Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

На 6-м часе: Ис. 1:19 - 2, 3. На веч.: Быт. 1:14-23. Притч. 1:20-33. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть).

Евангелие и Апостол дня

Быт.1:14-23
Великий пост день за днем: Вторник
1-й седмицы

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Во вторник, св. Иоанну Предтече

Тропарь во вторник, св. Иоанну Предтече, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Кондак во вторник, св. Иоанну Предтече, глас 2

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.

показать все

Преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому

Тропарь преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак преподобному Парфению Лампсакийскому, глас 3

Чуде́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ богому́дре свяще́нне Парфе́ние, чудотво́рче богоно́се,/ вся́ ве́рных стра́сти очища́я,/ ду́хи лука́вства, о́тче, изгоня́я,/ сего́ ра́ди тя́ воспева́ем,// я́ко ве́лия таи́нника Бо́жия благода́ти.

Перевод: Чудес ты принял Божественную благодать, Богомудрый святитель Парфений, чудотворец Богоносный, все страсти верующих очищая, духов лукавства, отче, изгоняя, потому воспеваем тебя, как великого таинника Божией благодати.

Преподобному Луке Елладскому

Кондак преподобному Луке Елладскому, глас 8

Избра́вый тя́ Бо́г пре́жде созда́ния во Свое́ благоуго́дие, и́миже ве́дяще судьба́ми, при́сно от утро́бы освяща́ет и Своего́ раба́ показа́ тя́, исправля́я твоя́ стопы́, Луко́, я́ко Человеколю́бец. Ему́ ны́не, ра́дуяся, предстои́ши.

Перевод: Бог, избравший тебя прежде рождения к Своему служению ведомыми Ему судьбами, всегда от утробы освящает и являет тебя Своим рабом, направляя твой путь, Лука, как Человеколюбец. Ему сейчас, радуясь, предстоишь.

Мысли свт. Феофана Затворника

Предлагаются чтения о сотворении, первобытном состоянии падения и обетовании спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Внимай и поучайся! Теперь для тебя время воссоздания твоего. Припади ко Господу, и Он даст тебе свет, который просветит тьму твою греховную, поставит твердь среди мятущихся мыслей твоих и желаний грехолюбивого сердца твоего – благое намерение твердо и неуклонно работать Ему, устроит сушу и море, всему даст в тебе свое место.

Тогда начнешь произращать сначала злаки, былие травное и дерева – начатки добродетелей, а потом и живые твари – совершенно духовные и богоугодные дела, пока, наконец, восстановится в тебе образ и подобие Божие, как создан ты был в начале. Все это сотворит тебе Господь в эти шесть дней духовного творения, говения твоего, если будешь проходить его со вниманием, благоговеинством и сокрушением сердца.

Притча дня

«Я покажу тебе дорогу»

Один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник:
– Что происходит в доме?

– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.

Странник замолчал в ожидании.

– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.

– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.

– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.

Покачал головой странник и отвечал:
– Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 2: человеку, который верит в Бога, но не молится Ему

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Основы православия

Тема 51.  Несём ли мы ответственность за грех прародителей (он именуется прародительский грех)?

 Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом

Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения – одного из первых шагов на пути спасения.

 Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман – стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.
 

Практические советы

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует Иерусалимский Устав (Типикон) лавры прп. Саввы Освященного. Это практика палестинского монастыря 1695 года. Поэтому к таким его постовым рекомендациям как: сухоядение, пища без растительного масла и т.п. мирянам имеет смысл относиться с рассуждением.

Следует иметь в виду, что чем строже мы постимся гастрономически, тем больше следует молиться.

Случайный тест