Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.8:18–25; Ин.6:35–39)

Св. Петр говорит Симону: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян.8:22). Нет части, а Симон и думать не думал, что зашел так далеко; и делать внешне ничего не делал он безобразного, а только подумал неправо, и помышление сердца его сделало то, что апостол недоумевал, отпустится ли оно ему, если даже он покается и молиться будет Богу. Вот что значит строй сердца и помышление, из него исходящее по известному строю! Судя по нему, человек совне бывает одно, а изнутри совсем другое. И это внутреннее видит только один Бог и те, кому откроет Дух Божий, испытующий сердца. С каким же страхом и трепетом должно соделать свое спасение! И как искренно и усердно нужно молить Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12)

И на суде будет нечто страшное и изумительное. Скажет Господь: «не знаю вас» (Лк.13:27) тем, которые не только были уверены сами, что Божии, но и в очах всех являлись таковыми. Что же остается нам? Только взывать: «ими же веси судьбами спаси нас, Господи!». Сам как знаешь дай спасительный строй сердцу нашему!

Притча дня

Одна дворянка пришла к преподобному Серафиму Саровскому, пожаловалась, что учителя плохо учат ее детей французскому языку, и спросила его, что ей делать.

– Ты, матушка, лучше научи своих детей Богу молиться, а французскому они потом легко научатся, – сказал ей святой старец.

Основы православия

Тема 131.  Шестая заповедь Нового ЗаветаБлаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Каждый день христианин обращается к Богу словами псалмопевца: Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50). Сердце – духовный центр человека. «Блаженны чистые сердцем»  – чистые от греховных мыслей и желаний. Для христиан важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от греховных помыслов, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие.

В Св. Писании говорится о том, насколько небезобидными могут быть мысли: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (1Ин.3:15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли – потенциальный совершитель потом уже видимых грехов.

Синоним чистоты сердечнойпростота. Антоним – лукавство. Также чистота сердечная это и чистая совесть.

В связи с этой заповедью необходимо сказать о двух понятиях православной аскетики: Очищении ума и хранении ума и сердца (можно сказать гигиене ума). Что мы видим, слышим, читаем – о том и думаем. Если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, или вернуться с шумного застолья, то о внимательной и сосредоточенной молитве можно только мечтать.
Можно провести аналогию с питанием: мы тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств; у души 5 духовных «пищеводов», основной из них – зрительный, затем – слуховой. Как плохой пищей можно принести вред телу, так и вредной информацией – душе.

Результатом исполнения этой заповеди является богопознание. Религиозный человек осознаёт и ощущает присутствие Бога. Условием познания Бога кроме веры является нравственное состояние человека, очищение души от страстей.  В этой заповеди речь не только о высшем состоянии – созерцании духовным зрением невидимого Бога, но и о том, чтобы и в окружающем мире осознавать Его присутствие, что доступно каждому. См. Кто видел Бога?

Практические советы

Мы приходим в храм не для того, чтобы напомнить Богу о том, что Он должен сделать для нас, а для того, чтобы услышать голос Божий о том, что должны сделать мы для своего спасения.

Случайный тест