Дни памяти:

Житие

В 1910 го­ду прео­свя­щен­ный Ни­ка­нор, епи­скоп Оло­нец­кий и Пет­ро­за­вод­ский бла­го­сло­вил на­пи­са­ние пер­вой ико­ны Со­бора Ка­рель­ских свя­тых. Ико­на бы­ла на­пи­са­на, и ее сни­мок опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Оло­нец­кие епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти». На ней изо­бра­же­ны че­тыр­на­дцать Оло­нец­ких чу­до­твор­цев. Есть все ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вая ико­на со­хра­ни­лась до на­ших дней и на­хо­дит­ся в Ека­те­ри­нин­ской церк­ви г. Пет­ро­за­вод­ска.

Семь лет на­зад в Алек­сан­дро-Нев­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре был освя­щен при­дел во имя Со­бо­ра Ка­рель­ских свя­тых. Ря­дом с ним в ки­о­те на­хо­дит­ся осо­бо чти­мый в Ка­ре­лии но­во­на­пи­сан­ный об­раз. Взи­рая на эту ико­ну сон­ма свя­тых, в зем­ле Ка­рель­ской про­си­яв­ших, ве­ру­ю­щие об­ра­ща­ют­ся к ним с мо­лит­вой как к сво­им бла­го­дат­ным по­мощ­ни­кам.

«Пра­вед­ник яко финикс про­цве­тет, яко кедр, иже в Ли­ване, умно­жит­ся», – по­ет­ся в древ­нем Да­ви­до­вом псал­ме. Цер­ковь хра­нит жи­вую па­мять о свя­тых по­движ­ни­ках на­ше­го се­вер­но­го края: о чу­до­твор­це всея Ру­си, свя­том Алек­сан­дре Свир­ском, пре­по­доб­ных от­цах на­ших Сер­гии и Гер­мане Ва­ла­ам­ских, Афа­на­сии Сян­дем­ском, Ген­на­дии и Ни­ки­фо­ре Ва­же­озер­ских, Ла­за­ре и Афа­на­сии Му­ром­ских, Алек­сан­дре Оше­вен­ском, Адри­ане Он­дру­сов­ском, Кор­ни­лии Па­ле­ост­ров­ском, Ели­сее Сум­ском, Ионе Яше­зер­ском, Ки­рил­ле Чел­мо­гор­ском, Ионе Кли­ме­нец­ком, Вар­ла­а­ме Ке­рет­ском, Зо­си­ме, Гер­мане и Сав­ва­тии Со­ло­вец­ких и мно­гих дру­гих, ко­то­рые сво­и­ми ве­ли­ки­ми ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми бла­го­укра­ша­ли род­ную зем­лю.

Ве­ли­ка си­ла хри­сти­ан­ской пра­вед­но­сти! Да­же несмот­ря на де­ся­ти­ле­тия страш­но­го ра­зо­ре­ния цер­ков­ной жиз­ни, на­силь­ствен­но­го ис­ко­ре­не­ния ве­ры в на­шем хри­сти­ан­ском крае, па­мять о свя­тых угод­ни­ках Бо­жи­их со­хра­ни­лась в люд­ских ду­шах, в глу­бине ко­то­рых все­гда го­ре­ла лю­бовь к выс­шей прав­де. Те­перь за­вет­ные име­на ду­хов­ных све­тиль­ни­ков зем­ли Ка­рель­ской по­сте­пен­но воз­вра­ща­ют­ся в жизнь совре­мен­ных лю­дей. С каж­дым го­дом все боль­ше и боль­ше бо­го­моль­цев со­би­ра­ет­ся в день Со­бо­ра Ка­рель­ских свя­тых в свя­тые хра­мы, вос­ста­нов­лен­ные и вновь по­стро­ен­ные в Ка­ре­лии, чтобы по­мо­лить­ся небес­ным по­кро­ви­те­лям род­ной зем­ли, ис­про­сить у них ду­хов­ных сил в столь нелег­кое ныне вре­мя, чтобы, ду­хов­но про­бу­див­шись, вер­нуть­ся как блуд­ные де­ти к Небес­но­му От­цу.

Вме­сте со все­ми свя­ты­ми, увен­чан­ны­ми Хри­стом вен­цом сла­вы, Цер­ковь че­ству­ет в этот день и ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри «Вла­ди­мир­ская», по­лу­чив­шую на­зва­ние За­ступ­ни­цы Рус­ской Дер­жа­вы. В 2000 го­ду, освя­щая вос­ста­нов­лен­ный Алек­сан­дро-Нев­ский со­бор, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II пре­под­нес в дар со­бо­ру Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, спе­ци­аль­но на­пи­сан­ную для пет­ро­за­вод­ско­го со­бор­но­го хра­ма и освя­щен­ную свя­тей­шим. Се­го­дня у это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за лю­ди вос­сы­ла­ют сми­рен­ные и теп­лые мо­лит­вы и по­лу­ча­ют уте­ше­ние.

* * *

Пе­ре­хо­дя­щее празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ка­рель­ских свя­тых, как из­вест­но, еже­год­но со­вер­ша­лось в суб­бо­ту меж­ду 13 и 19 но­яб­ря но­во­го сти­ля. Те­перь па­мять ве­ли­ких пре­по­доб­ных свя­тых, про­си­яв­ших в Ка­ре­лии, че­ству­ет­ся 3 июня. С чем это свя­за­но?

В об­ще­цер­ков­ный ка­лен­дарь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви этот празд­ник был вне­сен в 1972 го­ду по­сле ви­зи­та пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на в Фин­лян­дию с це­лью уста­нов­ле­ния дру­же­ских свя­зей с Фин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В свою оче­редь ар­хи­ерей­ское со­бра­ние Фин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви празд­но­ва­ние па­мя­ти ка­рель­ских свя­тых опре­де­ли­ло в первую суб­бо­ту но­яб­ря, свя­зан­ную с го­судар­ствен­ным празд­ни­ком Фин­лян­дии, уста­нов­лен­ным в день по­ми­на­ния всех усоп­ших в Фин­ской Еван­гель­ско-лю­те­ран­ской Церк­ви. Бла­го­сло­ве­ние все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­по­ля, Но­во­го Ри­ма Афи­на­го­ра на это ре­ше­ние цер­ков­но­го прав­ле­ния бы­ло по­лу­че­но в 1958 го­ду.

В Ка­ре­лии празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ка­рель­ских свя­тых в этот день не свя­за­но с пра­во­слав­ной тра­ди­ци­ей, по­это­му по ре­ше­нию Свя­щен­но­го Си­но­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха в 2004 го­ду празд­ник пе­ре­не­сен на по­сто­ян­ную да­ту – 3 июня. В этот день в 2000 го­ду пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II со­вер­шил ве­ли­кое освя­ще­ние вос­ста­нов­лен­но­го в Пет­ро­за­вод­ске Алек­сан­дро-Нев­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра, юж­ный при­дел ко­то­ро­го освя­щен в честь Со­бо­ра Ка­рель­ских свя­тых.

Еще несколь­ко лет на­зад этот день в цер­ков­ном ка­лен­да­ре ма­ло о чем го­во­рил боль­шин­ству жи­те­лей Ка­ре­лии. Па­мять о ве­ли­ких ду­хов­ных по­движ­ни­ках, освя­тив­ших сво­и­ми по­дви­га­ми и вы­ма­ли­вав­ших на­шу се­вер­ную зем­лю, бы­ла на­силь­но вы­черк­ну­та из по­все­днев­ной жиз­ни лю­дей. За­бы­ты бы­ли свя­тые име­на угод­ни­ков Бо­жи­их, и ред­ко кто при­зы­вал пре­по­доб­ных на по­мощь, об­ра­щал­ся к их пред­ста­тель­ству. Но ныне па­мять свя­тых, про­си­яв­ших в на­шем крае, вновь ста­но­вит­ся все­по­чи­та­е­мой, пре­по­доб­ные вновь со­пут­ству­ют нам в на­шей жиз­ни. Все боль­ше лю­дей при­хо­дят в этот празд­нич­ный день на служ­бу в ка­рель­ские хра­мы, чтобы на­брать­ся ду­хов­ных сил, по­мо­лить­ся о бла­го­по­лу­чии сво­их се­мей и о про­цве­та­нии род­но­го края.

* * *

Оло­нец­кие чу­до­твор­цы

«Мно­го звезд на небе, и да­ле­ки они от нас. Они си­я­ют нам из глу­би­ны небес, и по ним уста­лый пут­ник пра­вит путь свой по мо­рю и по зем­ле. Тихую от­ра­ду вли­ва­ют в ду­шу эти мер­ца­ю­щия та­ин­ствен­ныя свет­лыя то­чеч­ки на тем­ном небе но­чи!..

Так же да­ле­ко от нас в глу­би­ну ве­ков ушло и то вре­мя, ко­гда жи­ли и тру­ди­лись на зем­ле на­ши оло­нец­кие чу­до­твор­цы. Тьма ве­ков и все пе­ре­жи­тые кра­ем невзго­ды со­кры­ли по­дроб­ные све­де­ния о жиз­ни мно­гих из них. Но да­же са­мая ма­лая часть из из­вест­но­го нам со­дер­жит мно­го по­учи­тель­но­го. Сво­ею жиз­нию свя­тые вле­ку­ют нас к небе­сам, сияя све­том доб­ро­де­те­лей, по­ка­зы­вая всю кра­со­ту и при­вле­ка­тель­ность жиз­ни свя­той – это­го вер­но­го пу­ти к рай­ским се­ле­ни­ям».

Это стро­ки из Оло­нец­ко­го па­те­ри­ка. Он был из­дан в 1910 го­ду и стал в на­ши дни дра­го­цен­ней­шим ра­ри­те­том. В этой чуд­ной кни­ге хра­нит­ся жи­вая па­мять о свя­тых по­движ­ни­ках на­ше­го се­вер­но­го края. Она на­пол­не­на сви­де­тель­ства­ми то­го, как они жи­ли, как ве­ро­ва­ли, как бла­го­укра­ша­ли род­ную зем­лю сво­и­ми ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми. Ко­гда чи­та­ешь при­ме­ры та­кой вы­со­кой ду­хов­но­сти, невоз­мож­но без ужа­са смот­реть на по­ру­шен­ные мо­на­стыр­ские оби­те­ли и хра­мы, рас­топ­тан­ную ты­ся­че­лет­нюю куль­ту­ру, пу­щен­ное по вет­ру бо­га­тое на­сле­дие, ис­ко­вер­кан­ные и ока­ме­нев­шие че­ло­ве­че­ские ду­ши.

Па­те­рик из­лу­ча­ет свет и доб­ро, ока­зы­ва­ет бла­го­твор­ное вли­я­ние на лю­дей. Свет, ис­хо­дя­щий от доб­рых дел свя­тых, про­си­яв­ших на зем­ле Ка­рель­ской, про­ли­ва­ет­ся и на са­мо­го чи­та­ю­ще­го. В каж­дом жи­тии па­те­ри­ка для че­ло­ве­ка со­дер­жит­ся урок по­тря­са­ю­щей важ­но­сти. Ведь свя­тые от­ли­ча­ют­ся от нас не тем, что они бы­ли без­греш­ны, аб­со­лют­но чи­сты, а тем, что бо­ро­лись с гре­хом и уме­ли по­беж­дать его. Усва­и­вая уро­ки свя­тых, че­ло­век стре­мит­ся и свою жизнь из­ме­нять к луч­ше­му. Сто­ит толь­ко за­хо­теть и по­про­сить Бо­жи­ей по­мо­щи.

* * *

День Ка­рель­ских свя­тых – празд­ник, ко­то­рый с 2004 го­да по ре­ше­нию Свя­щен­но­го Си­но­да от­ме­ча­ет­ся 3 июня. В цер­ков­ном ка­лен­да­ре он на­зы­ва­ет­ся Со­бо­ром и празд­ну­ет­ся во всех хра­мах Рос­сии, но осо­бен­но тор­же­ствен­но – в Ка­ре­лии. Празд­нич­ное бо­го­слу­же­ние в ка­фед­раль­ном Алек­сан­дро-Нев­ском со­бо­ре еже­год­но со­вер­ша­ет ар­хи­епи­скоп Пет­ро­за­вод­ский и Ка­рель­ский Ма­ну­ил.

Че­ствуя в этот день па­мять свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, про­сла­вив­ших сво­ей жиз­нью не толь­ко Бо­га, но и наш древ­ний край, мы вспо­ми­на­ем ис­то­рию Ка­ре­лии, при­тя­га­тель­ность ко­то­рой за­клю­че­на не во внеш­ней жиз­ни се­ве­рян, на се­ве­ре жить непро­сто, а в ее внут­рен­ней, ду­хов­ной сто­роне, взя­той от свя­тых. Лю­ди, мо­ля­щи­е­ся се­го­дня в хра­мах Рос­сии, мо­гут да­же не знать, где на­хо­дит­ся Ка­ре­лия, но они зна­ют име­на про­сла­вив­ших ее по­движ­ни­ков бла­го­че­стия и ду­шой тя­нут­ся к бла­го­дат­ной ка­рель­ской зем­ле.

Сре­ди тех, кто про­све­щал Ка­ре­лию ве­рой Хри­сто­вой – пре­по­доб­ные Сер­гий и Гер­ман Ва­ла­ам­ские, Зо­си­ма и Сав­ва­тий Со­ло­вец­кие, Алек­сандр, игу­мен Свир­ский, Ген­на­дий и Ни­ки­фор Ва­же­озер­ские, Ла­зарь и Афа­на­сий Му­ром­ские, Алек­сандр Оше­вен­ский, Вар­ла­ам Ке­рет­ский, Афа­на­сий Сян­деб­ский, Адри­ан Он­дру­сов­ский, Кор­ни­лий Па­ле­ост­ров­ский, Ели­сей Сум­ский, Иона Яше­зер­ский, Ки­рилл Чел­мо­гор­ский, Иона Кле­ме­нец­кий, свя­той бла­жен­ный Фад­дей Пет­ро­за­вод­ский, ка­но­ни­зи­ро­ван­ный в ок­тяб­ре про­шло­го го­да. Уди­ви­тель­ны пу­ти этих по­движ­ни­ков, ушед­ших от ми­ра в глу­хие пу­стын­ные ме­ста су­ро­во­го се­вер­но­го края. Они ос­но­ва­ли мно­же­ство мо­на­сты­рей, став­ших оча­га­ми на­зи­да­ния и уте­ше­ния для страж­ду­щих. Пре­по­доб­ные бы­ли мис­си­о­не­ра­ми, осва­и­вав­ши­ми про­стран­ства Ка­ре­лии не ме­чом, а кре­стом, кро­то­стью и лю­бо­вью, и те­перь пред­сто­ят веч­но за на­шу зем­лю у пре­сто­ла Бо­жия. Толь­ко в их жи­ти­ях мы мо­жем най­ти под­лин­ную ис­то­рию на­ше­го края. Ведь пра­во­слав­ное по­ни­ма­ние ис­то­рии – это ис­пол­не­ние Про­мыс­ла Бо­жия здесь, на зем­ле.

К со­жа­ле­нию, за го­ды гос­под­ства ате­и­сти­че­ской идео­ло­гии в на­шем об­ще­стве бы­ли за­бы­ты име­на ду­хов­ных све­тиль­ни­ков Ка­ре­лии. С 1910 го­да по­ка оста­ет­ся не пе­ре­из­дан­ным Оло­нец­кий па­те­рик с их жи­ти­я­ми, пол­ный при­ме­ров ве­ли­ко­го ду­хов­но­го по­движ­ни­че­ства. Для нас, жи­ву­щих в очень тя­же­лые вре­ме­на, ко­гда и неболь­шое доб­ро пре­не­бре­га­ет­ся, и лю­бое доб­рое на­ча­ло тонет сре­ди мно­же­ства злых при­ме­ров, эта утра­та до­ста­точ­но ощу­ти­ма. Ведь ны­неш­ние об­сто­я­тель­ства вы­нуж­да­ют нас жить ду­хов­но, об­ра­щать­ся за со­ве­том к бо­го­про­све­щен­ным лю­дям и кни­гам, да­ю­щим нам об­раз­цы свя­той жиз­ни. “Ес­ли бы мы ста­ра­лись под­ра­жать пре­успе­ва­ю­щим, то со­весть на­ша утон­ча­лась бы”, – го­во­рит афон­ский бла­жен­ный ста­рец Па­и­сий Аги­о­рит, и он же до­бав­ля­ет: “При од­ном толь­ко на­шем взгля­де на небо ве­щи при­дут в свое по­ло­же­ние”.

Каж­дый день в хра­мах Пет­ро­за­вод­ска – Алек­сан­дро-Нев­ском, Кре­сто­воз­дви­жен­ском и Ека­те­ри­нин­ском – воз­жи­га­ют­ся де­сят­ки све­чей у но­во­на­пи­сан­ных икон Со­бо­ра Ка­рель­ских свя­тых. Свя­тые угод­ни­ки, на­пол­нив­шие Ка­ре­лию ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, вновь воз­вра­ти­лись в на­шу жизнь, чтобы и мы на­пол­ни­ли наш укра­шен­ный при­ро­дой край це­ли­тель­ны­ми для на­шей ду­ши мо­лит­ва­ми.

Оль­га Сид­лов­ская

 

Ав­ра­амий (в схи­ме Ан­то­ний) Кен­ский, Ко­же­е­зер­ский, прп.: †1634; Ин. 7 || Новг.
Ав­ра­амий Па­ле­ост­ров­ский, игу­мен, уче­ник прп. Кор­ни­лия Па­ле­ост­ров­ско­го: †XV; Ав. 21 || Новг.
Ав­ра­амий (в ми­ру Авер­кий) Ро­стов­ский, ар­хим., чу­до­тво­рец: †1073-1077; Окт. 29 || Ро­стов.
Адри­ан Он­дру­сов­ский (Ан­дру­сов­ский), прмч.: †1549; М. 17; Ав. 26 || Новг.; Пе­терб.
Алек­сандр (в схи­ме Алек­сий) Нев­ский, вел. князь: †1263; Ав. 30; Н. 23 || Влад.; Новг.; Пе­терб.; Ро­стов.; Тул.; Эст.
Алек­сандр Оше­вен­ский, игу­мен: †1479; Ап. 20 || Новг.
Алек­сандр (в кре­ще­нии Амос) Свир­ский, игу­мен, чу­до­тво­рец: †1533; Ап. 17; Ил. 17 (2-е обр́ете­ние мо­щей); Ав. 30 || Новг.; Пе­терб.
Ан­дрей Пер­во­зван­ный, апо­стол из 12-ти, брат ап. Пет­ра: †62; Ин. 20; Н. 30 || Ап. 12; Крым.
Ан­то­ний Ка­рель­ский, прп.: †1418; Ап. 18
Ан­то­ний (в ми­ру Ан­дрей) Сий­ский, иером.: †1556; Д. 7 || Новг.
Ар­се­ний Ко­нев­ский, прп.: †1447; Ин. 12 || Афон.; Новг.; Пе­терб.
Ар­те­мий Вер­коль­ский, от­рок: †1545; Ин. 23; Окт. 20 || Новг.
Афа­на­сий Мур­ман­ский, Оло­нец­кий, игу­мен: †XV; Мр. 8 || Новг.
Афа­на­сий На­во­лоц­кий, прп.: †XVI-XVII; Ян. 18 || Во­лог.
Афа­на­сий Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Афа­на­сий Сян­дем­ский (Сян­жем­ский), Во­ло­год­ский, прп.: †по­сле 1557; Ян. 18 || Во­лог.; Пе­терб.
Вар­ла­ам Ке­рет­ский, Ар­хан­гель­ский, иером.: †XVI; Ян. 15; Н. 6 || Кол.
Вар­ла­ам Пи­неж­ский, Важ­ский, Шен­кур­ский, прп.: †1462; Ин. 19 || Новг.
Вас­си­ан Пер­то­мин­ский, Со­ло­вец­кий, прп., чу­до­тво­рец: †1561; Ин. 5, 12 || Новг.; Со­лов.
Ген­на­дий Ва­же­озер­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †ок. 1516; Ф. 9 || Пе­терб.
Ген­на­дий Нов­го­род­ский, ар­хи­еп.: †1505; Д. 4 || Моск.; Новг.
Гер­ман Ва­ла­ам­ский, прп., чу­до­тво­рец: †ок. 1353; Ин. 28; С. 11 || Новг.; Пе­терб.
Гер­ман Со­ло­вец­кий, прп.: †1479; Ил. 30; Ав. 8 || Новг.; Со­лов.
Да­ми­ан (в ми­ру Ди­о­мид, в схи­ме Ди­о­дор) Юрье­гор­ский, Кар­го­поль­ский, прп.: †1633; Н. 20 || Новг.; Со­лов.
Ди­о­ни­сий Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Ев­фи­мий Ка­рель­ский, прп.: †1435; Ап. 18
Ев­фро­син (в ми­ру Еф­рем) Си­но­зер­ский, Нов­го­род­ский, прмч.: †1612; Мр. 20 || Новг.
Еле­азар (Се­врю­ков) Ан­зер­ский, Со­ло­вец­кий, прп.: †1656; Ян. 13 || Новг.; Со­лов.
Ели­сей Сум­ский, Со­ло­вец­кий, прп.: †XV-XVI; Ин. 14 || Новг.; Со­лов.
Зо­си­ма Со­ло­вец­кий, игу­мен: †1478; Ап. 17; Ав. 8; С. 3 || Новг.; Со­лов.
Иг­на­тий Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Иоанн Яренг­ский, прп.: †1544-1545; Ил. 3 || Новг.; Со­лов.
Иона Кли­мец­кий (Кли­ме­нец­кий), Оло­нец­кий, прп.: †1534; Мр. 28; Ин. 6
Иона Пер­то­мин­ский, Со­ло­вец­кий, прп., чу­до­тво­рец: †1561; Ин. 5, 12 || Новг.; Со­лов.
Иона Яше­зер­ский, прп.: †1589-1592; С. 22 || Новг.
Кас­си­ан Ко­мель­ский, прп.: †1537; М. 16 || Во­лог.
Ки­при­ан Сто­ро­жен­ский (Сто­ро­жев­ский), прп., быв­ший раз­бой­ник, уче­ник прп. Адри­а­на Он­дру­сов­ско­го: †по­сле 1598; Ав. 26; Н. 2 || Новг.; Пе­терб.
Ки­ри­ак Сы­рин­ский (Сы­льин­ский), Кар­го­поль­ский, прп.: †1402; Ап. 28
Ки­рилл Чел­мен­ский (Челм­ский, Чел­мо­гор­ский), прп., про­све­ти­тель чу­ди: †1367; Д. 8 || Новг.
Кор­ни­лий Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Кор­ни­лий Па­ле­ост­ров­ский, Оло­нец­кий, игу­мен: †ок. 1420; М. 19; Ав. 21 || Новг.; Пе­терб.
Ла­зарь Мур­ман­ский (Му­ром­ский), Оло­нец­кий, игу­мен: †1391; Мр. 8 || Новг.
Лео­нид Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Лон­гин Яренг­ский, Со­ло­вец­кий, прп.: †1544-1545; Ил. 3; Окт. 16 || Новг.; Со­лов.
Ма­ка­рий Вы­со­ко­е­зер­ский, прп.: †1683; С. 19
Ма­ка­рий Оре­деж­ский, Нов­го­род­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †1532; Ав. 9 || Новг.; Пе­терб.
Ни­ки­фор Ва­же­озер­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †1557; Ф. 9 || Пе­терб.
Па­хо­мий Кен­ский, прп.: †ок. 1515; суб­бо­та по Бо­го­яв­ле­нии || Новг.
Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий, прп., чу­до­тво­рец: †1435; Ап. 17; Ав. 8; С. 27 || Новг.; Со­лов.
Сер­гий Ва­ла­ам­ский, прп., чу­до­тво­рец: †ок. 1353; Ин. 28; С. 11 || Новг.; Пе­терб.
Три­фон (в ми­ру Мит­ро­фан) Пе­ченг­ский, Коль­ский, прп., про­све­ти­тель ло­па­рей: †1583; Ф. 1; Д. 15 || Кол.; Новг.; Твер.
Фе­ликс Ка­рель­ский, прп.: †1418; Ап. 18
Фе­о­дор Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Фе­ра­понт Ост­ров­ский, прп., уче­ник прп. Алек­сандра Свир­ско­го: †XVI; Ав. 30 || Новг.
Филипп II Мос­ков­ский и всея Ру­си (в ми­ру Фе­о­дор Ко­лы­чев), митр., чу­до­тво­рец: †1569; Ян. 9; М. 30; Ил. 3 || Моск. Свт.; Новг.; Со­лов.; Твер.

Богослужения

Служба собору Карельских святых

На Господи воззвах, глас 6: Земля веселится и небо радуется,/ отцы преподобнии/ восхваляюще подвиги и труды ваши,/ душевное благомощие и ума чистоту/ законом бо естества не победистеся./ О, соборе святый и полче божественный// земли нашей утверждение вы еси воистинну.

Приидите вси концы земли,/ псалмы и песньми незаходимого Света,/ великаго светильника вселенней воспоем вси Александра Свирского,/ паче бо солнца возсия в твердыни веры/ и верных собрание и добродетелем настави./ Того молитвами, Христе Боже наш,// православных веру утверди, яко Человеколюбец.

Евангельски, преподобнии Зосимо, Савватие и Германе/ Христа возлюбивше,/ мира отвратитеся,/ в непроходимыя же и в пустыя острова Соловецкия зашедше,/ всякия добродетели образу навыкосте,/ мудрой пчеле подобяшеся,// и приятелище изрядно Духу Святому бысте премудрии.

Радуйся пустыне, прежде безплодна и необитаема,/ послежде яко крин цветущая,/ взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная,/ хваляще с нами Сергия и Германа,/ вкупе же Арсения и Германа с Александром Свирским,// отцы всехвальныя.

Преподобнии отцы Богомудрии,/ Никифоре и Геннадие, Пахомие и Кирилле,/ слепым даете свет, болящим изцеление,/ милостиво приклоняющеся и приходящим с верою/ и просящим помощи вашея,/ заступники бо и предстатели вернии вси обретохом,// восхваляюще любовию вас.

Слава, глас 8: Ликуй, Фиваидо русская,/ красуйся пустыни и дебри Олонецкие,/ возрастившия святое и славное отцев множество,/ чудным житием всех наставляюще,/ миру не прилеплятися,/ крест свой на рамена взяти,// и во след Христу шествовати.

 

На стиховне, глас 2: Святых память велие торжество явися земли нашея:/ сии бо воистину делы и словесы и многовидным житием,/ и от Бога дарованием соделашася святи./ И ныне прославльшему их Христу предстояще,/ молятся о нас прилежно,// любовию совершающих светлое их торжество.

Стих: Честна пред Господем смерть преподобных Его

Преподобнии отцы всечестнии,/ Лазарю и Афансие,/ добродетельми возшедше на колетсницу,/ и к Богу востекосте/ победныя почести приемлюще.// Темже блажим вас, прехвальнии.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Ликом постническим сочетастеся,/ преподобнии Ионо и Лонгине,/ и ныне в небесных обителех живете/ веселящеся идеже ликуют Ангели,/ поминайте любовию блажащих вас на земли,// и святое ваше творящих празднество.

Слава, глас 3: Преподобнии отцы, мира красоты и пищи временныя возненавидевше/ и иноческое житие возлюбивше,/ Ангелом собеседницы бысте/ и светильницы многосветлии земли нашей,/ чудесами, яко второе солнце сияете,/ но о всех нас поминайте, совершающих священную памятть вашу,/ мы бо чада ваша,/ вас на помощь призываем,// просяще вами прияти мир и велию милость.

По Евангелии, глас 6: Иже на земли Ангелы,/ и на небеси человецы Божии,/ мира благое украшение,/ и благих питатель удобрение,/ монахов и преподобных похвалу,/ всех святых Карельских почтим,/ насаждени бо в дому Господни,/ и процветоша праведно,/ и яко кедри в пустыни умножили стадо Христово словесных овец,// в преподобии и правде.

 

КАНОН, глас 2

Всем святым в земли Карельстей просиявшим

Егоже краегранесие: СОБОРУ КАРЕЛЬСТИХ СВЯТИХ ВОЗНОШУ ПЕСНЬ !

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетская, яко прославися.

Припев: Вси святии земли Олонецкой, молите Бога о нас.

Светильников светлых множество на свещнице церковней яви Господь, щедро насеявый святое и славное отцев наших множество в земли Олонецкой просиявших.

Огнь Божественный возсия и оживотвори зде пустыню, прежде безплодну и необитаему, последиже, аки крин процветшую, инок множество взрастившую, яко и вас, цветы присножизненныя и Богопрозябенныя, Сергие и Германе Валаамские.

Благодаряще, поим песнь Христу, пославша нам Зосиму, Савватия, Германа Соловецких чудотворцев, кии иже мира отвратистеся, в непроходимы и пусты острови Соловецкия вселистеся, претерпением лютых мук тленная на нетленная пременили есте, превечному Богу угодили есте.

Богородичен:

Образу кротости, Богородице, поим песнь, славяще рождество Христа Бога непостижимое, и вопием Ей: помилуй стадо Твое, едина Всепетая.

Песнь 3

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя; возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Родником святости, Господи, сохрани землю Олонецкую, и даждь ей быти ненаветну от врагов и даруй на сопротивных победу и одоление.

Утверди нас в Тебе, Господи, любовию явивша Своих собеседник Александра Свирскаго и Елисея Сумскаго, каковых искуси и обрете достойны Себе, ихже и гробы чудесы прослави.

Киими песньми восхвалим угодников Божиих, мужей высокаго духовнаго совершенства, Лазаря и Афанасия Муромских, пустыню обителию святыя украсивших, светом веры Христовы лопарей просветивших.

Богородичен:

Ангел Святейшая, Богородице Дево, под Твой кров притекаем, Владычице, людие Твоя, Помощнице буди нам, рабом Твоим, и спасения Подательнице.

Песнь 4

 

Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека: тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Радостно, едиными усты и сердцем величаем вас, святии земли Олонецкой, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Единонравно на земли живя, земная мудрствовати презирали есте, плоть угнетали есте, весь ум вперяя ввысь, богомудре Геннадие и Никифоре Важеозерские, отцы всехвальныя.

Любовию провидя славу земли Северныя, Антоний Римлянин, достославный, от ветхаго Рима на камени по волнам морским преплыл еси и веру правую зде утвердил еси.

Богородичен:

Свет рождшая Божественный, стала еси, Богородице Дево, Заступницей мира холоднаго.

 

Песнь 5

Ирмос: Света подателю и веков Творче Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе инаго Бога не знаем.

Тихое и доброе пристанище яви нам Господь, в земли Олонецкой Божественный Свой виноград насадивши, из коего вино чудное источивши, спасительным напитком сим нас напояющи.

Источил еси любовию, Христе Боже, угодников Своих, коих терпеливе растил еси на добрых пажитях, вас, дивнии преподобнии, Авраамие и Корнилие Палеостровские.

Хвала Ти, Господи, яко Сам содержиши в руце Своей души праведных, кои слезными потоки души напоили есте, непорочнаго жития духовное благомощие явили есте, вас, преподобнии отцы наша, Ионе Яшезерский и Ионе Клименецкий.

Богородичен:

Совершенное спасение душ наших, Богородице Дево, Ты бо еси нам святое ограждение и источник исцеления.

 

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследую милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Воспеваем вас, вси святии земли Олонецкой, яко противу начал и властей злобы дерзновенно ополчистеся и тех коварства любовию и смирением победисте.

Яко звезд пресветлых Церковь яви вас, вернии раби Господни, Пахомие Кенский, Александре Ошевенский, Кириаче Каргопольский, шествовавших токмо узким путем: постницы, в алчбе и жажде временное житие проводившии; послушницы, Христово смирение стяжавшии, молитвенницы, блаженство плача о гресех познавшии.

Трудницы Господни, преподобнии отцы наша Афанасие Сяндемский, Елеазарие Анзерский, образ злострадания и терпения показавшии, страстей прилоги и козни вражии попалившии, поругания яко врачество чистительное пившии.

Богородичен:

Исцелений неоскудное Сокровище еси нам, Богородице Дево, молим Тя, Владычице, даруй нам душ очищение и от бед свобождение.

 

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся, в Вавилоне иногда. Сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко в цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Храм Господний суще, святии отцы наша, любве Его ради живота своего не щадившии, мир и миродержателя тьмы победившии, вся сети древняго змия, яко паучину, разорили есте, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Возсияли в мире, яко светильницы светлии, преподобнии отцы наша, Адриане Ондрусовский, Киприане Сторожевский, неусыпающую скорбь о гресех стяжавшии, слезы многи о них познавшии, послушанию и смирению Спасителем научении, темже Господем Славы вознесеннии.

Обитель Духа Пресвятого явилися есте, преподобнии отцы наша Никодиме Кожеозерский, Евфимие Карельстий, многими скорьбми в Царство Небесное вшедшии, труды, подвиги, слезы, поты, страдания претерпевшии.

Богородичен:

Заря и Светоносная сене Небесная, Богородице Дево, Свет необъяснимо рождшая, просвети, Владычице, и наша сердца и души.

 

Песнь 8

Ирмос: Победители мучителя и пламене благодатию Твоею бывше, заповедем Твоим зело прилежаще, отроцы вопияху: благословите вся дела Господня, Господа.

Неотмирной жизни образ явившии, избрание свое подвигами благочестия оправдавшии, образом дел и трудов правый путь к Небеси нам показавшии, преподобнии отцы наша, молите Бога о нас.

Основание непоколебимое Церкве явили есте, отцы наша, благое иго Христово люботрудно понесшии, Христа ради всеконечно себя отвергшиися, преподобнии Кирилле Челмогорский, Арсение Коневский, Диодоре Юрьегорский, в терпении вашем души ваша стяжавшии, благодарити Господа николиже преставшии.

Широкий путь греха презрев, путем тесным и прискорбным до конца дней шесвовавшии, крест свой на рамо возложившии, преподобнии отцы наша Варлааме Керетский, Евфросине Курженский, Кассиане Соломенский, безгневия и кротости смирением достигши, плоть духу поработили есте.

Богородичен:

Угаси в нас пламень греховный, Богородице Дево, совместно со Апостолы волю Сына Своего любовию творившая, темже молим Тя: умири и наша страждущия сердца.

 

Песнь 9

Ирмос: От Бога Слова, неизреченною мудростию, пришедшаго обновити Адама, ядию в тление па-дшего люте, от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради, вернии единомудренно песньми величаем.

Песньми величаем вас, преподобнии, вся хотения Господни исполнившии, мнози скорби в мире претерпевшии, в молитве Богу собеседовавшии, житием своим диавола поправшии, на Небеса со славою возведеннии, с лики ангельскими в вечныя обители Отца Небеснаго вселеннии.

Единоверцы, преподобнии отцы наша, Елеазаре и Назарие Олонецкии, поим вам, всякое плотское пристрастие вседушно отвергшии, едино на потребу чрез подвиги велии взыскавшии.

Святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, ублажаем, яко отвержением себе Христу последовал еси, трудным подвигом юродства разум Христов явил еси, много претерпел еси, ныне в покой Царствия Небеснаго вшел еси.

Богородичен:

Надеждо ненадежных, нечаянная Радосте наша, Богородице Дево величаем Тя, Ты бо еси истинное всех верних духовное возрождение и спасение.

 

На хвалитех, глас 4: Преподобнии отцы земли Карельской,/ бысте цвети духовнии земли нашея/ утверждение и сокровище неистощимое,/ вас стяжавше прославляем прославльшего вас Господа:// Ему же молятся, даровати душам нашим велию милость.

Срадуйтеся нам, всех верных множество,/ сликовствуйте, горы и холмы, море, и вся яже в нем,/ в светоносный день памяти дивных постников, Сергия и Германа,/ на горах Валаамских,// яко финикс процветших.

Приидите, празнолюбцы и постническое сословие,/ верою сошедшеся,/ истинных постников почтим днесь Зосиму и Савватия./ О, всеблажебннии,/ преподобным сожителие и постников похвало,/ о нас молитеся ко Господу //помиловатися душам нашим.

Слава, глас 6: Преподобнии отцы земли нашея,/ поучившеся день и ночь в законе Господни,/ сподобистеся древа животнаго снасаждени быти,/ и плод вашего страдания венцы процвете,/ дерзновение имуще к Подвигоположнику Богу,// и нам испросите очищение и велию милость.

И ныне, глас тойже: Богородице Дево,/ упование христианом,/ пробави и нам древния милости Твоя,/ бывшия отцем нашим,// покрый и соблюди нас от всякаго зла.

 

Тропарь Карельским святым, глас 8: Якоже плод красный Твоего Спасительнаго сеяния,/ земля Карельская приносит Ти, Господи,/ вся святыя в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце,// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди Многомилостиве.

Кондак, глас 3: Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших,/ предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу:/ Ангелы с ним славословят,/ и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют,// о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.

Величание: Величаем вас/ вси святии в земле Карельской просиявшии,/ и чтем святую память Вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.

Молитвы

Тропарь Карельским святым

глас 8

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Каре́льская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Перевод: Как красивый плод Твоего спасительного сеяния, земля Карельская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их молитвами в глубоком мире Церковь и страну нашу ходатайством Богородицы сохрани, Многомилостивый.

Кондак Карельским святым

глас 3

Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Сегодня собрание святых, в земле нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо о нас молится Богу. Ангелы с ним прославляют Бога, и все святые Церкви Христовой вместе с ним празднуют, ибо все вместе молят о нас Превечного Бога.

Случайный тест

(8 голосов: 5 из 5)