Антифон

Литература по теме

Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами (ликами). Исторически антифон — это прежде всего исполнительский приём и только потом — гимнографический жанр.
Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.

antifon - Антифон

В христианском богослужении антифонное пение появляется уже в начале II века: по сообщению историка Сократа Схоластика, такой принцип пения ввел священномученик Игнатий Богоносец в Антиохии и уже отсюда оно распространилось по всему Востоку; есть много свидетельств, что уже в IV веке антифонное пение практиковали в разных Поместных Церквах.

Наряду с древнейшим значением способа пения, слово «антифон» примерно с VII–VIII вв. начинает употребляться для обозначения жанра песнопений. Сначала в Византии термин «антифон» обозначал рефрен к стихам псалма, который является внешним, инородным по отношению к самому псалму (в этом смысле антифон противопоставлялся прокимену, в котором припевом являлся стих того же псалма). Впоследствии термин антифон стал обозначать всю композицию. В константинопольском кафедральном богослужении в составе так называемого песненного последования антифоны были одним из основных структурных элементов; в последование вечерни и утрени входило большое количество (более 10 для каждой службы) разных антифонов. Отличительной особенностью антифонов было пение «Слава» и «И ныне» с припевом в конце псалма; эта особенность сохранилась в большинстве современных антифонов. В монастырском богослужении Константинополя антифоны использовались не столь широко, именно это монастырское богослужение стало основой современного.

В настоящее время антифоны можно классифицировать по их употреблению в общественных службах, то есть выделить антифоны вечерни, утрени и литургии.

1. Антифоны литургии используются чаще всего, эти песнопения в первую очередь ассоциируются с понятием «антифон». Антифоны литургии бывают праздничные, вседневные и изобразительные; при этом первые два типа антифонов восприняты нами из кафедрального богослужения Константинополя.

Праздничные антифоны. Праздничные антифоны поются на литургии в двунадесятые Господские праздники. Они составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с особыми припевами: к каждому стиху 1‑го антифона поется «Мо­литвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев 2‑го антифона особый у каждого праздника («Спаси ны, Сыне Божий… <изменяемая часть в зависимости от праздника> поющия Ти: Аллилуиа»1). Для 3‑го антифона припевом служит тропарь данного праздника. Находятся праздничные антифоны в Апостоле и последованиях служб соответствующих праздников в Минее и Триоди.

Вседневные антифоны очень похожи по своей структуре на праздничные, что закономерно, так как антифоны такого типа использовались в кафедральном богослужении Константинополя и они в полной мере соответствуют древнейшему жанру антифона.  Вседневные антифоны — псалмы 91, 92, 94 с припевами (соответственно «Мо­литвами Богородицы, Спасе, спаси нас», «Мо­литвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуия»). В Константинополе они пелись регулярно, у нас же они поются редко (только в седмичные дни в случае святых без знака). Эти антифоны находятся в Ирмологии и Апостоле.

Изобразительные антифоны – в настоящее время основной (самый частый) тип антифонов на литургии. Это Псалмы 102, 145 и Заповеди блаженства. Они не являются антифонами в классическом смысле, так как поются без рефрена. Эти антифоны перешли к нам из чина изобразительных, который использовался в монастырском богослужении Константинополя.

2. Антифоны вечерни. В первую очередь этот термин применяется к 1‑й кафисме, которая поется целиком в воскресные дни и в формате только 1‑го антифона (то есть первой «Славы») на праздничных богослужениях в седмичные дни. «Блажен муж…» в полной мере соответствует древнему константинопольскому антифону, так как имеет все необходимые атрибуты: поется с припевом «Аллилуиа», имеет «Слава» и «И ныне» в конце. Также антифонами именуют части кафисмы, читаемой на литургии Преждеосвященных Даров (хотя эта кафисма не поется).

3. Антифоны утрени — степенные антифоны. Эти антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени и представляют собой подобие степенных псалмов (то есть Пс.119–133), или «песней степеней». Степенных антифонов всего 8 (по числу гласов), и текст их находится в Октоихе. Каждый антифон любого гласа состоит из трех частей, кроме 8‑го, где имеются четыре части. Эти антифоны не имеют рефрена, то есть отличаются от антифонов в первоначальном смысле этого слова. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенному антифону присоединено в конце прославление Святаго Духа.

Кроме перечисленных регулярно используемых антифонов в годичном круге встречаются отдельные песнопения, которые также называются антифонами, но имеют своеобразную структуру. В частности, на утрени Великой Пятницы поется 15 антифонов, однако эти антифоны больше похоже на седальны или стихиры.

antifon 2 - Антифон

Цитаты об антифоне

«Антифоны составляли первоначально своего рода отдельную службу, совершавшуюся до Евхаристии и, вначале, вне храма. Она принадлежала к типу литии (процессии по городу), чрезвычайно популярной в Византии, а в теперешнем богослужении сохранившейся как лития на Всенощном Бдении и «крестные ходы». В дальнейшем, по той логике развития богослужения, в которой действует своеобразный закон превращения «особенностей» в «общее правило», служба эта стала мыслиться как уже неотъемлемая часть Евхаристии, как литургическое выражение «собрания в Церковь». Однако и тут она все еще воспринималась как отдельная, вводная часть: Патриарх, например, входил в храм только после пения антифонов. Это же до сего дня видно в нашей архиерейской Литургии, в которой архиерей фактически не участвует до «малого входа», так что и начальное «благословение Царства» и все возгласы делаются священниками».
протопресвитер Александр Шмеман


Примечание:

1 Исключением является праздник Пятидесятницы, когда полагается иной припев: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки