Глас

Литература по теме

Глас – [греч. ἦχος, букв. – звук, молва, мелодия, напев; лат. tonus, tropus, modus; груз. ჴმა(?)ბულლეტ или ხმა; сир. qâl] – элемент богослужебно-певческой системы осмогласия, его главная структурная единица.

Существует 8 гласов:
• 4 основных (автентичных) и
• 4 производных (плагальных) от них – предназначенных для распевания богослужебных текстов.глас

Понимание гласа исторически менялось как в разных регионах, так и в разные исторические эпохи.

В целом, на самом раннем этапе развития богослужебного пения каждый глас имел отдельную ладовую систему, свой звукоряд, в рамках которого и создавались мелодии гласов. Постепенно произошло формирование понятия гласа как набора специальных интонационно-ритмических формул. По преданию, каноническую мелодико-формульную систему создал преподобный Иоанн Дамаскин (Византия, VIII век).

Русская Православная Церковь с момента Крещения (X век) является наследницей византийского понимания гласа, но в несколько преобразованном виде. Если в церковном пении Византии, несмотря на присутствие характеризующих каждый глас кратких мелодий (ихимы), главными все-таки были ладовые характеристики (как и в григорианском хорале), то в древнерусском певческом искусстве (X–XVII века) глас означал в первую очередь набор характерных мелодических формул – «попевок». При этом звукорядно-ладовая система оставалась общей для всех гласов, но каждый глас имел свое интонационно-ритмическое «лицо».

Набор мелодических формул (начальных, срединных и конечных) для каждого гласа был огромен. Попевки исчислялись десятками внутри только одного гласа. Кроме того, со временем их мелодии становились шире и шире. Удержать в памяти подобный объём информации певчим становилось все сложнее, стирались границы между гласами. Поэтому к XVIII веку назрела реорганизация гласовой системы.

Примеры знаменных песнопений различных гласов

Знаменный роспев, глас 1

7:15

«На гору учеником» Евангельская стихира первая. Роспевщик Ф. Крестьянин (XVI век). Расшифровка М. Бражникова.
Республиканская русская хоровая капелла (ныне капелла имени А. Юрлова). Дирижер А. Юрлов (запись 1988 года)

Знаменный роспев, глас 6

1:13

Русско-литовский извод знаменного роспева.
«Звязда звяздам Прадцеча…» Славник на хвалитех Рождества Иоанна Предтечи. Напев из Жировичского Ирмолоя XVII века.
Расшифровка Ольги Суарес.
Ансамбль древнерусского певческого искусства «Сретение» (Беларусь). Руководитель Ольга Суарес.

Знаменный роспев, глас 1

Тропари на великом повечерии.
Юлия Назаренко, регент Свято-Троицкого храма станицы Новодонецкой Краснодарского края. Исполнение по знаменной нотации.

Знаменный роспев, глас 8

«С нами Бог».
Старообрядческий мужской хор «Параклит». Регент диакон Филипп Севастьянов (Ростов на Дону). Исполнение по знаменной нотации.

Знаменный роспев, глас 4

«Благовествуй, земле, радость велию». Задостойник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Новосибирский молодежный старообрядческий хор. Исполнение по знаменной нотации.

Знаменный роспев, 7

«Сего ради нищ есмь». Покаянный стих 7 гласа. Расшифровка А. Хачаянц.
Ансамбль древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Руководитель А. Хачаянц.

Современное состояние системы осмогласия

Главный принцип организации богослужебных гласов как системы по настоящий момент остается в осмогласии неизменным. Однако, ладовое наполнение гласов и способ сопоставления напевов по сравнению с прошлыми веками претерпели изменения.

В древнерусском церковном пении композитор (роспевщик) мог выбирать любую из интонационно-ритмических формул гласа и компоновать их в произвольном порядке, создавая витиеватую мелодию песнопения и при этом не выходить за пределы гласа. Опытные роспевщики с помощью внутригласовых попевок выявляли скрытые смыслы гимнических текстов. В этом случае слова, раскрывающие важную мысль, мелодически обозначались одинаковыми формулами. А.Н. Кручинина назвала эту игру скрытых смыслов поэтикой древнерусского певческого искусства.

В гласовых песнопениях современного богослужения такие композиторские «игры» недопустимы. Теперь в гласах всегда строго определенное количество несложных мелодических формул – строк (колен), не более семи. Они следуют друг за другом не в произвольном, а строго выверенном порядке. Например, одна из самых «популярных» схем в гласах – двухформульная: за первой строкой идет вторая, затем снова первая, снова вторая и т.д. до окончания текста, последняя фраза которого замыкается специальной заключительной попевкой. И никаких отклонений от заданного трафарета.

С одной стороны, это схематизирует гласовые песнопения, лишая их творческого начала. С другой, значительно упрощает распевание текстов. При знании схемы напева гласа и понимания принципов распева каждый может исполнить песнопение любого гласа буквально с листа, имея перед глазами только текст гимна.

Таким образом, в современной русской богослужебной практике под «гласом» понимается определенный набор мелодических шаблонов, на которые распеваются гимнографические тексты.

Важно учитывать, что для каждого жанра внутри гласа установлен свой набор мелодий. То есть для исполнения гласового песнопения необходимо знать не просто номер гласа, но и жанр богослужебного текста (тропарь, ирмос, стихира, прокимен).

Художественно-духовное наполнение гласов

Но кто же изначально устанавливает номер гласа песнопений? Это делают гимнотворцы – люди, которые сочиняют богослужебные тексты и составляют службы святым. Именно они определяют номер гласа, на который впоследствии следует распевать данную молитву. При этом гимнотворцы руководствуются художественно-духовными стандартами каждого гласа, связанными с содержанием текста.

Художество – это слово имеет славянское происхождение, его смысл схож с современным значением слова искусство.

В заключение приведем краткую характеристику содержания гласов. Наиболее полный и аргументированный их анализ под этим углом приведен в исследовании протоиерея Б. Николаева (см. книга Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения).

1 глас – светозарный, величественный, поется легко и стремительно, взмывает к Небесам, способен настраивать душу к возвышенным чувствам. Это глас небесной красоты, Божественного величия и славы, духовной радости. Это глас Пасхальный. Служба праздника Святой Пасхи составлена в 1-ом гласе и в параллельном к нему 5-ом.

0:34

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя». 1 глас

2 глас – располагающий к умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души. Прежде всего, это глас Великой Субботы. Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас – глас «прехождения», отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).
1:09

Стихира «Преблагословенна еси, Богородице Дево». 2 глас

3 глас – плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный. Этот глас имеет наименьшее число попевок и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте. Песнопения 3-го гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу. Так, например, воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости.
0:33

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает». 3 глас

4 глас – быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа, как в 1-ом гласе. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.
3:14

Ирмоса «Отверзу уста моя» Киевского распева в обработке П. Чеснокова. 4 глас

5 глас – плагальный к 1-му, является его завершением и углублением. Величественное шествие завершается глубоким поклонением. В песнопениях 5-го гласа слышится призыв к поклонению (например, тропарь воскресный – поклонение Воскресению Христову), а также светлое приветствие: «Радуйся!» (самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте» и др.). Одновременнои немного печальный и радостный.
0:45

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя». 5 глас

6 глас – плагальный ко 2-му. Мелодия 6-го гласа весьма печальная, располагающая к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющая душу благоговейным умилением. Этот глас передает глубокую скорбь, растворенную и небесным утешением. Если 2-й глас – глас исхода, то 6-й глас – глас погребения. На этот глас положены каноны утрени Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы, канон погребения мирян. Также это глас глубокого покаяния, сокрушения о грехах. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского положен на 6-й глас. Многие песнопения в честь преподобных отцов и святителей также поются на 6-й глас.
0:47

Стихира Святому Духу «Царю Небесный». 6 глас

7 глас – плагальный к 3-му. Самый скудный по количеству песнопений и музыкальных строк. У греков этот глас именуется «тяжелым». Характер его – важный, мужественный, как бы вдыхающий бодрость, упование, мужество. Мелодия и тексты 7-го гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое. Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.
1:13

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже». 7 глас

8 глас – плагальный к 4-му. Глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного. Также, это глас высокой похвалы, восклицания («О преславного чудесе», «О Тебе радуется», «Что вас наречем, святии»). В то же время, мелодия 8-го гласа несколько печальная, умилительная.
2:40

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». 8 глас

Послушать современное звучание гласов можно здесь:

Освоить Осмогласие современной традиции помогут эти публикациии:

Комментировать

Загрузка формы комментариев...