Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Понедельник
Старый стиль
10 ноября
Понедельник
Новый стиль

23 ноября 2020

Поста нет. Глас 7-й

Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа (Олимпа́на), Родио́на (Иродио́на), Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия (Тере́нтия) (I).

Мч. Оре́ста врача (304); сщмч. Ми́лия Персидского, епископа, и двух учеников его (341); прп. Феостири́кта (Стири́кта), иже в Симво́лех; вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852); Колесование вмч. Гео́ргия Победоносца (303) (Груз.).

Прмч. Ни́фонта (Выблова), иеромонаха и мч. Алекса́ндра Медема (1931); сщмчч. Проко́пия (Титова), архиепископа Херсонского, Диони́сия Щеголева, Иоа́нна Скадовского и Петра Павлушкова, пресвитеров (1937); сщмчч. Августи́на (Беляева), архиепископа Калужского, и с ним Иоа́нна Сперанского, пресвитера, прмчч. Иоанни́кия (Дмитриева), архимандрита и Серафи́ма (Гущина), иеромонаха, мчч. Алекси́я Горбачева, Аполло́на Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бори́са Семенова, диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феокти́сты Ченцовой (1942).

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(2Сол.1:1–10; Лк.12:13–15, 22–31)

«Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк.12:14) – сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: «не заботьтесь, что... есть и пить и во что одеться» (Лк.12:22, 29). Прежде же учил: «оставьте мертвым погребать своих мертвецов» (Лк.9:60); в другой раз внушал, что «лучше не жениться» (Мф.19:10–12). Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. 

То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстановляет силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властию и гражданскими порядками, не изглаждает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. 

Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: «ищите прежде Царствия Божия» (Мф.6:33, Лк.12:31). Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутреннее твое, твое сердце, будет обладаемо иным чем-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, – не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Притча дня

Однажды женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

— На моего мальчика напала порча, — сказала она. — Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:
— Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, и я помогу тебе.

На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из руки финик и сказал:
— Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:
— Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

— Добрая женщина, — ответил старец. — Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел финики.

Смысл этой притчи прост: начни с себя. Любые советы и поучения обретают силу только тогда, когда они подтверждены твоей собственной жизнью.

Проповедь дня

Прот. Григорий Дьяченко.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Основы православия

Тема 327. Блаженный Августин (354-430).

Августин (Аврелий) родился в Северной Африке. Матерью его была благочестивая христианка святая Моника, отцом – язычник, который крестился только на смертном одре.

В молодости будущий отец Церкви проводил греховную жизнь, о чем пишет в своей знаменитой «Исповеди», потом на какое-то время примкнул к манихейству – религии, которая утверждала существование двух начал – Света и Мрака, которые борются за владычество над миром. Под влиянием проповедей святого Амвросия Медиоланского Августин обратился к христианству и принял святое Крещение на Пасху 387 года. Не позже 395 года он был рукоположен в епископа Гиппонского.

Среди обширного наследия блаженного Августина особенно выделяется его полемика с Пелагием по вопросу о грехе и благодати. Британский монах Пелагий, опасаясь, что учение о первородном грехе подрывает нравственные усилия христиан, учил, что следствие грехопадения Адама состоит в том, что он подал дурной пример, а человеческая природа не повреждена грехом, и человек, стало быть, может достичь спасения своими личными усилиями. При этом роль Божественной благодати в деле спасения грешника минимизировалась. Блаженный Августин, напротив, подчеркивая глубокое повреждение человеческой природы в результате грехопадения, указывал на необходимость божественной благодати для нашего спасения, при этом минимизируя роль человека в деле осуществления его личного спасения.

Среди трудов блаженного Августина огромное значение имело его сочинение «О граде Божием», в котором он раскрывает христианское понимание истории.

Практические советы

Какому святому по какому случаю молиться?

Чёткой градации по «ответственности» святых за те или иные случаи в церковной традиции не существует, можно молиться любому святому по любым нуждам. Святые молитвенно ходатайствуют за нас перед Богом не будучи ограничены «специализацией».

Тем не менее, опыт свидетельствует о том, что Господь дарует некоторым святым благодать для помощи в тех обстоятельствах, в которых они преуспели, живя в этом мире. Например, при телесных болезнях можно призывать на помощь тех святых, которые в земной жизни были врачами (целителями): великомученика и целителя Пантелеимона, бессребреников Косму и Дамиана, мучеников Кира и Иоанна, прп. Агапита Печерского... Во всех подобных случаях принципиально важно понимать, что практика молиться определённому святому по тому или иному случаю абсолютно не исключает(!) возможности просить его молитв по любому другому поводу.

Требуется рассудительность. Пособий с классификацией святых по определённым нуждам лучше избегать. Также следует не забывать просить молитвенного предстательства по любым вопросам у святого покровителя, имя которого мы носим.

Случайный тест