Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все
Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан
Развернуть

Притча дня

Один подвижник так объяснял суть смирения:
– Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими. Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 341.  Можно ли доказать бытие Божье?

Если сказать одним словом, то да. Но нам стоит уточнить, что мы считаем доказательством. Прежде всего, отметим, что «доказать» и «принудить» – это разные вещи. Никакие доказательства не могут заставить человека их принять. Например, поклонники академика Фоменко отрицают существование Древнего Рима, полагая все свидетельства о нём поздними подделками. Это не значит, что реальность Древнего Рима не доказана, это значит, что люди могут отвергать любые свидетельства. Вы не можете помешать человеку настаивать на его заблуждении, если он так хочет.

Нам также стоит отметить часто возникающую ошибку – когда люди требуют, чтобы бытие Божье доказывалось методами естественных наук. Наука имеет дело с материей и, опираясь на повторяющиеся наблюдения и воспроизводимые эксперименты, делает утверждения о материальных объектах и процессах.

Но Бог не является материальным объектом или процессом, и то, бытие чего можно было бы доказать научно, просто не было бы Богом в библейском смысле. Хотя наука разворачивает перед нами картину мироздания, которая свидетельствует о Боге, мы не можем доказать Его бытие в рамках научного метода.

Доказательства бытия Божьего носят философскую направленность. Среди них обычно выделяют нравственное, космологическое, телеологическое, эстетическое и историческое, и они имеют принципиально непринудительный характер: Бог дает нам достаточные основания для веры, но не принуждает к ней.

Практические советы

Во время скорби надо чаще причащаться Святых Христовых Таин. От частого достойного причащения сердце становится мягким, добрым. Оно готово простить всем, всех любить. Злое лицо становится радостным, душа все больше стремится к горнему миру, прелести мира дольнего не влекут ее: «Здесь града постоянного не имеем, но грядущего взыскуем».
Пока объезжаете святые места, везде причащайтесь, во всех храмах, во всех монастырях, даже если по сложившимся обстоятельствам не сможете вычитать Правило ко Причащению. В дороге любое молитвенное правило заменяется Иисусовой молитвой. Лишь бы у вас сокрушение сердечное было и искреннее желание соединиться со Христом.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что, как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется.
Схиигумен Савва (Остапенко)

Случайный тест