Памятка желающему принять Таинство Святого Крещения

Оглав­ле­ние



Таин­ство Кре­ще­ния

Кре­ще­ние есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду и при при­зы­ва­нии кре­стя­щим его имени Пре­свя­той Троицы, Отца и Сына и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной, и воз­рож­да­ется Духом Святым в жизнь духов­ную и святую. Тем самым кре­ща­е­мый вво­дится в Цер­ковь и ста­но­вится ее членом.

Уже самое опре­де­ле­ние Таин­ства Кре­ще­ния гово­рит о том, что оно свя­зано с корен­ным пере­ло­мом в жизни чело­века. Стать хри­сти­а­ни­ном – это не значит пере­ме­нить убеж­де­ния или даже образ жизни, это значит реши­тельно пере­ро­диться, стать новым чело­ве­ком. Слова Гос­пода, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12:24), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим уче­ни­ком» (Лк. 14:27), или ска­зан­ное Нико­диму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3:5), не оста­ются без свер­ше­ния. Свя­щен­ная исто­рия, как и исто­рия хри­сти­ан­ства, знает мно­же­ство при­ме­ров, начи­ная с апо­стола Павла, когда уве­ро­вав­шие во Христа, а потом кре­стив­ши­еся ста­но­ви­лись дей­стви­тельно новыми людьми.

Духов­ное рож­де­ние озна­чает, что чело­век пере­стает жить для себя, а начи­нает жить для Христа и других людей, обре­тая в этом и для себя пол­ноту жизни. Обра­ще­ние ко Христу совер­шенно меняет центр инте­ре­сов.

Такое обра­ще­ние бывает иногда крутым или же посте­пен­ным. Кре­ще­ние взрос­лых явля­ется резуль­та­том свер­шив­ше­гося в них духов­ного) пере­во­рота, и бла­го­дать Таин­ства его освя­щает и закреп­ляет, а при кре­ще­нии детей, хотя они еще и не имеют созна­тель­ной веры, в них тоже все­ва­ется семя бла­го­дат­ной жизни, при­во­дя­щее впо­след­ствии к пол­ному пере­рож­де­нию кре­ще­ного, при усло­вии над­ле­жа­щего хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния.

Для достой­ного при­ня­тия Кре­ще­ния нужны вера и полное пока­я­ние, отказ от преж­ней свое­ко­рыст­ной жизни, с осо­зна­нием свя­зан­но­сти ее с дей­ствием злых духов и отре­че­ния от них. Кре­ще­ние мла­ден­цев нача­лось с древ­них времен. От них, конечно, нельзя ожи­дать веры и пока­я­ния, но их кре­стят в силу веры их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить кре­ща­е­мых исти­нам веры и помочь им воз­ро­диться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что, по нашим молит­вам, Гос­подь может даро­вать им раз­лич­ные блага. Можно ли, поэтому, сомне­ваться, что пода­ва­е­мая детям, по молит­вам всей Церкви, в Таин­стве Кре­ще­ния бла­го­дать при­не­сет долж­ные плоды? Знаем мы, что и Сам Гос­подь пустил детей при­хо­дить к Себе (Лк. 18:15–16) и что святой Иоанн Кре­сти­тель про­сла­вил Гос­пода во чреве матери. Бла­го­дать дей­ствует и на под­со­зна­ние чело­века. В то же время все хри­сти­ане должны пом­нить, что данный в Таин­стве Кре­ще­ния талант, залог новой жизни, при­умно­жа­ется путем личных усилий, иногда подви­гом всей жизни. Иными сло­вами, мы нико­гда не должны забы­вать данные при Кре­ще­нии обеты. Тем не менее, уже при самом при­ня­тии Свя­того Кре­ще­ния, в кре­стив­шемся совер­ша­ются неиз­гла­ди­мые пере­мены: он осво­бож­да­ется от власти пер­во­род­ного греха, и сатана изго­ня­ется из его сердца. Хотя воз­мож­ность иску­шать за диа­во­лом оста­ется, но он ста­но­вится как бы внеш­ним чело­веку. Некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­ще­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить.

Совер­ше­ние Таин­ства Кре­ще­ния

Кре­ще­ние есть Таин­ство вклю­че­ния чело­века в Цер­ковь путем усы­нов­ле­ния его силой Хри­сто­вой Богу Отцу. Таким обра­зом, Кре­ще­ние есть общее дело и тор­же­ство Церкви. В древ­но­сти оно при­уро­чи­ва­лось чаще всего к вели­чай­шему хри­сти­ан­скому празд­нику святой Пасхе и совер­ша­лось тор­же­ственно в собра­нии веру­ю­щих в храме. При­го­тов­ле­ние ко Кре­ще­нию, науче­ние вере или огла­ше­ние, про­ис­хо­дило тоже в храме.

В насто­я­щее время эта обще­цер­ков­ная забота о гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию сохра­ни­лась в молит­вах о них на литур­гии огла­шен­ных; теперь же лишь чтение паре­мий и еще неко­то­рые осо­бен­но­сти службы Вели­кой Суб­боты напо­ми­нают о преж­нем обычае кре­стить в день Пасхи. Посте­пенно Таин­ство Кре­ще­ния (кре­стины) при­об­рело харак­тер част­ной семей­ной требы, но его обще­цер­ков­ное и пас­халь­ное зна­че­ние, разу­ме­ется, оста­ется, и свя­щен­ни­кам сле­до­вало бы посто­янно напо­ми­нать об этом, так же как и о вели­кой, но часто забы­ва­е­мой ответ­ствен­но­сти вос­при­ем­ни­ков.

Огла­ше­ние, как заклю­чи­тель­ный акт при­го­тов­ле­ния ко Кре­ще­нию, бывшее прежде отдель­ным обря­дом, ныне непо­сред­ственно пред­ше­ствует Кре­ще­нию. Все сим­во­ли­че­ские свя­щен­но­дей­ствия этого обряда имеют глу­бо­кое дей­ствен­ное зна­че­ние. Самые суще­ствен­ные из них: закли­на­ние сатаны, отре­че­ние от него, после­ду­ю­щий обет соче­таться Христу и, нако­нец, испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры. Хри­сти­ане по лич­ному духов­ному опыту знают какова сила носи­теля зла – диа­вола, активно борю­ще­гося с добром. Закли­на­ние сатаны по слову Гос­подню: «Именем Моим будут изго­нять бесов» (Мк. 16:17) откры­вает кре­ща­е­мому воз­мож­ность всту­пить в брань с уда­лен­ным из него врагом, а после­ду­ю­щее отре­че­ние от сатаны есть вызов, бро­са­е­мый ему. С этого момента кре­ща­е­мый ста­но­вится уже воином Хри­сто­вым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, кото­рый, в свою оче­редь, не забу­дет бро­шен­ного ему вызова и будет жестоко бороться с хри­сти­а­ни­ном до послед­него его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос и она увен­ча­лась Его полной побе­дой. Поэтому, хотя Гос­подь и сказал: «Бой­тесь … того, кто может и душу и тело погу­бить в геенне» (Мф. 10:28), имея помощ­ни­ком Самого Гос­пода Побе­ди­теля, хри­сти­а­нин нико­гда не должен уны­вать в своей духов­ной борьбе.

Символ веры содер­жит все хри­сти­ан­ские истины, кото­рые в древ­но­сти люди знали до Кре­ще­ния, а в наши дни обычно изу­ча­ются в курсе Закона Божия. Ответ­ствен­ность за это обу­че­ние берут на себя вос­при­ем­ники, и они совер­шают тяг­чай­ший грех, если забы­вают об этом.

Самое Таин­ство Кре­ще­ния состоит из освя­ще­ния воды и елея, пома­за­ния освя­щен­ным елеем и после­ду­ю­щего самого глав­ного свя­щен­но­дей­ствия – трое­крат­ного погру­же­ния кре­ща­е­мого в воду со сло­вами: «Кре­ща­ется раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Свя­таго Духа. Аминь.» Сойдя во Иордан, Гос­подь Иисус Хри­стос освя­тил воды и с ними все стихии и всю мате­рию мира. С этого собы­тия вся при­рода стала вновь спо­соб­ной полу­чать бла­го­дат­ные дары и быть в неко­то­рой мере хра­ни­ли­щем бла­го­дати. В этом – осно­ва­ние для освя­ще­ния воды и других стихий и пред­ме­тов. Вода была издревле сим­во­лом очи­ще­ния, а погру­же­ние в нее – сим­во­лом пока­я­ния. Наряду с этим, как необ­хо­ди­мая для жизни, была она и сим­во­лом жизни. Избрав воду для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния, Гос­подь при­дает сим­во­лам, с нею свя­зан­ным, дей­ствен­ную силу.

По словам свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского, «вода по освя­ще­нии ста­но­вится для кре­ща­е­мого …гробом и мате­рью». Гробом потому, что войдя в купель, чело­век в подо­бии соеди­ня­ется со смер­тью Хри­сто­вой; мате­рью – потому, что через кре­щаль­ную смерть совер­ша­ется его новое рож­де­ние.

Освя­щен­ный елей, кото­рым во время Таин­ства пома­зу­ется сперва вода, а потом кре­ща­е­мый, есть символ исце­ле­ния и здо­ро­вья, при­ми­ре­ния и мира. Свечи изоб­ра­жают свет правой веры, кадило – бла­го­уха­ние Свя­того Духа, белые одежды ново­кре­ще­ного – осво­бож­ден­ную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу хри­сти­а­нина, кото­рую он должен хра­нить неза­пят­нан­ной, нако­нец, натель­ный крест – крест­ное после­до­ва­ние Христу и знак веры в Его победу. В случае край­ней нужды кре­ще­ние может совер­шить путем про­стого погру­же­ния в воду (или даже путем кроп­ле­ния), при про­из­не­се­нии кре­щаль­ных слов, каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, в силу при­над­леж­но­сти его к «цар­ствен­ному свя­щен­ству», то есть к Церкви.

Святая Цер­ковь знает также Кре­ще­ние кровью, когда не успев­ший кре­ститься чело­век запе­чат­ле­вает свою вер­ность Христу муче­ни­че­скою смер­тью.

Слово епи­скопа Алек­сандра (Семе­нова Тян-Шан­ского) о Таин­стве Кре­ще­ния

Символ веры

По-цер­ков­но­сла­вян­ски  По-русски
1. Верую во еди­наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и неви­ди­мым.
Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.
2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Имже вся быша. И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено.
3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася. Ради нас людей и ради нашего спа­се­ния сшед­шего с небес, и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии Девы, и став­шего чело­ве­ком.
4. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна. Рас­пя­того же за нас при Пон­тий­ском Пилате, и стра­дав­шего, и погре­бен­ного.
5. И вос­крес­шаго в третий день по Писа­нием. И вос­крес­шего в третий день согласно Писа­ниям.
6. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца. И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону Отца.
7. И паки гря­ду­щаго со славою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца. И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, Его же Цар­ству не будет конца.
8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго про­роки. И в Духа Свя­того, Гос­пода, даю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, с Отцом и Сыном сопо­кла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков.
9. Во едину Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь. В единую святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь.
10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов. При­знаю одно кре­ще­ние для про­ще­ния грехов.
11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых, Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых,
12. и жизни буду­щаго века. Аминь. и жизни буду­щего века. Аминь (истинно так).

Со времен апо­столь­ских… хри­сти­ане поль­зо­ва­лись «сим­во­лами веры» для того, чтобы напо­ми­нать самим себе основ­ные истины хри­сти­ан­ской веры. В древ­ней Церкви суще­ство­вало несколько крат­ких сим­во­лов веры. В чет­вер­том веке, когда появи­лись ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, воз­никла необ­хо­ди­мость преж­ние сим­волы попол­нить и уточ­нить. Таким обра­зом возник ныне упо­треб­ля­е­мый Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью символ веры. Он был состав­лен Отцами Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских Собо­ров. Первый Все­лен­ский Собор принял семь первых членов Сим­вола, Второй – осталь­ные пять. Первый Все­лен­ский Собор состо­ялся в городе Никее в 325 г. по Рож­де­стве Хри­сто­вом для утвер­жде­ния истин­ного учения о Сыне Божием против лож­ного учения Ария, счи­тав­шего, что Сын Божий создан Богом Отцом. Второй Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле в 381 г. для утвер­жде­ния истин­ного учения о Святом Духе против лже­уче­ния Маке­до­ния, отвер­гав­шего Боже­ствен­ное досто­ин­ство Духа Свя­того. По двум горо­дам, в кото­рых соби­ра­лись отцы Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских Собо­ров, Символ носит назва­ние Никео-Царе­град­ского. При изу­че­нии, Символ веры раз­де­ляют на две­на­дцать членов. В первом гово­рится о Боге Отце, далее по седь­мой вклю­чи­тельно – о Боге Сыне, в вось­мом члене – о Боге Духе Святом, в девя­том – о Церкви, в деся­том – о кре­ще­нии, в один­на­дца­том и две­на­дца­том – о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

Молитва Гос­подня

Отче наш, Иже ecи на небе­сех! Да свя­тится имя Твое. да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим; и не введи нас во иску­ше­ние, но избави нас от лука­ваго.

Песнь Пре­свя­той Бого­ро­дице

Бого­ро­дице Дево, радуйся, Бла­го­дат­ная Марие, Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вена Ты в женах и бла­го­сло­вен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Десять запо­ве­дей Божиих

  1. Аз есмь Гос­подь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
  2. Не сотвори себе кумира, и вся­каго подо­бия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не покло­ни­шися им, ни послу жиши им.
  3. Не при­емли имени Гос­пода Бога твоего всуе.
  4. Помни день суб­бот­ний, еже свя­тити его: шесть дней делай, и сотво­риши в них вся дела твоя, в день же седь­мый – суб­бота Гос­поду Богу твоему.
  5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол­го­ле­тен будеши на земли.
  6. Не убий.
  7. Не пре­любы сотвори.
  8. Не укради.
  9. Не послу­ше­ствуй на друга твоего сви­де­тель­ства ложна.
  10. Не поже­лай жены искрен­няго твоего, не поже­лай дому ближ­няго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­каго скота его, ни всего, елика суть ближ­няго твоего.   (Кн. Исход, гл. 20, ст. 2, 4–5, 7, 8–10, 12–17)

Суть этих запо­ве­дей Гос­подь Иисус Хри­стос изло­жил так:

«Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим. Сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь. Вторая же, подоб­ная ей: воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» (Еван­ге­лие от Матфея, гл. 22, ст. 37–39).

Пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского для мирян

Молитву пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский считал для жизни столь же необ­хо­ди­мой, как и воздух. Он просил и тре­бо­вал от своих духов­ных детей, чтобы они непре­станно моли­лись, и запо­ве­дал им молит­вен­ное пра­вило, остав­ше­еся под именем «Пра­вила отца Сера­фима».

Про­бу­див­шись от сна, всякий должен огра­дить себя крест­ным зна­ме­нием и, став на избран­ном месте, читать ту спа­си­тель­ную молитву, кото­рую людям пере­дал Сам Гос­подь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Бого­ро­дице Дево, радуйся» (трижды), и, нако­нец, еди­но­жды Символ веры. Совер­шив это утрен­нее пра­вило, всякий хри­сти­а­нин пусть отхо­дит на свое дело и, зани­ма­ясь дома или нахо­дясь в пути, должен читать тихо про себя: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­наго»: Если же окру­жают люди, то, зани­ма­ясь делом, гово­рить только умом: «Гос­поди, поми­луй», и так про­дол­жать до самого обеда. Перед обедом совер­шить утрен­нее пра­вило.

После обеда, испол­няя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси мя греш­наго», что про­дол­жать до самой ночи.

Когда же слу­чится про­во­дить время в уеди­не­нии, нужно читать: „Гос­поди Иисусе Христе, Бого­ро­ди­цею поми­луй мя греш­наго», а ложась спать на ночь, всякий хри­сти­а­нин должен повто­рить утрен­нее пра­вило и после него с крест­ным зна­ме­нием засы­пать. При этом св. старец гово­рил, ука­зы­вая на опыт св. отцов, что, если хри­сти­а­нин будет дер­жаться этого малого пра­вила, как спа­си­тель­ного якоря среди волн мир­ской суеты, со сми­ре­нием испол­няя его, то может достиг­нуть высо­кой меры духов­ной, ибо эти молитвы – осно­ва­ние хри­сти­ан­ства: первая – как слово Самого Гос­пода и данная Им в обра­зец всех молитв, вторая при­не­сена с неба Архан­ге­лом как при­вет­ствие Пре­свя­той Деве, Матери Гос­пода. Послед­няя же заклю­чает все дог­маты веры.

Име­ю­щий время пусть читает Еван­ге­лие, Апо­стол, другие молитвы, ака­фи­сты, каноны. Если же кому-то невоз­можно выпол­нять и это пра­вило – слуге, под­не­воль­ному чело­веку – то мудрый старец сове­то­вал выпол­нять это пра­вило и лежа, и при ходьбе, и в деле, помня слова Писа­ния: „Всяк, иже при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сется».

О Спа­си­теле мира, Гос­поде Иисусе Христе

При­шед­ший на землю Сын Божий, Гос­подь Иисус Хри­стос, есть Спа­си­тель чело­ве­че­ства. По воле Бога-Отца и из сожа­ле­ния к нам, греш­ным людям, Он пришел в мир и стал чело­ве­ком.

Своим словом и при­ме­ром Он учил людей, как надо верить и жить, чтобы стать пра­вед­ным и быть достой­ным звания детей Божиих, участ­ни­ком Его бес­смерт­ной и бла­жен­ной жизни. Чтобы очи­стить наши грехи и побе­дить смерть, Он умер на кресте и вос­крес в третий день. Теперь, как Бого­че­ло­век, Он пре­бы­вает на небе со Своим Отцом. Иисус Хри­стос явля­ется главой осно­ван­ного Им Цар­ства Божия, назы­ва­е­мого Цер­ко­вью, в кото­рой веру­ю­щие спа­са­ются, руко­во­ди­мые и укреп­ля­е­мые Духом Святым. Перед концом мира Иисус Хри­стос снова придет на землю, чтобы судить живых и мерт­вых. После этого насту­пит Его Цар­ство Славы, рай, в кото­ром спа­сен­ные будут вечно радо­ваться. Так пред­ска­зано, и мы верим, что так и будет.

К вели­чай­шему собы­тию в жизни чело­ве­че­ства – при­ше­ствию на землю Сына Божия – Гос­подь под­го­тов­лял людей, в осо­бен­но­сти еврей­ский народ, в тече­ние тыся­че­ле­тий. Из среды еврей­ского народа Бог выдви­гал про­ро­ков, кото­рые пред­ска­зы­вали при­ше­ствие Спа­си­теля мира – Мессии и этим закла­ды­вали фун­да­мент веры в Него. Кроме того, Бог в тече­ние многих поко­ле­ний, начи­ная от Ноя, потом – Авра­ама, Давида и других пра­вед­ни­ков, пре­до­чи­щал тот телес­ный сосуд, от кото­рого Мессия должен был при­нять плоть. Так, нако­нец, роди­лась Дева Мария, Кото­рая яви­лась достой­ной стать Мате­рью Иисуса Христа. Мария была сиро­той и Ее опекал даль­ний род­ствен­ник, пре­ста­ре­лый Иосиф, живший в Наза­рете, одном из неболь­ших горо­дов в север­ной части Святой Земли. Архан­гел Гав­риил, явив­шись, воз­ве­стил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Мате­рью Его Сына. Когда Дева Мария сми­ренно согла­си­лась, Дух Святой сошел на Нее и Она зачала Сына Божия. После­до­вав­шее затем рож­де­ние Иисуса Христа про­изо­шло в неболь­шом иудей­ском городке Виф­ле­еме, в кото­ром раньше родился царь Давид, предок Христа по плоти. Время рож­де­ния Иисуса Христа исто­рики отно­сят к 749–754 годам от осно­ва­ния Рима. При­ня­тое лето­ис­чис­ле­ние «от Рож­де­ства Хри­стова» начи­на­ется с 754 г. от осно­ва­ния Рима.

Жизнь, чудеса и беседы Гос­пода Иисуса Христа опи­саны в четы­рех книгах, име­ну­е­мых Еван­ге­ли­ями. Первые три Еван­ге­ли­ста – Матфей, Марк и Лука – опи­сы­вают собы­тия Его жизни, про­ис­хо­див­шие, глав­ным обра­зом, в Гали­лее – север­ной части Святой Земли. Еван­ге­лист же Иоанн допол­няет их повест­во­ва­ния, опи­сы­вая собы­тия и беседы Христа, про­ис­хо­див­шие пре­иму­ще­ственно в Иеру­са­лиме.

О жизни Иисуса Христа до трид­ца­ти­лет­него воз­раста почти ничего неиз­вестно. На трид­ца­том году жизни Иисус Хри­стос принял от про­рока Иоанна кре­ще­ние в реке Иор­дане. Обще­ствен­ное слу­же­ние Иисус начал в Гали­лее избра­нием две­на­дцати апо­сто­лов. Апо­столы были посланы Хри­стом про­по­ве­до­вать при­бли­же­ние Цар­ства Божия. Сам Он тоже путе­ше­ство­вал по Святой Земле, про­по­ве­дуя, соби­рая уче­ни­ков и рас­про­стра­няя учение о Цар­стве Божием.

Иисус Хри­стос явил Свое Боже­ствен­ное досто­ин­ство мно­же­ством чудес и про­ро­честв. Без­душ­ная при­рода без­условно пови­но­ва­лась Ему. Так, напри­мер, по слову Его буря сразу же укро­ти­лась; Он мог ходить по воде как по суше; умно­жив пять хлебов и несколько рыб. Он накор­мил мно­го­ты­сяч­ную толпу; при необ­хо­ди­мо­сти Он пре­тво­рил воду в вино. Он вос­кре­шал мерт­вых, изго­нял бесов и исце­лял бес­чис­лен­ное мно­же­ство боль­ных. При Этом Иисус Хри­стос вся­че­ски избе­гал чело­ве­че­ской славы. Для своей надоб­но­сти Иисус Хри­стос нико­гда не при­бе­гал к Своей все­мо­гу­щей силе. Все Его чудеса про­ник­нуты глу­бо­ким состра­да­нием к людям. Вели­чай­шим чудом Спа­си­теля было Его соб­ствен­ное вос­кре­се­ние из мерт­вых. Этим вос­кре­се­нием Он побе­дил власть смерти над людьми и поло­жил начало нашему вос­кре­се­нию из мерт­вых, кото­рое про­изой­дет при конце мира.

Еван­ге­ли­сты запи­сали многие пред­ска­за­ния Иисуса Христа. Неко­то­рые из них испол­ни­лись уже при жизни Апо­сто­лов и их пре­ем­ни­ков. Среди них: пред­ска­за­ние об отре­че­нии Петра и пре­да­тель­стве Иуды, о соб­ствен­ном рас­пя­тии и вос­кре­се­нии, о соше­ствии Свя­того Духа на Апо­сто­лов, о чуде­сах, кото­рые будут совер­шать Апо­столы, о гоне­ниях за веру, о раз­ру­ше­нии Иеру­са­лима и др. Неко­то­рые про­ро­че­ства Христа, отно­ся­щи­еся к послед­ним вре­ме­нам, начи­нают испол­няться, напри­мер: о рас­про­стра­не­нии Еван­ге­лия во всем мире, о раз­вра­ще­нии людей и об охла­жде­нии веры, об ужас­ных войнах, зем­ле­тря­се­ниях и т. д. Нако­нец, неко­то­рым про­ро­че­ствам, как, напри­мер, о все­об­щем вос­кре­се­нии мерт­вых, о втором Хри­сто­вом при­ше­ствии, о кон­чине мира и о Страш­ном Суде – пред­стоит еще испол­ниться. Обще­ствен­ное слу­же­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа про­дол­жа­лось более трех лет. Пер­во­свя­щен­ники, книж­ники и фари­сеи не при­няли Его учения и, зави­дуя Его чуде­сам и успеху, искали случая убить Его. Нако­нец такой случай пред­ста­вился. После вос­кре­ше­ния Спа­си­те­лем чет­ве­ро­днев­ного Лазаря, за шесть дней до Пасхи, Иисус Хри­стос, окру­жен­ный наро­дом, тор­же­ственно, как сын Давида и царь изра­и­лев, вошел в Иеру­са­лим. Народ воз­да­вал Ему цар­ские поче­сти. Иисус Хри­стос прямо напра­вился в храм, но, увидев, что пер­во­свя­щен­ники дом молитвы пре­вра­тили в «вертеп раз­бой­ни­ков», изгнал оттуда всех тор­гов­цев и менял. Это вызвало гнев фари­сеев и пер­во­свя­щен­ни­ков и они на своем собра­нии решили Его погу­бить. Между тем Иисус Хри­стос по целым дням учил народ в храме. В среду один из Его две­на­дцати уче­ни­ков. Иуда Иска­риот, пред­ло­жил членам синед­ри­она тайно пре­дать своего Учи­теля за трид­цать сереб­ря­ных монет. Пер­во­свя­щен­ники с радо­стью согла­си­лись. В чет­верг Иисус Хри­стос, желая совер­шить Пасху вместе со Своими уче­ни­ками, отпра­вился из Вифа­нии в Иеру­са­лим, где его уче­ники при­го­то­вили для Него боль­шую ком­нату. Явив­шись сюда вече­ром, Иисус Хри­стос пока­зал Своим уче­ни­кам вели­чай­ший пример сми­ре­ния, умыв их ноги, что у евреев обык­но­венно делали слуги. Затем было уста­нов­лено таин­ство Евха­ри­стии или При­ча­ще­ния. После тайной вечери Иисус Хри­стос вышел в Геф­си­ман­ский сад, где нача­лись Его внут­рен­ние стра­да­ния за грехи наши. В это время в сад пришли воору­жен­ные иудеи под пред­во­ди­тель­ством Иуды и отвели Иисуса к пер­во­свя­щен­ни­кам. После того, как Хри­стос при­знал себя Сыном Божиим и Мес­сией, они обви­нили Его в бого­хуль­стве, за что по закону сле­до­вала смерт­ная казнь. В пят­ницу утром Иисуса Христа при­вели на суд к рим­скому про­ку­ра­тору Понтию Пилату. Сна­чала Пилат не хотел утвер­ждать смерт­ного при­го­вора, но затем, убо­яв­шись доноса на себя в Рим, усту­пил тре­бо­ва­нию иудеев. Хри­стос был отве­ден на гору Гол­гофу и там распят на кресте между двумя раз­бой­ни­ками. Без­ро­потно принял Он эту казнь. Стоял пол­день. Вдруг солнце померкло и тьма на целых три часа рас­про­стра­ни­лась по земле. Нако­нец Он сказал: «…Совер­ши­лось!» – и предал дух Свой Богу Отцу. Двое тайных уче­ни­ков Иисуса – Иосиф и Нико­дим – полу­чили раз­ре­ше­ние у Пилата взять тело своего Учи­теля. Они погребли Его во гробе Иосифа, в саду близ Гол­гофы. Члены синед­ри­она запе­ча­тали вход во гроб и при­ста­вили к нему воен­ную стражу. В вос­кре­се­нье (веро­ятно 8‑ого апреля), на третий день после Своей крест­ной смерти, Иисус Хри­стос вос­крес из мерт­вых. Пер­выми сви­де­те­лями этого собы­тия были воины, сте­рег­шие гроб, кото­рые в ужасе раз­бе­жа­лись при явле­нии Ангела, отва­лив­шего камень от входа. Затем миро­но­сицы, при­шед­шие пома­зать тело Иисуса, нашли гроб пустым и удо­сто­и­лись видеть Самого Вос­крес­шего и слы­шать от Него при­вет­ствие: «Радуй­тесь!» После Иисус Хри­стос являлся многим Своим уче­ни­кам в разное время. В тече­ние сорока дней Хри­стос не раз бесе­до­вал со Своими уче­ни­ками, давая им послед­ние настав­ле­ния. В соро­ко­вой день Иисус Хри­стос на виду у Своих уче­ни­ков воз­несся на небо. Как мы верим, Иисус Хри­стос сидит одес­ную Бога Отца, то есть имеет с Ним одну власть. Вто­рично Он придет на землю в конце мира, чтобы судить живых и мерт­вых, после чего нач­нется Его слав­ное и вечное Цар­ство, в кото­ром пра­вед­ники будут сиять как солнце.

Вся жизнь и учение Спа­си­теля были направ­лены к тому, чтобы зало­жить новые духов­ные начала в чело­ве­че­скую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближ­ним, стрем­ле­ние к нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию и свя­то­сти. На этих нача­лах нам сле­дует стро­ить свое рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние и свою жизнь. Сози­дая же свою жизнь на запо­ве­дях Хри­сто­вых, мы уте­шаем себя мыслью, что Цар­ство Божие непре­менно вос­тор­же­ствует, и на обнов­лен­ной земле насту­пит обе­щан­ный мир, спра­вед­ли­вость, радость и бес­смерт­ная жизнь. Дай нам Гос­подь ока­заться достой­ными насле­до­вать Его Цар­ство!

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки