что Адам весь окру­жа­ю­щий мир, вклю­чая жену, захо­тел при­сво­ить, поко­рить, исполь­зо­вать в лич­ных инте­ре­сах. А жен­щина поже­лала срав­няться с муж­чи­ной, отво­е­вать заня­тое им место гос­по­дина и потес­нить его на заводе, на кафедре, на войне. Стрем­ле­ние к един­ству под­ме­ня­ется вожде­ле­нием, сопер­ни­че­ством, борь­бой за гла­вен­ство. Потому Хри­стос и при­зы­вает оста­вить, воз­не­на­ви­деть пре­сло­ву­тые «семей­ные цен­но­сти»8– они вслед­ствие их извра­ще­ния и отлу­че­ния от любви Божией стали бре­ме­нем, путами, идо­лом, затме­ва­ю­щим Истину9. Вот насто­я­щий плод, кото­рый сорвал иску­си­тель: вражда, подо­зри­тель­ность, состя­за­ние между людьми, муж­чи­нами и женщинами.

Пра­виль­ное созна­ние сво­его пред­на­зна­че­ния утра­тили обе поло­вины чело­ве­че­ства. Жен­щины, полу­чив рав­ные права и воз­мож­но­сти, тем не менее в быту пред­по­чи­тают оста­ваться на пози­циях «сла­бо­сти» и зави­си­мо­сти; в теле­ви­зи­он­ных ток-шоу мель­кают девушки, отож­деств­ля­ю­щие заму­же­ство с воз­мож­но­стью без­бедно жить не рабо­тая, и всем недо­воль­ные жертвы, обви­ня­ю­щие в своих бедах исклю­чи­тельно рав­но­душ­ных и жесто­ких муж­чин. Муж­чины же, утра­тив реаль­ное пре­вос­ход­ство, при­вычно чер­пают неко­то­рую ком­пен­са­цию в поло­вой при­над­леж­но­сти как тако­вой: они выше, уже потому что муж­чины; разве не ска­зано в Еван­ге­лии: «не счи­тая жен­щин и детей»!

Стр. 1 из 49 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Татьяна, 02.06.2019

    Неод­но­знач­ное мне­ние об этой книге. Сму­тило, что при­сут­свует ропот на муж­чин, даже свя­щен­но­слу­жи­те­лей, за то, что счи­тают жен­щин менее цен­ными, чем муж­чины. При­во­дятся мно­гие феми­ни­сти­че­ские мысли. Но много и пользы у этой книги в плане того, что автор хорошо зна­кома с гре­хами именно жен­щин, при­во­дит исто­рии того, как жен­щины мыс­лят и как впа­дают в грех. И в этих при­ме­рах узна­ешь себя и пони­ма­ешь неко­то­рые соб­ствен­ные заблуждения. 

    Ответить »
  • ИРИНА, 26.12.2016

    Много правды в этой книге, она у меня под рукой уже пол­года. Купила её также для своих доче­рей, на буду­щее. Очень здо­рово напи­сана и как верно. Каж­дая глава как книга. Сколько муд­ро­сти ! Очень хотела бы встре­тить такую совет­чицу- мать по жизни. Поняла у меня есть муж ‑вот мне  и совет­чик. Кла­ня­юсь зем­ным покло­ном перед этой жен­щи­ной- авто­ром, как хотела бы иметь хоть каплю этой муд­ро­сти, кажется я всё рас­плес­кала, а ведь пони­маю что мне только 41 год. Ещё всё можно испра­вить и попра­вить, и ведь сама в душе хотела того, с чем так трудно справ­ля­юсь. Про­сти Господи .

    Ответить »
  • Тамара, 20.08.2014

    как всё верно,а оттого и страшно .читайте и делайте выводы. СПАСИ ВСЕХ ГОСПОДЬЮ

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки