День памяти
Жития
В 1910 году преосвященный Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский благословил написание первой иконы Собора Карельских святых. Икона была написана, и ее снимок опубликован в газете «Олонецкие епархиальные ведомости». На ней изображены четырнадцать Олонецких чудотворцев. Есть все основания предполагать, что первая икона сохранилась до наших дней и находится в Екатерининской церкви г. Петрозаводска.
Семь лет назад в Александро-Невском кафедральном соборе был освящен придел во имя Собора Карельских святых. Рядом с ним в киоте находится особо чтимый в Карелии новонаписанный образ. Взирая на эту икону сонма святых, в земле Карельской просиявших, верующие обращаются к ним с молитвой как к своим благодатным помощникам.
«Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится», – поется в древнем Давидовом псалме. Церковь хранит живую память о святых подвижниках нашего северного края: о чудотворце всея Руси, святом Александре Свирском, преподобных отцах наших Сергии и Германе Валаамских, Афанасии Сяндемском, Геннадии и Никифоре Важеозерских, Лазаре и Афанасии Муромских, Александре Ошевенском, Адриане Ондрусовском, Корнилии Палеостровском, Елисее Сумском, Ионе Яшезерском, Кирилле Челмогорском, Ионе Клименецком, Варлааме Керетском, Зосиме, Германе и Савватии Соловецких и многих других, которые своими великими духовными подвигами благоукрашали родную землю.
Велика сила христианской праведности! Даже несмотря на десятилетия страшного разорения церковной жизни, насильственного искоренения веры в нашем христианском крае, память о святых угодниках Божиих сохранилась в людских душах, в глубине которых всегда горела любовь к высшей правде. Теперь заветные имена духовных светильников земли Карельской постепенно возвращаются в жизнь современных людей. С каждым годом все больше и больше богомольцев собирается в день Собора Карельских святых в святые храмы, восстановленные и вновь построенные в Карелии, чтобы помолиться небесным покровителям родной земли, испросить у них духовных сил в столь нелегкое ныне время, чтобы, духовно пробудившись, вернуться как блудные дети к Небесному Отцу.
Вместе со всеми святыми, увенчанными Христом венцом славы, Церковь чествует в этот день и икону Божией Матери «Владимирская», получившую название Заступницы Русской Державы. В 2000 году, освящая восстановленный Александро-Невский собор, патриарх Московский и всея Руси Алексий II преподнес в дар собору Владимирскую икону Божией Матери, специально написанную для петрозаводского соборного храма и освященную святейшим. Сегодня у этого чудотворного образа люди воссылают смиренные и теплые молитвы и получают утешение.
* * *
Переходящее празднование Собора Карельских святых, как известно, ежегодно совершалось в субботу между 13 и 19 ноября нового стиля. Теперь память великих преподобных святых, просиявших в Карелии, чествуется 3 июня. С чем это связано?
В общецерковный календарь Русской Православной Церкви этот праздник был внесен в 1972 году после визита патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию с целью установления дружеских связей с Финской Православной Церковью. В свою очередь архиерейское собрание Финской Православной Церкви празднование памяти карельских святых определило в первую субботу ноября, связанную с государственным праздником Финляндии, установленным в день поминания всех усопших в Финской Евангельско-лютеранской Церкви. Благословение вселенского патриарха Константинополя, Нового Рима Афинагора на это решение церковного правления было получено в 1958 году.
В Карелии празднование Собора Карельских святых в этот день не связано с православной традицией, поэтому по решению Священного Синода и благословению патриарха в 2004 году праздник перенесен на постоянную дату – 3 июня. В этот день в 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение восстановленного в Петрозаводске Александро-Невского кафедрального собора, южный придел которого освящен в честь Собора Карельских святых.
Еще несколько лет назад этот день в церковном календаре мало о чем говорил большинству жителей Карелии. Память о великих духовных подвижниках, освятивших своими подвигами и вымаливавших нашу северную землю, была насильно вычеркнута из повседневной жизни людей. Забыты были святые имена угодников Божиих, и редко кто призывал преподобных на помощь, обращался к их предстательству. Но ныне память святых, просиявших в нашем крае, вновь становится всепочитаемой, преподобные вновь сопутствуют нам в нашей жизни. Все больше людей приходят в этот праздничный день на службу в карельские храмы, чтобы набраться духовных сил, помолиться о благополучии своих семей и о процветании родного края.
* * *
Олонецкие чудотворцы
«Много звезд на небе, и далеки они от нас. Они сияют нам из глубины небес, и по ним усталый путник правит путь свой по морю и по земле. Тихую отраду вливают в душу эти мерцающия таинственныя светлыя точечки на темном небе ночи!..
Так же далеко от нас в глубину веков ушло и то время, когда жили и трудились на земле наши олонецкие чудотворцы. Тьма веков и все пережитые краем невзгоды сокрыли подробные сведения о жизни многих из них. Но даже самая малая часть из известного нам содержит много поучительного. Своею жизнию святые влекуют нас к небесам, сияя светом добродетелей, показывая всю красоту и привлекательность жизни святой – этого верного пути к райским селениям».
Это строки из Олонецкого патерика. Он был издан в 1910 году и стал в наши дни драгоценнейшим раритетом. В этой чудной книге хранится живая память о святых подвижниках нашего северного края. Она наполнена свидетельствами того, как они жили, как веровали, как благоукрашали родную землю своими духовными подвигами. Когда читаешь примеры такой высокой духовности, невозможно без ужаса смотреть на порушенные монастырские обители и храмы, растоптанную тысячелетнюю культуру, пущенное по ветру богатое наследие, исковерканные и окаменевшие человеческие души.
Патерик излучает свет и добро, оказывает благотворное влияние на людей. Свет, исходящий от добрых дел святых, просиявших на земле Карельской, проливается и на самого читающего. В каждом житии патерика для человека содержится урок потрясающей важности. Ведь святые отличаются от нас не тем, что они были безгрешны, абсолютно чисты, а тем, что боролись с грехом и умели побеждать его. Усваивая уроки святых, человек стремится и свою жизнь изменять к лучшему. Стоит только захотеть и попросить Божией помощи.
* * *
День Карельских святых – праздник, который с 2004 года по решению Священного Синода отмечается 3 июня. В церковном календаре он называется Собором и празднуется во всех храмах России, но особенно торжественно – в Карелии. Праздничное богослужение в кафедральном Александро-Невском соборе ежегодно совершает архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
Чествуя в этот день память святых угодников Божиих, прославивших своей жизнью не только Бога, но и наш древний край, мы вспоминаем историю Карелии, притягательность которой заключена не во внешней жизни северян, на севере жить непросто, а в ее внутренней, духовной стороне, взятой от святых. Люди, молящиеся сегодня в храмах России, могут даже не знать, где находится Карелия, но они знают имена прославивших ее подвижников благочестия и душой тянутся к благодатной карельской земле.
Среди тех, кто просвещал Карелию верой Христовой – преподобные Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Александр, игумен Свирский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Лазарь и Афанасий Муромские, Александр Ошевенский, Варлаам Керетский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Палеостровский, Елисей Сумский, Иона Яшезерский, Кирилл Челмогорский, Иона Клеменецкий, святой блаженный Фаддей Петрозаводский, канонизированный в октябре прошлого года. Удивительны пути этих подвижников, ушедших от мира в глухие пустынные места сурового северного края. Они основали множество монастырей, ставших очагами назидания и утешения для страждущих. Преподобные были миссионерами, осваивавшими пространства Карелии не мечом, а крестом, кротостью и любовью, и теперь предстоят вечно за нашу землю у престола Божия. Только в их житиях мы можем найти подлинную историю нашего края. Ведь православное понимание истории – это исполнение Промысла Божия здесь, на земле.
К сожалению, за годы господства атеистической идеологии в нашем обществе были забыты имена духовных светильников Карелии. С 1910 года пока остается не переизданным Олонецкий патерик с их житиями, полный примеров великого духовного подвижничества. Для нас, живущих в очень тяжелые времена, когда и небольшое добро пренебрегается, и любое доброе начало тонет среди множества злых примеров, эта утрата достаточно ощутима. Ведь нынешние обстоятельства вынуждают нас жить духовно, обращаться за советом к богопросвещенным людям и книгам, дающим нам образцы святой жизни. “Если бы мы старались подражать преуспевающим, то совесть наша утончалась бы”, – говорит афонский блаженный старец Паисий Агиорит, и он же добавляет: “При одном только нашем взгляде на небо вещи придут в свое положение”.
Каждый день в храмах Петрозаводска – Александро-Невском, Крестовоздвиженском и Екатерининском – возжигаются десятки свечей у новонаписанных икон Собора Карельских святых. Святые угодники, наполнившие Карелию духовными дарованиями, вновь возвратились в нашу жизнь, чтобы и мы наполнили наш украшенный природой край целительными для нашей души молитвами.
Ольга Сидловская
Список Святых
Богослужения
Служба собору Карельских святых
На Господи воззвах, глас 6: Земля веселится и небо радуется,/ отцы преподобнии/ восхваляюще подвиги и труды ваши,/ душевное благомощие и ума чистоту/ законом бо естества не победистеся./ О, соборе святый и полче божественный// земли нашей утверждение вы еси воистинну.
Приидите вси концы земли,/ псалмы и песньми незаходимого Света,/ великаго светильника вселенней воспоем вси Александра Свирского,/ паче бо солнца возсия в твердыни веры/ и верных собрание и добродетелем настави./ Того молитвами, Христе Боже наш,// православных веру утверди, яко Человеколюбец.
Евангельски, преподобнии Зосимо, Савватие и Германе/ Христа возлюбивше,/ мира отвратитеся,/ в непроходимыя же и в пустыя острова Соловецкия зашедше,/ всякия добродетели образу навыкосте,/ мудрой пчеле подобяшеся,// и приятелище изрядно Духу Святому бысте премудрии.
Радуйся пустыне, прежде безплодна и необитаема,/ послежде яко крин цветущая,/ взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная,/ хваляще с нами Сергия и Германа,/ вкупе же Арсения и Германа с Александром Свирским,// отцы всехвальныя.
Преподобнии отцы Богомудрии,/ Никифоре и Геннадие, Пахомие и Кирилле,/ слепым даете свет, болящим изцеление,/ милостиво приклоняющеся и приходящим с верою/ и просящим помощи вашея,/ заступники бо и предстатели вернии вси обретохом,// восхваляюще любовию вас.
Слава, глас 8: Ликуй, Фиваидо русская,/ красуйся пустыни и дебри Олонецкие,/ возрастившия святое и славное отцев множество,/ чудным житием всех наставляюще,/ миру не прилеплятися,/ крест свой на рамена взяти,// и во след Христу шествовати.
На стиховне, глас 2: Святых память велие торжество явися земли нашея:/ сии бо воистину делы и словесы и многовидным житием,/ и от Бога дарованием соделашася святи./ И ныне прославльшему их Христу предстояще,/ молятся о нас прилежно,// любовию совершающих светлое их торжество.
Стих: Честна пред Господем смерть преподобных Его
Преподобнии отцы всечестнии,/ Лазарю и Афансие,/ добродетельми возшедше на колетсницу,/ и к Богу востекосте/ победныя почести приемлюще.// Темже блажим вас, прехвальнии.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.
Ликом постническим сочетастеся,/ преподобнии Ионо и Лонгине,/ и ныне в небесных обителех живете/ веселящеся идеже ликуют Ангели,/ поминайте любовию блажащих вас на земли,// и святое ваше творящих празднество.
Слава, глас 3: Преподобнии отцы, мира красоты и пищи временныя возненавидевше/ и иноческое житие возлюбивше,/ Ангелом собеседницы бысте/ и светильницы многосветлии земли нашей,/ чудесами, яко второе солнце сияете,/ но о всех нас поминайте, совершающих священную памятть вашу,/ мы бо чада ваша,/ вас на помощь призываем,// просяще вами прияти мир и велию милость.
По Евангелии, глас 6: Иже на земли Ангелы,/ и на небеси человецы Божии,/ мира благое украшение,/ и благих питатель удобрение,/ монахов и преподобных похвалу,/ всех святых Карельских почтим,/ насаждени бо в дому Господни,/ и процветоша праведно,/ и яко кедри в пустыни умножили стадо Христово словесных овец,// в преподобии и правде.
КАНОН, глас 2
Всем святым в земли Карельстей просиявшим
Егоже краегранесие: СОБОРУ КАРЕЛЬСТИХ СВЯТИХ ВОЗНОШУ ПЕСНЬ !
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетская, яко прославися.
Припев: Вси святии земли Олонецкой, молите Бога о нас.
Светильников светлых множество на свещнице церковней яви Господь, щедро насеявый святое и славное отцев наших множество в земли Олонецкой просиявших.
Огнь Божественный возсия и оживотвори зде пустыню, прежде безплодну и необитаему, последиже, аки крин процветшую, инок множество взрастившую, яко и вас, цветы присножизненныя и Богопрозябенныя, Сергие и Германе Валаамские.
Благодаряще, поим песнь Христу, пославша нам Зосиму, Савватия, Германа Соловецких чудотворцев, кии иже мира отвратистеся, в непроходимы и пусты острови Соловецкия вселистеся, претерпением лютых мук тленная на нетленная пременили есте, превечному Богу угодили есте.
Богородичен:
Образу кротости, Богородице, поим песнь, славяще рождество Христа Бога непостижимое, и вопием Ей: помилуй стадо Твое, едина Всепетая.
Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя; возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.
Родником святости, Господи, сохрани землю Олонецкую, и даждь ей быти ненаветну от врагов и даруй на сопротивных победу и одоление.
Утверди нас в Тебе, Господи, любовию явивша Своих собеседник Александра Свирскаго и Елисея Сумскаго, каковых искуси и обрете достойны Себе, ихже и гробы чудесы прослави.
Киими песньми восхвалим угодников Божиих, мужей высокаго духовнаго совершенства, Лазаря и Афанасия Муромских, пустыню обителию святыя украсивших, светом веры Христовы лопарей просветивших.
Богородичен:
Ангел Святейшая, Богородице Дево, под Твой кров притекаем, Владычице, людие Твоя, Помощнице буди нам, рабом Твоим, и спасения Подательнице.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека: тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Радостно, едиными усты и сердцем величаем вас, святии земли Олонецкой, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Единонравно на земли живя, земная мудрствовати презирали есте, плоть угнетали есте, весь ум вперяя ввысь, богомудре Геннадие и Никифоре Важеозерские, отцы всехвальныя.
Любовию провидя славу земли Северныя, Антоний Римлянин, достославный, от ветхаго Рима на камени по волнам морским преплыл еси и веру правую зде утвердил еси.
Богородичен:
Свет рождшая Божественный, стала еси, Богородице Дево, Заступницей мира холоднаго.
Песнь 5
Ирмос: Света подателю и веков Творче Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе инаго Бога не знаем.
Тихое и доброе пристанище яви нам Господь, в земли Олонецкой Божественный Свой виноград насадивши, из коего вино чудное источивши, спасительным напитком сим нас напояющи.
Источил еси любовию, Христе Боже, угодников Своих, коих терпеливе растил еси на добрых пажитях, вас, дивнии преподобнии, Авраамие и Корнилие Палеостровские.
Хвала Ти, Господи, яко Сам содержиши в руце Своей души праведных, кои слезными потоки души напоили есте, непорочнаго жития духовное благомощие явили есте, вас, преподобнии отцы наша, Ионе Яшезерский и Ионе Клименецкий.
Богородичен:
Совершенное спасение душ наших, Богородице Дево, Ты бо еси нам святое ограждение и источник исцеления.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследую милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Воспеваем вас, вси святии земли Олонецкой, яко противу начал и властей злобы дерзновенно ополчистеся и тех коварства любовию и смирением победисте.
Яко звезд пресветлых Церковь яви вас, вернии раби Господни, Пахомие Кенский, Александре Ошевенский, Кириаче Каргопольский, шествовавших токмо узким путем: постницы, в алчбе и жажде временное житие проводившии; послушницы, Христово смирение стяжавшии, молитвенницы, блаженство плача о гресех познавшии.
Трудницы Господни, преподобнии отцы наша Афанасие Сяндемский, Елеазарие Анзерский, образ злострадания и терпения показавшии, страстей прилоги и козни вражии попалившии, поругания яко врачество чистительное пившии.
Богородичен:
Исцелений неоскудное Сокровище еси нам, Богородице Дево, молим Тя, Владычице, даруй нам душ очищение и от бед свобождение.
Песнь 7
Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся, в Вавилоне иногда. Сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко в цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Храм Господний суще, святии отцы наша, любве Его ради живота своего не щадившии, мир и миродержателя тьмы победившии, вся сети древняго змия, яко паучину, разорили есте, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Возсияли в мире, яко светильницы светлии, преподобнии отцы наша, Адриане Ондрусовский, Киприане Сторожевский, неусыпающую скорбь о гресех стяжавшии, слезы многи о них познавшии, послушанию и смирению Спасителем научении, темже Господем Славы вознесеннии.
Обитель Духа Пресвятого явилися есте, преподобнии отцы наша Никодиме Кожеозерский, Евфимие Карельстий, многими скорьбми в Царство Небесное вшедшии, труды, подвиги, слезы, поты, страдания претерпевшии.
Богородичен:
Заря и Светоносная сене Небесная, Богородице Дево, Свет необъяснимо рождшая, просвети, Владычице, и наша сердца и души.
Песнь 8
Ирмос: Победители мучителя и пламене благодатию Твоею бывше, заповедем Твоим зело прилежаще, отроцы вопияху: благословите вся дела Господня, Господа.
Неотмирной жизни образ явившии, избрание свое подвигами благочестия оправдавшии, образом дел и трудов правый путь к Небеси нам показавшии, преподобнии отцы наша, молите Бога о нас.
Основание непоколебимое Церкве явили есте, отцы наша, благое иго Христово люботрудно понесшии, Христа ради всеконечно себя отвергшиися, преподобнии Кирилле Челмогорский, Арсение Коневский, Диодоре Юрьегорский, в терпении вашем души ваша стяжавшии, благодарити Господа николиже преставшии.
Широкий путь греха презрев, путем тесным и прискорбным до конца дней шесвовавшии, крест свой на рамо возложившии, преподобнии отцы наша Варлааме Керетский, Евфросине Курженский, Кассиане Соломенский, безгневия и кротости смирением достигши, плоть духу поработили есте.
Богородичен:
Угаси в нас пламень греховный, Богородице Дево, совместно со Апостолы волю Сына Своего любовию творившая, темже молим Тя: умири и наша страждущия сердца.
Песнь 9
Ирмос: От Бога Слова, неизреченною мудростию, пришедшаго обновити Адама, ядию в тление па-дшего люте, от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии единомудренно песньми величаем.
Песньми величаем вас, преподобнии, вся хотения Господни исполнившии, мнози скорби в мире претерпевшии, в молитве Богу собеседовавшии, житием своим диавола поправшии, на Небеса со славою возведеннии, с лики ангельскими в вечныя обители Отца Небеснаго вселеннии.
Единоверцы, преподобнии отцы наша, Елеазаре и Назарие Олонецкии, поим вам, всякое плотское пристрастие вседушно отвергшии, едино на потребу чрез подвиги велии взыскавшии.
Святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, ублажаем, яко отвержением себе Христу последовал еси, трудным подвигом юродства разум Христов явил еси, много претерпел еси, ныне в покой Царствия Небеснаго вшел еси.
Богородичен:
Надеждо ненадежных, нечаянная Радосте наша, Богородице Дево величаем Тя, Ты бо еси истинное всех верних духовное возрождение и спасение.
На хвалитех, глас 4: Преподобнии отцы земли Карельской,/ бысте цвети духовнии земли нашея/ утверждение и сокровище неистощимое,/ вас стяжавше прославляем прославльшего вас Господа:// Ему же молятся, даровати душам нашим велию милость.
Срадуйтеся нам, всех верных множество,/ сликовствуйте, горы и холмы, море, и вся яже в нем,/ в светоносный день памяти дивных постников, Сергия и Германа,/ на горах Валаамских,// яко финикс процветших.
Приидите, празнолюбцы и постническое сословие,/ верою сошедшеся,/ истинных постников почтим днесь Зосиму и Савватия./ О, всеблажебннии,/ преподобным сожителие и постников похвало,/ о нас молитеся ко Господу //помиловатися душам нашим.
Слава, глас 6: Преподобнии отцы земли нашея,/ поучившеся день и ночь в законе Господни,/ сподобистеся древа животнаго снасаждени быти,/ и плод вашего страдания венцы процвете,/ дерзновение имуще к Подвигоположнику Богу,// и нам испросите очищение и велию милость.
И ныне, глас тойже: Богородице Дево,/ упование христианом,/ пробави и нам древния милости Твоя,/ бывшия отцем нашим,// покрый и соблюди нас от всякаго зла.
Тропарь Карельским святым, глас 8: Якоже плод красный Твоего Спасительнаго сеяния,/ земля Карельская приносит Ти, Господи,/ вся святыя в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце,// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди Многомилостиве.
Кондак, глас 3: Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших,/ предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу:/ Ангелы с ним славословят,/ и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют,// о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.
Величание: Величаем вас/ вси святии в земле Карельской просиявшии,/ и чтем святую память Вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь Карельским святым, глас 8
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Каре́льская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как красивый плод Твоего спасительного сеяния, земля Карельская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их молитвами в глубоком мире Церковь и страну нашу ходатайством Богородицы сохрани, Многомилостивый.
Кондак Карельским святым, глас 3
Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.
Перевод: Сегодня собрание святых, в земле нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо о нас молится Богу. Ангелы с ним прославляют Бога, и все святые Церкви Христовой вместе с ним празднуют, ибо все вместе молят о нас Превечного Бога.
Случайный тест
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Лики святости
- История календаря
- Календарные циклы
- О постах
- Календарь постов и трапез
- Великий пост 2023
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Тест: Православные посты
- Тест: Великий Пост
- Церковные Праздники
- Церковные праздники 2022
- Пасха Христова 2023
- Знаки праздников
- Именины
- Жития святых
- Иконы Спасителя
- Иконы Богородицы
- Иконы святых
- Тест: Церковные Праздники
Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку «внешнему», с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом, создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что Глава Церкви – это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви.
профессор Н. Гринев
1918 год. Совет народных комиссаров принимает декрет «Об отделении Церкви от государства и школы».
1945 год. Алексий (Симанский) избран патриархом Московским.