Постный день. Глас 5-й
- Прп. Мари́и Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста)
- Мчч. Агафопо́да, диакона, Феоду́ла, чтеца, и иже с ними (ок. 303)
- перенесение мощей свт. И́ова, патриарха Московского и всея Руси (1652)
Чтения Священного Писания

Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресные
Тропарь, глас 5
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.
Кондак, глас 5
Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.
Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»
Преподобной Марии Египетской
Тропарь, глас 8
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.
Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.
Кондак, глас 3
Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.
Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.
Ин кондак, глас 4
Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.
Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.
Молитва
О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ мира услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
Святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
Тропарь, глас 5
Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.
Перевод: Ревностный защитник Православия, веры во Христа исповедник, первоиерарх Церкви Русской, святитель отче Иов, о нас Христа Бога моли, веру предков утвердить, грехов отпущение нам даровать и подать миру великую милость.
Ин тропарь, глас 3
Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.
Перевод: Да торжествует Церковь Христова и да радуется город Москва, так как воссиял светильник земли Российской, в исповедании Истины непоколебимый Патриарх Иов, по его же молитвам, Господи, все искушения мира этого и ереси искорени, людей направь к благочестию и укрепи их в Православии.
Кондак, глас 7
В годи́ну лю́тых искуше́ний/ многострада́льному И́ову подо́бяся,/ в же́ртву жи́ву и непоро́чну/ себе́ Христу́ прине́сл еси́,/ обрати́в па́ству к покая́нию,/ терпели́ве И́ове святи́телю,/ моли́ и нам за вся благодари́ти Го́спода/ и всегда́ воздава́ти// сла́ву Бо́гови.
Перевод: Во времена тяжелых испытаний ты, уподобившись многострадальному Иову и принеся себя Христу, как живую и непорочную жертву (Рим.12:1), обратил паству к покаянию, много за Христа претерпевший святитель Иов, молись о том, чтобы и нам за все благодарить Господа и всегда воздавать славу Богу.
Ин кондак, глас 6
Свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче И́ове,/ моли́твою твое́ю ко Го́споду/ храни́ зе́млю Росси́йскую// и спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Светильником Церкви Русской и пастырем добрым (Ин.10:11) явился ты, святитель отче Иов, молитвой твоей ко Господу храни землю Российскую и спаси души наши.
Молитва
О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти, ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк.7:36–39)
Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь ко Господу. Зато и сказано было о ней: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7:47)
О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: «Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него». Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее, в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечно-умною молитвою, а для видимого – делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.
Притча дня
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, как вдруг, прямо накануне праздника, приснилось ему, будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий, говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день».
Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» – думал он.
Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения и как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки, он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:
– Почему ты плачешь?
– У меня сегодня порвались ботинки, и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, новые купить не сможем…
Тогда сапожник успокоил мальчика:
– Давай мне ботинки, я починю тебе их.
Через некоторое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в починенных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил приготовления.
Наступил вечер. Пришла к нему бедная женщина и говорит:
– Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить мне нечем. Но ходить без сапог теперь нельзя – холода наступили…
Сапожник только улыбнулся и сказал:
– Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! – И отдал их женщине, ничего не потребовав.
Наступила ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал Гостя. Сапожнику хотелось спать. Приуныв от бесплодного ожидания, он стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.
Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:
– Пусти меня переночевать. Я весь день в пути, устал и озяб, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…
Сжалился сапожник над ним и пустил в дом, уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он подумал про себя: «Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что Он так и не явился ко мне сегодня… Видно, Он не удостоил меня чести справить с Ним этот великий праздник», – с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник.
И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит:
– Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.
Проповедь дня
- Прот. Григорий Дьяченко. Свв. мученики Агафопод и Феодул.
- Преподобный Марк Афинский.
- Прот. Вячеслав Резников. О подведении итогов. Неделя 5-я Великого поста, Марии Египетской.
- Свт. Филарет Московский. Слово в 5-ю неделю великаго поста.
- Митр. Сурожский Антоний. Преподобная Мария Египетская.
- Свт. Димитрий Ростовский. Поучение в 5-ю неделю великого поста, Мк.10:38, 39.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в Неделю 5-ю Великого поста.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 5-я Великого поста.
- Прот. Димитрий Смирнов. Неделя 5-я Великого поста.
- Свящ. Иоанн Павлов. О покаянии. Преподобная Мария Египетская.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово на пассии в 5-ю Неделю Великого поста. О необходимости молитвы среди искушений.
- Митр. Макарий (Булгаков). Слово в неделю 5-ю Великого поста.
- Митр. Трифон (Туркестанов). Слово в день памяти преподобной Марии Египетской.
- Прот. Василий Михайловский. Неделя 5-я Великого поста.
Основы православия
Тема 108. О содержании Символа веры.
Кого из лиц Святой Троицы можно именовать Вседержителем? Афанасиев Символ веры: Отец – Вседержитель, Сын – Вседержитель, Дух Святой – Вседержитель; впрочем, не Три Вседержителя, но Един Вседержитель. Вспомним вечернее молитвенное правило: Вседержителю, Слово Отчее…
Как понять: седяща одесную (справа от) Отца? У Бога нет ни левой, ни правой стороны, Он наполняет всё Собою, потому что мир видимый пространственно ограничен, а Бог предела не имеет. Это выражение следует понимать так, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом (как Бог) и имеет высочайшее достоинство, как Человек.
Почему седяща, а не стояща (как в Деян.7:56, где подчёркивается поддержка первомученика Стефана Христом)? В Символе веры подчёркивается, что Христос уже совершил наше спасение (искупление).
Что значит Господа животворящего? Самобытного – имеющего причину бытия в Самом Себе (Он – Сама Жизнь), являющегося источником бытия для всего сотворенного Им. Самобытность Христа, как Бога, отмечается на иконах греческим словом ὁ ὤν, вписанным в Его нимб.
Кто из людей упоминается в Символе веры? Дева Мария и Понтий Пилат. Префект упоминается для того, чтобы подчеркнуть историчность казни Спасителя.
Говорит ли Символ веры о том, сколько раз можно принимать Таинство Крещения? Да, единожды. Едино Крещение переводится как единственное. Даже если Таинство Крещения совершено не полным погружением, оно считается совершённым.
Практический совет
Литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением, заключается в том, что с полуночи накануне перед Причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. Продолжительность и мера поста перед святым Причащением могут изменяться в зависимости от воцерковлённости христианина и состояния его здоровья (это согласовывается со священником).
См. также: Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка.
Случайный тест
- посты
- праздники
Поминальные дни 2027
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность.
Все жития
Преподобная Мария Египетская († ок. 521), (память 1/14 апреля и в пятую Неделю Великого поста) провела 47 лет в пустыне в полном уединении, посте, молитве и слезах. Стяжала дар прозорливости, явилась образом совершенного покаяния. Имеет благодать от Бога избавлять от блудной страсти...