Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Как правильно провести Рождественский
пост

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Тим.1:18–20, 2:8–15; Лк.15:1–10)

Притча об овце заблудшей и драхме потерянной. Как велико милосердие Господа к нам грешным! Оставляет всех исправных и обращается к неисправным, чтоб их исправить; ищет их и, когда находит, Сам радуется и созывает все небо сорадоваться Ему. Как же это ищет? Разве Он не знает, где мы, отступив от Него? Знает и видит все, но если бы дело было только за тем, чтоб взять и перенести к своим, тотчас все грешники снова являлись бы в своем чине. Но надо прежде расположить к покаянию, чтобы обращение и возращение к Господу было свободное, а этого нельзя сделать повелением или каким-либо внешним распоряжением. Искание Господом грешника состоит в том, чтоб навести его на покаяние. Все вокруг его располагает Он так, чтоб грешник образумился и, увидев бездну, в которую стремится, возвратился вспять. 

Сюда направлены все обстоятельства жизни, все встречи с минутами горести и радости, даже слова и взгляды. И внутренние воздействия Божии чрез совесть и другие, лежащие в сердце правые чувства, никогда не прекращаются. Сколько делается для обращения грешников на путь добродетели, а грешники все остаются грешниками!.. Мрак наводит враг, и им думается, что все ничего, пройдет; а если и вспадают тревоги, то говорят: «завтра брошу», и остаются в прежнем положении. Так проходит день за днем; равнодушие к своему спасению растет и растет. Еще немного, и оно перейдет уже в ожесточение в грехе. Придет ли тогда обращение – кто знает?

Притча дня

Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу, — говорил свт. Николай Сербский.
Если прольешь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды.
Если пожелаешь чужого, возненавидишь свое, потеряешь и то, и другое.
Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.
Если часто пьешь за чужое здоровье, потеряешь свое.
Если постоянно считаешь чужие деньги, все меньше будет своих.
Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.
Если, преследуя лисицу, настигнешь ее — вернешь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его — петуха не вернешь и себя погубишь.

Основы православия

Тема 333.  Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года в благочестивой христианской семье. Он получил разностороннее образование и проявил большие дарования в науках. Его таланты привлекли внимание императора Ираклия (611-641), и он стал его первым секретарем. Однако, тяготясь соблазнами придворной жизни, он удалился из столицы и принял монашеский постриг.

В 633 году, по просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию, где началась его борьба с монофелитской ересью. Это лжеучение возникло после того, как Церковь (на IV Вселенском соборе в 451 году) осудила монофизитство – учение о том, что во Христе только одна (Божественная) природа.

Монофелитство выглядело как компромиссный вариант – во Христе признавались две природы (Божественная и человеческая), но одна воля, которая считалась свойством личности, а не природы. Однако такое представление приводило к ряду абсурдных выводов и в итоге возвращало Церковь к отвергнутой монофизитской ереси. Учение святых Отцов, которому следовал преподобный Максим, говорило о том, что воля есть свойство природы, и во Христе, таким образом, две воли – Божественная и человеческая. Монофелитское учение, однако, приобрело множество могущественных сторонников – в том числе его поддерживал император Констанс II, человек жестокий и грубый. По его приказу преподобный Максим был обвинён в измене и заключён в тюрьму. Святого подвергли пыткам, отрубили правую руку и язык, сослали в Колхиду. Но Господь чудесным образом вернул ему возможность говорить и писать.

Святой Максим оставил после себя множество толкований Священного Писания, догматических и аскетических сочинений. Предсказав свою кончину, преподобный отошёл ко Господу 13 августа 662 года.

Практические советы

Как быть, если разные священники дают разные советы?

Смотря по каким вопросам. По догматическим (вероучительным) или каноническим (дисциплинарным).

Среди вероучительных вопросов есть те, которые догматизированы Церковью, и те, по которым нет единого мнения. Для того чтобы право судить в этой области, необходимо учиться и не стесняться спрашивать у священника, если есть сомнения в правильности его учения. Иногда даже верная мысль бывает плохо выражена или плохо понята. Если же пастырь или преподаватель богословия упорствует в очевидном для многих догматическом заблуждении, то этот вопрос нужно направить на рассмотрение правящего архиерея (пример).

Что касается дисциплинарных вопросов, то существует хороший принцип – духовно окормляться у одного священника, а не у разных (выбирая из советов то, что угодно самому себе). Перед тем, как задать важный вопрос, следует помолиться Богу, чтобы получить угодный Ему совет.
Если мы ищем ответ в произведениях духовных писателей, то не будем забывать о важном принципе оценки совета: кто, когда, кому и по какому поводу это сказал.

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист