Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

 1Сол.3:9-13 (зач. 268).  Лк.11:34-41 (зач. 60). Бессребреников:  1Кор.12:27 - 13, 8 (зач. 153).  Мф.10:1, 5-8 (зач. 34 от полý).

Евангелие и Апостол дня

Цитата дня из Библии

Библия за год

Новомученики Русской Православной Церкви
Весь цикл

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(1Сол.3:9–13; Лк.11:34–41)

«Светильник тела есть око» (Лк.11:34); а светильник душе ум. Как при неповреж­денности ока телесного все вокруг нас во внешнем быту нашем видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и ведомым нам. 

Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав – Бог забыт, совесть хромлет на обе плесне и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестрой­ность, в сердце безотрадная туга. Толкают его соприкосновенные обстоятельства, и он влечется вслед их, как щепка по течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем кончится путь его. Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего однообразный строй всей жизни его, и не погружается в чувственное, воскриляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него «светло всё так, как бы светильник освещал кого сиянием» (Лк.11:36).

Притча дня

Жила-была в одном городе женщина — красивая, но бесчестная. Градоправитель полюбил ее и предложил ей руку и сердце, но с тем условием, чтобы впредь она вела себя непорочно.
Женщина дала клятвенное обещание и вскоре сделалась супругой правителя. Прежние ее любовники, узнав об этом, опечалились и однажды решили выманить ее из дома.
«Подадим ей знак свистом, она к нам выйдет, и правитель ничего не узнает», — сказали они. Как задумали, так и сделали.
Но женщина, услышав знакомый условный свист, убежала во внутренние покои, заткнув уши.
А вот и толкование этой притчи: красивая, но потерявшая честь женщина — душа, правитель — Христос, супружество — покаяние, свист — соблазны мира, свистящие любовники — демоны и страсти, внутренние покои — жизнь по заповедям Господним.
Если душа будет постоянно прибегать к Богу, то демоны и страсти, убоявшись, удалятся от нее. О, если бы наша душа таким же образом прибегала всегда к Богу!

Основы православия

Тема 318.  Священномученик Ириней Лионский.

Священномученик Ириней Лионский (родился около 130 года, принял мученическую кончину в 202 году) нёс епископское служение в Галлии, на территории нынешней Франции.

Он особенно известен своей борьбой с лжеучениями, которые бурно расплодились в то время и пытались мимикрировать под христианство – отчасти заимствуя библейскую терминологию, но используя её для проповеди воззрений, не имеющих ничего общего с возвещением апостолов.

Эти лжеучения получили общее название «гностицизма», от греческого «гнозис» – «знание», потому что их проповедники претендовали на некое «тайное знание», доступное лишь посвящённым. Святой Ириней подробно рассмотрел и опроверг эти лжеучения в своём монументальном труде «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)».

Со времён святого Иринея такие лжеучения изменились мало – только в наши дни их скорее называют «эзотерическими». Поэтому (хотя, конечно, не только поэтому) труды св. Иринея важны для нас и сегодня.

Практические советы

Во времена Ветхого Завета собака являлась нечистым животным, что это означало тогда и сейчас?

В практическом плане это означало, что собаку (как и кошку) нельзя было употреблять для жертвоприношений и в пищу (Лев.11), до их трупов нельзя было дотрагиваться. Запрет носил чисто религиозный, временный характер и был связан с борьбой с идолопоклонством собаке, принятым у окружающих племён. 
В наше время, время Нового Завета, обрядовые постановления Ветхого Завета упразднены (Деян.15:28-29). Новый Завет знает лишь понятие нравственной нечистоты человека — то есть греха. Подробнее см. Животные.

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист