Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все
Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Гал.1:3–10; Лк.9:37–43)

По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие – отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов – видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. 

Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслию, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. 

Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар (Еф.2:8)

Отец юноши на требование веры молился: «верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9:24). Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: «помоги, Господи, моему неверию?» Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, – а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, – все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Притча дня

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвёртое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: На какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».
Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещён в коробку с призванием в сердце.
Всегда помни эти 5 правил, и никогда не забывай их.
Первое: Ты будешь способен делать много великих вещей, но лишь в том случае, если позволишь Богу держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.
Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, проходя через различные проблемы.
Но ты будешь нуждаться в этом, чтобы стать более сильным человеком.
Третье: Ты сможешь исправлять ошибки, которые ты совершил, или сможешь «вырасти» из них.
Четвёртое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое: Везде, где бы ты ни шёл, ты должен оставить свой след. Независимо от ситуации, ты должен продолжать служить Богу во всём.

Проповедь дня

Свящ. Иоанн Павлов.
Свящ. Сергий Свешников.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 
Прот. Василий Михайловский.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 332.  Святитель Кирилл Александрийский (376-444).

Святитель Кирилл Александрийский происходил из знатной христианской семьи. В юности он поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где подвизался шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.

После кончины Патриарха Феофила, в 421 году Кирилл был избран Патриархом Александрийской Церкви. Ему пришлось бороться с ересью Новациана, полагавшего, что христиан, отрекшихся от веры во время жестоких гонений, нельзя принимать обратно в Церковь.

Но наибольших усилий потребовало от святителя противостояние ереси Нестория. Несторий, на тот момент Архиепископ Константинопольский, требовал называть Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что Она родила не Бога, а человека Христа. Святитель Кирилл написал ряд трактатов, направленных против Нестория, в которых изложил православное учение. Под его влиянием Эфесский собор 431 года низложил Нестория.

Среди наследия этого святого отца выделяют Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника.

Практические советы

Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни – на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, – мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!».
Эти слова – суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни – Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» – это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего.
Архимандрит Софиан (Богиу)

Случайный тест