Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Чтения Священного Писания

Предсказания «Малых» пророков о первых и
последних днях Мессии

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Кол.3:17–4:1; Лк.9:44–50)

«Кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня» (Лк.9:48), – сказал Господь: а Пославший Его – Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что «Он и Отец едино суть» (Ин.10:30), единаго Божеского естества лица, раздельные, но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. 

Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания – один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

Притча дня

Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
– Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божьею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.

Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
– Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: «Знаешь ли ты это?» Я отвечал: «Да, знаю». Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: «Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный» (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу.

Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 305.  Кто такие святые отцы?

Церковь Христова – не просто собрание единомышленников, но нечто несравненно большее. Она – живой организм, единое тело, которое Святой Дух наполняет сверхъестественной жизнью. Как говорит Господь, «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Как говорит Священное Писание, «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).

Святые отцы – это выдающиеся деятели Церкви, которым Святой Дух даровал премудрость и разум, для того чтобы они верно хранили, передавали, возвещали и защищали от лжеучений Божественное Откровение.

Им мы обязаны огромным вкладом в формирование догматики, богослужения и устроения Церкви. Их труды до сих пор являются для нас источником наставления в истине.

Практические советы

Следует ли на могилу помещать фотографию умершего? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Помещение фотографий на памятниках в советское время, когда возник этот обычай, было проявлением неверия в жизнь вечную, свидетельством о том, что всё, что остается у нас от наших усопших близких — это память о них, включая их образы, зафиксированные на фотографиях. Мы же приходим на кладбище в первую очередь для того, чтобы молитвенно помочь усопшим. Фотография на могиле перебивает эту настроенность: она побуждает не к молитве, а воспоминаниям.
Христиане устанавливают на могиле крест с именем усопшего, чтобы каждый мог помолиться о упокоении его души в Царствии Божьем. Иногда на кресте или могильной плите пишут душеполезные эпитафии.
А семейные фотографии полезно рассматривать дома, в кругу семьи, передавая младшим назидательный опыт старших поколений.

Обычай трапезы на могиле — отголосок языческой тризны. В особенности, если это сопровождается оставлением еды усопшим, выливанием алкоголя на их могилу. Давно уже нет тех нищих, для которых оставленная на могилах пища была бы реальным пропитанием. Что касается скамеечки, то в этом нет ничего предосудительного.

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист