Главная » Алфавитный раздел » Д » Древо крестное

Древо крестное

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)

См. раздел: КРЕСТ – ОРУДИЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ

Дре́во кре́стное — 1) богословское понятие, отражающее прообразовательную связь древа жизни с Крестом Христовым; 2) богословское понятие, употребляемое при символическом противопоставлении: а) Господа Иисуса Христа, как Нового Адама, ветхому Адаму; б) Креста древу познания добра и зла; в) Пресвятой Богородицы, как Новой Евы, ветхой Еве.

1) Среди всех райских растений особо выделялись два: дерево познания добра и зла и дерево жизни (Быт.2:9). Первое было выбрано Богом для испытания человеческого произволения и утверждения человека в добре (Быт. 2:17). Второе отличалось необыкновенными, чудодейственными плодами, вкушая которые человек мог поддерживать и укреплять свои жизненные силы (Быт 3:22).

Нарушив Божественную заповедь, человек сделался недостойным вечного бытия, был изгнан из рая и лишен возможности доступа к дереву жизни (Быт. 3:24).

Возможность непрестанного блаженного бытия в Царстве Небесном открылась для человека через Искупительные Крестные Страдания и смерть Сына Божия (по человеческому естеству). Обретение вечного блаженства достигается через приобщение к Церкви и жизнь во Христе. Одним из условий полноценной христианской жизни служит участие в Таинстве Святой Евхаристии, в рамках которого под видом хлеба и вина верующие потребляют Истинное Тело и Истинную Кровь Господа Иисуса Христа.

Поскольку возможность стяжания спасения в лоне Церкви Христовой является плодом Крестных Страданий и смерти Спасителя, постольку плодом является и одно из важнейших церковных священнодействий — Таинство Евхаристии. Отсюда и аллегорическая параллель: как питаясь плодами древа жизни, человек мог поддерживать и укреплять свои жизненные силы, так и «достойно» питаясь плодом Крестного древа — прославленным Телом и Кровью Христа, — человек освящается, обоживается, удостаивается вечной жизни и славы на Небесах.

2) Основание для противопоставления Иисуса Христа ветхому Адаму заложено в словах святого апостола Павла: «…первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор. 15:45,47).

В более развёрнутой интерпретации означенное противопоставление рассматривается так: диавол одолел через древо ветхого Адама, а Господь через древо одолел диавола; Адам через древо ввел человека в смертность и бездну греха, а Господь через древо даровал человеку возможность освобождения от греха и вечную жизнь: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5:12,15).

3) Как дева Ева, вкусив плод с запретного древа, через непослушание Богу поспособствовала распространению зла, так и Приснодева, Новая Ева через послушание Богу, родив Сына Божия, искупившего на Кресте мир, поспособствовала торжеству Добра.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru