Пятница
Старый стиль
27 января
Пятница Новый стиль

9 февраля

 
2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне
 

Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

Утр. - Ин. 10:1-9 (зач. 35 от полý). Лит. - 2 Ин. 1:1-13 (зач. 75). Мк. 15:22, 25, 33-41 (зач. 68). Свт.: Евр. 7:26 - 8, 2 (зач. 318). Ин. 10:9-16 (зач. 36).

Евангелие и Апостол дня

Ин.10:1-9
2Ин.1:1-13
Мк.15:22,25,33-41
Евр.7:26-8:2
Ин.10:9-16
Выдающиеся учителя Церкви Запада IV–V веков
Православные просветительские курсы

Тропари, кондаки, молитвы и величания

В пятницу, св. Кресту

Тропарь в пятницу, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в пятницу, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

показать все

Святителю Иоанну Златоусту

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Иоанну Златоусту

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Мы же, гре́шнии (имена), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вии, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак святителю Иоанну Златоусту на перенесение мощей, глас 1

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь/ возвраще́нием честны́х твоих моще́й,/ и, сия́ сокры́вши, я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет/ моли́твами твои́ми исцеле́ний благода́ть,// Иоа́нне Златоу́сте.

Перевод: Возвеселилась таинственно святая Церковь возвращению священных твоих мощей, и, сокрыв их как золото многоценное, воспевающим тебя непрестанно подает исцелений благодать по твоим ходатайствам, Иоанн Златоуст.

Мысли свт. Феофана Затворника

(2Ин.1:1–13; Мк.15:22–25, 33–41)

Св. Иоанн Богослов пишет: «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (2Ин.1:7). Так было в его время; а ныне входят в мир обольстители, которые исповедуют Христа, во плоти пришедшего, но которые тем не менее «обольстители и антихристы» (2Ин.1:7). Началось это явнее со времен Ария и доселе идет. Древние, впрочем, претыкались более в догмате о Лице Иисуса Христа, Спасителя нашего; а со времен Лютера стали претыкаться в учении о спасении в Нем. И сколько уже перебывало таких? И у нас явились такие «обольстители и антихристы», которые толкуют, что «веруй – и довольно»; больше ничего не нужно: ни Церкви, ни Таинств, ни священства. Начинают же свою лесть и эти тоже со Христа Господа и спасения в Нем. Но как неправо о сем толкуют, то это антихристы и клятве подлежат. Остерегайтесь их.

«Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (2Ин.1:9). И они не имеют; потому что не имеют учения Христова. Учение это в Церкви, а они отложились от Церкви. Только те, которые Церкви следуют, имеют учение Христово и пребывают в нем. Ради этого и Христа, Сына Божия, имеют, и Бога Отца. А те не имеют, хоть и твердят, что имеют. «Не принимайте таковых и не приветствуйте их» (2Ин.1:10).

Притча дня

Один человек стал публично оскорблять старца. В ответ на это старец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде человек спросил старца:
– Как же ты можешь терпеть оскорбления? Неужели тебе не обидно?

Старец сказал:
– Идем со мной.

Человек проследовал за ним в запыленный чулан. Старец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его человеку и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.

Человек поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.

– Вот видишь, – сказал старец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Аудиокниги и фильмы


Основы православия

Тема 40.  Падение в ангельском мире.

Бог сотворил в первую очередь духовный, ангельский мир. Бог создал ангельский мир для того, чтобы ангелы участвовали в Божественной любви. Но любовь невозможна без свободы, насильно мил не будешь. Свобода предполагает и возможность отказаться от любви (и пожинать плоды этого отказа). Три ключевых, взаимосвязанных понятия в отношениях между Богом и человеком: Любовь – свобода – ответственность.

Бог создал всех ангелов добрыми. Между тем, все они обладали способностью свободного нравственного выбора. Это значит, что при желании они могли отступить от Бога и выбрать богопротивный путь. Часть из них восстали против Бога и выпали из гармонии мироздания. Поднял восстание один из высших ангелов по имени Денница (лат. Люцифер – светоносный). Он сделал гибельный выбор, злоупотребив свободой, совершенством и могуществом (Ис.14:12-15). Взбунтовавшись против Бога, Денница увлек за собой множество прочих ангелов. Все они, в результате, были низвержены с Неба.

Восставшие ангелы называются падшими ангелами (нечистыми, злыми духами, бесами), а их предводитель – сатаной (евр. противник) или дьяволом (греч. клеветник), это синонимы.

Сила сатаны бесконечно меньше, чем Бога, ведь он лишь творение, а не Творец. Бог лишь попускает ему в определённых пределах творить зло на краткое время до Страшного Суда.  

Почему же Бог не уничтожит дьявола?
– Потому, что Бог создал ангелов бессмертными.
– Потому, что дьявол никого не заставляет следовать своей воле: он искушает, подталкивает, предлагает, – люди либо соглашаются, либо  нет.
– Кроме того, Бог попускает дьяволу искушать нас, чтобы мы могли лично убедиться насколько отвратительно зло, использует его в качестве пугала от зла.

В духовной жизни нет середины, мы исполняем волю либо Бога, либо сатаны. Когда мы делаем зло, мы добровольно поступаем на службу сатане, уподобляемся ему, укореняемся во зле.  По словам апостола Иоанна, «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.3:8).

Практические советы

Не только монахам, но и мирянам полезно и необходимо совершать Иисусову молитву. Краткость её содержания позволяет творить её в любое время и в любом месте, хотя бы произнести единожды. Пост является особым временем для молитвенного труда. Как и в области любого направления духовного делания, здесь может встретиться множество искушений. Рекомендуем, в качестве вспомогательных пособий, два произведения для мирян:

Случайный тест